ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-15402/18 от 05.10.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии заявления

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи  Чешковой О.Г., ознакомившись с заявлением муниципального унитарного пассажирского  автотранспортного предприятия муниципального образования г.Пыть-Яха к Департаменту  труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  об оспаривании предписания от 23.08.2018 № 12, 

установил:

изучив заявление и приложенные к нему документы, суд пришел к выводу о том, что  следует отказать в принятии заявления общества ввиду следующего. 

В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие  дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно пункту 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного  судопроизводства возникающие из административных и иных публичных  правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением  организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности,  в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Само по себе наличие статуса юридического лица у сторон не является  безусловным основанием для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. 


Для решения вопроса о подведомственности дела арбитражному суду необходима  совокупность двух критериев: сочетание характера правоотношения и субъектного  состава его участников. 

В оспариваемом предписании от 23.08.2018 № 12 речь идет о нарушении  работодателем законодательства о труде и охране труда, в связи с чем характер спорных  правоотношений носит не экономический характер, а соответственно данный спор не  подведомственен арбитражному суду. 

Статьёй 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов  государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или  оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из  гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных  правоотношений относятся к подведомственности судов общей юрисдикции. 

Предприятию выдано предписание не как субъекту экономической деятельности.  В данном случае, неисполнением работодателем обязанности по организации рабочих  мест и трудоустройства инвалидов, нарушаются права неопределенного круга лиц на  труд. 

Согласно части 1 и 2 статьи 13 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для  отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема  на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон распространяет свое  действие на всех работодателей независимо от организационно-правовой формы, а как  участник правоотношений в сфере трудовой деятельности, связанной с приемом на работу  инвалидов. 

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность  работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской  Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4  процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность  работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек,  законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для  приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной  численности работников. 


Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих  мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий,  учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном  предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых  уже работают граждане указанной категории. 

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз (ред.  от 11.03.2015) «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре» регулирует вопросы социальной защиты отдельных категорий  граждан и трудового законодательства, устанавливает правовые, экономические и  организационные основы квотирования рабочих мест в округе для приема на  работу инвалидов, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест  для инвалидов. 

Обязанность по организации квотируемых рабочих мест за счет собственных  средств возложена названным Законом именно на работодателей, причем независимо  от организационно-правовых форм и форм собственности организаций  (статья 7 Закона № 89-оз). 

Указанный Закон устанавливает размер и порядок установления квоты, условия  и правила трудоустройства инвалидов, права и обязанности работодателей в связи  с установлением и соблюдением обязанности соблюдать квоты. 

По существу закрепляется правовой механизм реализации соответствующих  положений федеральных законов о занятости и о социальной защите инвалидов,  устанавливающих обязанность работодателей квотировать рабочие места для инвалидов. 

Обязанность по трудоустройству социально незащищенной категории граждан  возложена законодателем непосредственно на работодателя, независимо от  организационно-правовой формы организации, и не в связи с осуществлением  предпринимательской либо иной экономической деятельности. 

Более того, работодатель несет ответственность за отказ в приеме на  работу инвалида в пределах установленной квоты. 

Поскольку предметом спора по настоящему делу является предписание,  основанием для выдачи которого, послужило нарушение предприятием как работодателем  указанных выше нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере  создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в установленном  количестве, следовательно, данный спор вытекает из трудового законодательства и не 


может рассматриваться как экономическая деятельность предприятия, направленная на  получение прибыли. 

Учитывая изложенное, настоящий спор арбитражному суду не подведомственен и  подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. 

В заявлении отсутствуют сведения о том, что заявитель обращался за защитой  нарушенного права в суд общей юрисдикции и данным судом отказано в принятии  заявления в связи с неподведомственностью спора. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если  исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном  суде. 

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что, настоящий спор не  подлежит рассмотрению арбитражным судом. 

Суд обращает внимание заявителя на то, что отказ в принятии заявления в данном  случае не препятствует предприятию обратиться в суд общей юрисдикции. 

Уплаченная заявителем государственная пошлина по делу подлежит возврату из  федерального бюджета на основании и в порядке, предусмотренном статьей  333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 127.1, 184, 207 АПК РФ, Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, суд 

определил:

отказать муниципальному унитарному пассажирскому автотранспортному предприятию  муниципального образования г.Пыть-Яха в принятии заявления к производству. 

Копию определения с заявлением и прилагаемыми к нему документами, указанными  в перечне в количестве 7 наименований документов, направить заявителю. 

Возвратить муниципальному унитарному пассажирскому автотранспортному  предприятию муниципального образования г.Пыть-Яха из федерального бюджета  государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению  от 24.09.2018 № 1313. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства  в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.  Жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры. 

Судья О.Г. Чешкова