Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Ханты-Мансийск
10 февраля 2017 г. | Дело № А75-12490/2016 |
Резолютивная часть определения оглашена 07 февраля 2017 г.
Полный текст определения изготовлен 10 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фёдорова А.Е., судей Истоминой Л.С., Чешковой О.Г.,
при ведении протокола заседания секретарем Ощепковой И.Л., рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628611, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к администрации города Сургута (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о признании недействительным постановления,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.02.2016 № 30/17,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 26.07.2016 № 439,
от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 18.07.2016 № 19,
установил:
акционерное общество «Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к администрации города Сургута (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным постановления от 28.09.2016 № 7228 «О признании утратившим силу постановления администрации города от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка» и об обязании администрацию в течение семи дней с момента вступления в силу решения суда опубликовать в средствах массовой информации и разместить на сайте администрации города Сургута информацию о признании недействительным постановления администрации города Сургута от 28.09.2016 № 7228 «О признании утратившим силу постановления администрации города от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - третье лицо, управление, антимонопольный орган).
В судебном заседании представитель администрации во исполнение определения суда от 12.01.2017 представил письменные пояснения и документацию
по планировке территории микрорайона 30 города Сургута, утвержденную постановлением от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории микрорайона 30 города Сургута», заключения по результатам публичных слушаний, обоснование к проекту планировки микрорайона 30 города Сургута.
Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители администрации и управления поддержали ходатайства о приостановлении производства по делу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что между администрацией и закрытым акционерным обществом «Югорское Управление Инвестиционно-Строительными Проектами» (далее –
ЗАО «ЮУИСП») 25.09.2006 на основании протокола о результатах аукциона от 15.09.2006 № 3 заключен договор аренды земельного участка № 716 (далее - договор аренды).
По договору аренды администрация передала ЗАО «ЮУИСП» земельный участок, общей площадью 490 789 кв. м, кадастровый номер 86:10:01:01 000:0337, расположенный по адресу: территориальная зона Ж.З., микрорайон 30, г. Сургут, Тюменская область.
В соответствии с пунктом 3.2.6 договора аренды ЗАО «ЮУИСП» обязан в срок до 01.08.2016 осуществить строительство объектов в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж.З.-30 и утвержденным проектом планировки, с указанным минимальным объемом ввода в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры и внутриквартальных проездов, необходимого для ввода объектов микрорайона № 30 и построить и ввести в эксплуатацию 301 190 кв.м жилья.
Постановлением администрации от 21.12.2007 № 4235, утвержден проект планировки и проект межевания микрорайона 30 города Сургута.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято Постановление от 08.07.2010 № 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы».
Постановлением от 18.08.2011 внесены изменения в программу № 311-п. Согласно данным изменениям в 30 микрорайоне города Сургута утвержден перечень строительства объектов капитального строительства, а именно 4 детских сада.
Постановлением администрации от 03.04.2012 № 2201 утвержден проект планировки и проект межевания микрорайона 30 города Сургута. Корректировка.
Постановлением от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка», увеличена площадь вводимого в эксплуатацию жилья до 470 725 кв.м жилья.
ООО «Управляющая компания «Цент Менеджмент» обратилось 05.05.2016
в антимонопольный орган с заявлением о проверке законности действий администрации по изменению установленного им при проведении аукциона объемов жилищного строительства.
Антимонопольным органом администрации выдано предупреждение от 05.08.2016 № 6, согласно которому действия администрации, выразившиеся в принятии постановления от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка» признаны нарушающими требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения предупреждения от 05.08.2016 № 6, администрация приняла постановление от 28.09.2016 № 7228 «О признании утратившим силу постановления администрации города от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка».
Посчитав, что названное постановление нарушает права общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно пунктам 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
Таким образом, для отнесения оспариваемого акта к нормативным актам суд должен установить факт распространения правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проекты планировки территории являются одним из видов градостроительной документации.
В силу частей 1 и 5 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
В соответствии с частью 2 названной статьи проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
В части 10 статьи 45 ГрК РФ указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 20 статьи 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно раздела I Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-111 ГД (далее - Правила), указанные Правила устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений и наряду с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Сургут создают условия для устойчивого развития территории муниципального образования, его планировки, застройки и благоустройства, развития жилищного строительства, производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, рационального использования природных ресурсов, а также сохранения и развития историко-культурного наследия, обеспечивают права и законные интересы физических и юридических лиц, создают условия для привлечения инвестиций
В соответствии со статьей 2 Правил настоящие Правила подлежат применению на всей территории городского округа в границах, установленных согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.11.2004 N 63-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми субъектами градостроительных отношений.
Согласно статье 4 Правил подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий городского округа, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Постановлением администрации от 21.12.2007 № 4235 утвержден проект планировки и проект межевания микрорайона 30 города Сургута.
Постановлением администрации от 03.04.2012 № 2201 утвержден проект планировки и проект межевания микрорайона 30 города Сургута. Корректировка в составе основного чертежа планировки названной территории, определяющего согласно приложению разбивочный чертеж красных линий, включая ведомость координат поворотных точек; схемы развития транспортной и инженерной инфраструктур и связи; положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, содержащее сведения о зонах размещения объектов капитального строительства и их видах, красные линии, градостроительные регламенты.
В силу приведенных норм ГрК РФ и с учетом Правил указанные постановления устанавливают нормы и положения, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт или реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, новых магистралей и улиц, государственными органами и должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности.
Названные лица должны осуществлять свою деятельность с учетом установленных указанным актом красных линий - линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц, - улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пункт 12 той же статьи), нормативов, коэффициентов плотности и параметров застройки, указанных в приложениях к данным актам.
С учетом изложенного указанные постановления являются нормативными актами. Соответственно и постановление от 14.07.2015 № 4896 «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и межевания территории микрорайона 30 города Сургута. Корректировка» таковым является.
Оспариваемое постановление от 28.09.2016 № 7228, отменяющее нормативный правовой акт, также обладает признаками нормативного правового акта.
Ссылка заявителя на пункт 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58, которым определено, что проекты планировки не относятся к нормативным актам, не принимается во внимание суда, поскольку суд исходил не только из наименования документа, но, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48, проверял наличие в нем признаков, свидетельствующих о нормативности спорного постановления.
На основании части 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ), вступившей законную силу с 06.08.2014, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 228-ФЗ дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными АПК РФ и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Применительно к упомянутой норме арбитражный суд может рассмотреть по существу дело об оспаривании нормативного акта только при наличии доказательств принятия к производству заявления об оспаривании нормативного акта до 06.08.2014.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2014 N 16256/13.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Из материалов дела следует, что при обращении в суд с настоящим заявлением заявитель платежным поручением от 28.09.2016 № 5007 уплатил государственную пошлину в размере 6 000 руб.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110, 112 АПК РФ, принимая во внимание пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2014 № 46, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями 150, 151, 184-188 АПК РФ, арбитражный суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
производство по делу № А75-12490/2016 прекратить.
Возвратить акционерному обществу «ЮграИнвестСтройПроект» государственную пошлину в размере 6000 рублей, уплаченную на основании платежного поручения от 28.09.2016 № 5007.
Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Е. Фёдоров
Судьи Л.С. Истомина
О.Г. Чешкова