Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Ханты-Мансийск
29 марта 2017 г. | Дело № А75-1452/2017 |
Резолютивная часть определения объявлена 27 марта 2017 г.
Полный текст определения изготовлен 29 марта 2017 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Истоминой Л.С., судей Голубевой Е.А., Дроздова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яшуковой Н.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС» к администрации городского поселения Излучинск о признании незаконным пункта 1.3 Постановления от 21.11.2016 № 713 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»,
с участием представителей сторон:
от заявителя - ФИО1 по доверенности № 8 от 01.01.2017,
от заинтересованного лица - не явились,
установил:
закрытое акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС» (далее - общество,
ЗАО «Нижневартовская ГРЭС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 1.3 Постановления администрации городского поселения Излучинск от 21.11.2016 № 713 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Постановление).
Как следует из преамбулы оспариваемого акта, Постановление принято в целях обеспечения условий для устойчивого развития территории муниципального образования городское поселение Излучинск на основании протокола публичных слушаний
и заключения о результатах публичных слушаний по проекту актуализации теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.11.2016.
Пунктом 1.3 Постановления внесены изменения в книгу 1 «Утверждаемая часть «Схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Абзац пятый пункта г) раздела
4 «Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии» изложен в следующей редакции: «-сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной магистрали до 2019 года».
Согласно пункту 3 Постановления оно вступает в силу после его официального опубликования.
Схема теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Схема теплоснабжения) утверждена Постановлением Администрации Нижневартовского района от 26.06.2014
№ 1216 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск
и определении единых теплоснабжающих организаций» (далее - Постановление
от 26.06.2014 № 1216).
В соответствии с пунктом 2 Постановления от 26.06.2014 № 1216 единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения пгт. Излучинск определено ЗАО «Нижневартовская ГРЭС».
Абзацем пятым пункта г) раздела 4 «Графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и котельных, меры по выводу из эксплуатации, консервации и демонтажу избыточных источников тепловой энергии, выработавших нормативный срок службы, в случае, если продление срока службы технически невозможно или экономически нецелесообразно» Схемы теплоснабжения, до внесения
в него изменений, были предусмотрены два варианта резервирования подачи тепла
в п.г.т. Излучинск:
«-строительство новой транзитной магистрали от НВ ГРЭС до п.г.т. Излучинск 2 Ду 500 мм протяженностью 3 км;
- сохранение в работе резервной котельной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали (ориентировочно до 2017 года), для чего в 2014 году предусматривается модернизация ее системы газоснабжения».
Полагая, что пункт 1.3 оспариваемого Постановления, предусматривающий сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной магистрали
до 2019 года, неправомерно возлагает на ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» обязательство
по эксплуатации резервного источника теплоснабжения и влечет убытки, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявления указано, что ряд положений Схемы теплоснабжения позволяют прийти к выводу об отсутствии в п.г.т. Излучинск дефицита тепловой энергии. Так, в таблице 3.5 «Балансы тепловой энергии (мощности) и перспективной тепловой нагрузки в сетевой воде в зоне действия Нижневартовской ГРЭС с определением резерва (дефицита) ее тепловой мощности» в базовом 2012 году при установленной мощности оборудования в размере 758 Гкал/ч резерв тепловой мощности составляет 249,4 Гкал/ч,
в 2017 году при прогнозной установленной мощности оборудования (без КЖП) в размере 616 Гкал/ч резерв мощности составит 208,8 Гкал/ч. В пункте а) раздела 5 Схемы теплоснабжения указано: «В г.п. Излучинск зоны с дефицитом тепловой мощности отсутствуют».
Общество ссылается на то, что надлежащим образом исполнило требование органов местного самоуправления о приостановке вывода из эксплуатации КЖП, сохраняя котельную жилого поселка в эксплуатации до 2017 года. Однако, при этом органом местного самоуправления в рамках реализации полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения поселка не предприняты меры для реализации мероприятий
по строительству резервной тепломагистрали, которые были предусмотрены утвержденной Схемой теплоснабжения.
Дополнительно заявитель указывает на то, что затраты на содержание КЖП
с 2016 года исключены из тарифов на тепловую энергию, а в предоставлении субсидии
из бюджета городского поселения на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией источника тепловой энергии, письмом от 26.12.2016 исх. № 4979 было отказано.
Администрация городского поселения Излучинск (далее - Администрация), возражая относительно заявленных требований, указала, что изменения в Схему теплоснабжения внесены в результате проведения ежегодной актуализации. Полномочие по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, которое ранее осуществлялось органами местного самоуправления Нижневартовского района на территории поселка, с 14.07.2016 на основании соглашений в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» передано органам местного самоуправления городского поселения Излучинск.
Администрация при внесении изменений в Схему теплоснабжения руководствовалась частью 5 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении», предусматривающей, что схемы теплоснабжения должны отвечать критерию безопасности системы, которая, в свою очередь, определяется показателями резервирования (т.е. включения дополнительных элементов в систему, позволяющую
в случае сбоя работы поддержать систему), бесперебойной работы, живучести источников тепловой энергии (то есть способности сохранять свою работоспособность в аварийных ситуациях, а также после длительных остановок).
Заслушав представителя заявителя и проанализировав содержание пункта
1.3 Постановления, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Постановление обладает признаками нормативного правового акта, принятого в соответствии
с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон
о теплоснабжении).
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации, относится в соответствии со статьей 6 Закона
о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения
в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
Схема теплоснабжения в силу части 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округ.
Уполномоченные в соответствии с названным Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения (часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении).
В силу части 5 статьи 23 Закона о теплоснабжении при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая, в том числе такими показателями, как резервирование системы теплоснабжения.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том,
что принятое органом местного самоуправления в процессе ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Постановление, которым внесены изменения в показатели резервирования системы теплоснабжения поселка, является по своей правовой природе нормативным правовым актом.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные
на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений
(пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Оспариваемые положения Постановления фактически распространяются
на неограниченный круг лиц п.г.т. Излучинск, рассчитаны на неоднократное применение в установленный период регулирования, в связи с чем обладают нормативными свойствами.
Следовательно, требования об оспаривании Постановления должны быть рассмотрены в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством
для оспаривания нормативных правовых актов.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации отнесено к компетенции Суда
по интеллектуальным правам.
Таким образом, споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов, не относятся к подведомственности арбитражных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с прекращением производства по делу уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
определил:
прекратить производство по заявлению закрытого акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС» к администрации городского поселения Излучинск о признании незаконным пункта 1.3 Постановления от 21.11.2016 № 713 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Возвратить закрытому акционерному обществу «Нижневартовская ГРЭС»
из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 298 от 31.01.2017.
Определение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий судья Л.С. Истомина
Судьи Е.А. Голубева
А.Н. Дроздов