ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-11450/20 от 31.07.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи  Голубевой Е.А., ознакомившись с ходатайством закрытого акционерного общества  «Юнитеррос»о принятии обеспечительных мер по делу № А75-11450/2020, 

установил:

закрытое акционерное общество «Юнитеррос» (далее – заявитель, Кооператив) обратился  в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу -  Югре об оспаривании решения от 15.07.2020 № 129. 

Определением от 31.07.2020 исковое заявление принято судом к рассмотрению. 

Одновременно Общество обратился в суд с заявлением о принятии обеспечительных  мер в виде запрета филиалу федерального государственного бюджетного учреждения  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу вносить изменения в  Единый государственный реестр недвижимости в сведения об объектах недвижимости -  принадлежащих АО «Завод промышленных строительных деталей» земельных участках с  кадастровыми номерами 86:10:0101142:428 и 86:10:0101142:51 в части исключения  сведений об особых условиях их использования в связи с наличием установленной  санитарно-защитной зоны для объектов ЗАО «ЮНИТЕРРОС». 

Исследовав заявленное ходатайство, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле,  а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица может принять срочные  временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов  заявителя (обеспечительные меры). 


Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если  непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного  акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами  Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного  ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Частью 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному  требованию. 

Перечень указанных в данной статье мер не является исчерпывающим, арбитражным  судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может  быть принято несколько обеспечительных мер. 

Таким образом, обеспечительные меры должны быть непосредственно связаны  с предметом спора, должны быть соразмерными заявленному требованию, необходимыми  и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба  и принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств дела. 

Как следует из содержания статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в определении от 06.11.2003 № 390-О, целью обеспечительных мер в  арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица,  участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на  обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение  затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение  причинения значительного ущерба заявителю. 

Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд оценивает, насколько  истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом  заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую  реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями,  предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ. Оценка необходимости применения  обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению,  основанному на изучении всех обстоятельств, положенных в обоснование заявления о  принятии мер (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55). 

Как следует из заявления Общества, оспариваемым решением Управления  предусмотрена отмена санитарно-защитной зоны для объектов ЗАО «ЮНИТЕРРОС»,  расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 86:10:0101142:428 и  86:10:0101142:51 и отмена ограничений использования земельных участков, 


расположенных в границах территории санитарно-защитной зоны для упомянутого  объекта. 

Оспариваемое решение предусмотривает направление его копии в филиал  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая  палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по  Уральскому федеральному округу для внесения изменений в Единый государственный  реестр недвижимости и исключения сведений о границах санитарно-защитной зоны для  объектов ЗАО «ЮНИТЕРРОС». 

Согласно части 1 статьи 81. Гражданского кодекса РФ В случаях, предусмотренных  законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному  лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат  государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество  осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов  проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности  государственного реестра. 

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской  Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,  подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной  регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также  ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются положениями  Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). 

Согласно части 2 статьи 1 названного Закона единый государственный реестр  недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном  в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о  зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их  возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с  настоящим Федеральным законом сведений. 

В силу части 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на  недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения,  изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество  или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества и осуществляется в  соответствии с частью 4 данной статьи посредством внесения в ЕГРП записи о праве на  недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр  недвижимости. 

Частью 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ определено, что государственной регистрации  подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и 


сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса  Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом,  государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании  договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного  самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества. 

Одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав согласно  пункту 1 части 2 данной статьи Закона являются: акты, изданные органами  государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции  и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания  таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход,  прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости. 

В силу части 3 статьи 34 Закона, содержащей правила внесения в Единый  государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке  межведомственного информационного взаимодействия, документы (содержащиеся в них  сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 являются основанием для внесения  сведений в Единый государственный реестр недвижимости. 

Сведения о санитарно-защитных зонах подлежат отражению в Едином  государственном реестре недвижимости, 

Таким образом, непринятие испрашиваемой обеспечительной меры повлечет  внесение в Единый государственный реестр недвижимости изменений, связанных с  отменой ранее установленной санитарно-защитной зоны объекта, эксплуатируемого ЗАО  «ЮНИТЕРРОС», до разрешения судом вопроса о законности оспариваемого по  настоящему делу решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу  - Югре об отмене санитарно-защитной зоны для объекта ЗАО «ЮНИТЕРРОС»,  расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 86:10:0101142:428 и  86:10:0101142:51. 

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существо заявленных  требований, суд приходит к выводу о необходимости принятия обеспечительных мер в  виде запрета филиалу федерального государственного бюджетного учреждения  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу совершать действия,  направленные исполнение решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому  автономному округу - Югре от 15.07.2020 № 129 до рассмотрения настоящего спора по  существу. 


В данном случае целью принятия обеспечительных мер является сохранение  существующего состояния отношений (status quo) между сторонами в целях обеспечения  баланса частных и публичных интересов и недопущения затруднения или невозможности  исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований. 

При этом суд учитывает, что обеспечительные меры являются ускоренным  средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления  доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны  по существу спора (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами  обеспечительных мер»). 

Обеспечительные меры предусмотрены лишь как временные меры, максимальный  период действия которых ограничен моментом рассмотрения дела по существу, и не  препятствуют правомочиям собственника объекта недвижимости. 

В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечительные меры  по ходатайству лица, участвующего в деле, могут быть отменены арбитражным судом,  рассматривающим дело, при наличии обстоятельств, обосновывающих необходимость  отмены обеспечительных мер. 

При обращении с ходатайством о принятии обеспечительных мер ЗАО  «ЮНИТЕРРОС» ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. В  соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации ходатайство  о принятии обеспечительных мер государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 90-93, 184, 185, 188, 199 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры, 

определил:

заявление закрытого акционерного общества «Юнитеррос» удовлетворить.

Запретить филиалу федерального государственного бюджетного учреждения  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу совершать действия,  направленные исполнение решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому  автономному округу - Югре от 15.07.2020 № 129, до рассмотрения настоящего дела по  существу и вступления в законную силу решения по настоящему делу. 

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре возвратить закрытому акционерному обществу  «Юнитеррос» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000  рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению № 288 от 27.07.2020. 


Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой  арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после вынесения определения  путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры. 

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного  документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. 

Судья Е.А. Голубева

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 01.10.2019 8:58:04

Кому выдана Голубева Елена Анатольевна