ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-11467/2022 от 29.09.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении судебного разбирательства

г. Ханты-Мансийск

29 сентября 2022 г.

Дело № А75-11467/2022

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-11467/2022
по исковому заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***> от 17.09.2004, ИНН <***>, адрес: 625000, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ОГРН <***> от 30.09.2002, ИНН <***>, адрес: 628260, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  в размере 6 651 860 рублей 74 копеек,  пени  в размере 653 545 рублей 32 копеек,

при участии представителей:

от истца – ФИО2, доверенность №02-5368 от 14.03.2022,

от ответчика – ФИО3, доверенность №Юр/21/322 от 10.12.2021, ФИО4, доверенность №Юр/22/121 от 19.09.2022,

установил:

определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2022 года в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлено  по подсудности заявление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  в размере 6 651 860 рублей 74 копеек,  пени 
в размере 653 545 рублей 32 копеек.

Общество  в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  и  пени  отказать. Указывает,  что готово добровольно возместить вред окружающей среде,  причиненный в результате аварии на магистральном газопроводе (т.1 л.д. 118-123).

От заявителя поступили письменные возражения на отзыв (т.2 л.д. 7-11).

Определением суда от 11.08.2022 судебное заседание отложено на 29.09.2022 года.

До судебного заседания от истца  поступили дополнительные документы.

До судебного заседания от ответчика поступили письменные пояснения, дополнительные документы

В судебном заседании представитель заявителя просил удовлетворить требования, представитель ответчика возражал по доводам отзыва.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что специалистами Межрегионального отдела администрирования платежей был проведен контроль полноты исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год
в отношении  ООО «Газпром трансгаз Югорск» (Ямбургское ЛПУ МГ) и выявлено следующее:

- в Разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» не произведено исчисление сверхлимитной платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками, в связи с аварией, произошедшей 02.11.2020 на магистральном газопроводе, находящемся на территории деятельности Ямбургского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Югорск»;

- в столбце 13 Раздела 1 не применен дополнительный коэффициент 2. Согласно утвержденному приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899» в столбце 13 Раздела 1 в строках в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы.

- в Разделе 2 «Расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты» не применен дополнительный коэффициент 2. Согласно утвержденному приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899» в столбце 14 Раздела 2 в строках в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы.

- в Разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства» в столбце 22 не применен дополнительный коэффициент 2. Согласно утвержденному приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899» в столбце 22 Декларации в строках в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р
от 08.05.2009 (изменения вступили в силу с И февраля 2021 года, распоряжение Правительства РФ 11.02.2021 № 307-р,) утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в согласно данному перечню Надымский муниципальный район, Ямало-Ненецкого автономного округа попадает в данный перечень.

Управлением после выявления вышеуказанных фактов в адрес Общества направлено требование от 12.10.2021 о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Требование от 12.10.2021) (т.1 л.д. 32-34).

В ответ на Требование от 12.10.2021 Обществом в адрес Управления направлено письмо от 22.10.2021 № 01/002/36-09851 с разъяснениями и обоснованиями о неприменении дополнительного коэффициента 2 к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В части возмещения вреда, причиненному окружающей среде (атмосфере) в результате аварии, произошедшей на газопроводе, юридическое лицо готово возместить в добровольном порядке. В письме ООО «Газпром трансгазЮгорск» сообщается, что урегулирование указанных непредвиденных обязательств осуществляется по договору, заключенному с АО «СОГАЗ». И для решения сложившейся ситуации в досудебном порядке, юридическое лицо просит направить в его адрес требование
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате аварии с указанием реквизитов оплаты, а не требование о взыскание сверхнорамтивной платы за  негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д. 35-36)

Рассмотрев указанное письмо, Управлением были приняты во внимание доводы, указанные в части неприменения дополнительного коэффициента 2, к ставкам платы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Специалистами Межрегионального отдела администрирования платежей составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 5 от 30.11.2021 (т.1 л.д. 93-95) и выставлено требование от 30.11.2021 № 5 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней (т.1 л.д. 96-101) .

На требование от 30.11.2021 ООО «Газпром трансгазЮгорск» направило письмо от 17.12.2021 № 01/002/36-11547 в котором даны разъяснения о том, что магистральный газопровод (линейная часть) к стационарным источникам выбросов не относиться, а превышение установленных нормативов допустимых выбросов, образовавшихся в результате аварии на магистральном газопроводе, не подлежит включению в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению лицом, его причинившим и ООО «Газпром трансгаз Югорск», готово в добровольном порядке возместить причиненный вред, при условии направлении Управлением реквизитов для возмещения ущерба (т.1 л.д. 102-104).

Управлением в адрес юридического лица направлено письмо от 23.12.2021
№ 05-26151, где указано, что по сведениям, имеющимся в Управлении, у ООО «Газпром трансгаз Югорск» (Ямбургское ЛПУМГ) имеются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду II, III категории. В том числе на одном из объектов имеются такие источники выбросов, как СОГ-3 Газопровод «контур СОГ-3», КЦ-5 Газопровод на подогреватель газа ц. 5, JT4 59 Уч-к МГ Ямбург-Поволжье JIK62.45 км, КЦ-6 Газопровод «Большой контур» (т.1 л.д. 105-105-108).

Управление пришло к выводу, что данный объект имеет в наличии магистральный трубопровод (линейная часть), который является единой неразрывной частью объекта в целом и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. При непосредственной эксплуатации нефтегазового оборудования может произойти его разгерметизация, в том числе в результате механического повреждения, неисправности запорной арматуры (вентилей) и т.д.

По мнению Управления, данные выбросы будут считаться аварийными. Нормирование выбросов и установление нормативов допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) в отношении аварийных выбросов не предусмотрено действующим законодательством.

Неоплата ответчиком задолженности по сверхнормативным платежам за негативное воздействие на окружающую  среду  и  пени явилось основанием для обращения заявителя  в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым отложить судебное заседание в связи с поступлением в материалы дела от ответчика дополнительных доказательств непосредственно перед судебным заседанием.

Руководствуясь статьями 158, 184, 185, 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры

определил:

судебное заседание по рассмотрению искового заявления Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отложить на 26 октября 2022 года в 14 часов 00 минут по адресу:
<...>, зал № 301.

Для участия в заседаниях представителям лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует иметь при себе документы, подтверждающие полномочия (паспорт гражданина;  копию и подлинник доверенности, копию и подлинник диплома о высшем юридическом образовании).

Суд разъясняет, что в соответствии с пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Информация о движении дела может быть получена по тел. <***> (канцелярия суда),  95-88-31 (офис судьи), на сайте Федеральные Арбитражные Суды Российской Федерации: http://www.arbitr.ru, на сайте суда: http://www.hmao.arbitr.ru.

Адрес для корреспонденции: ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628011
(при переписке обязательно ссылаться на номер дела).

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева