ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-1854/20 от 11.02.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии заявления о выдаче

судебного приказа

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи  Заболотина А.Н., при рассмотрении вопроса о принятии к производству заявления  государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) к  автономной некоммерческой организации дополнительного образования молодежи «Институт  проектных инициатив» о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 500  рублей, 

установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации  в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) (далее -  взыскатель, орган Пенсионного фонда Российской Федерации) обратилось в суд  с заявлением к автономной некоммерческой организации дополнительного образования  молодежи «Институт проектных инициатив» (далее - должник) о выдаче судебного приказа на  взыскание 500 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о  застрахованных лицах (по форме «исходная») за июль 2019 года необходимых для  осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования. 

Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, суд приходит  к следующим выводам. 

В силу части 1 статьи 229.1 АПК РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный  судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям  взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 АПК РФ


Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -  Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлена ответственность  страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде  финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных  и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в  органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка  представления сведений в форме электронных документов. 

В соответствии с частью семнадцатой статьи 17 Закона об индивидуальном  (персонифицированном) учете в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем  финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций  производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации  в судебном порядке. 

Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном  (персонифицированном) учете не определены. 

В то же время статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ  «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Закон  об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства  Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает,  что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное  пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой,  регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные  с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций,  предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете,  распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено  законодательством об обязательном пенсионном страховании. 

Статья 46 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок взыскания налога, сбора,  страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций  и индивидуальный предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок  обращения за выдачей судебного приказа. 

Вместе с тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в  пунктах 1-3 статьи 48 Налогового кодекса РФ указано, что заявление о выдаче судебного  приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения  требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает  3 000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма 


задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока  исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене  судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не  позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения  об отмене судебного приказа. 

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также  универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 2-3 статьи 48 Налогового кодекса  РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать  допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с  взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Согласно части 3 статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам  о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер  подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тысяч рублей. 

Таким образом, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской  Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных  предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного  производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок  добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная  задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 рублей, но не  превышает 100 тысяч рублей. 

При несоблюдении данных условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления  о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 АПК РФ

При изучении документов, представленных заявителем в подтверждение  обоснованности заявленных требований, суд установил, что взыскателем заявлены требования  о выдаче судебного приказа на взыскание с должника 500 рублей финансовых санкций за  несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М  «исходная») за июль 2019 года, что составляет менее 3000 руб., предусмотренных статьей 48  Налогового кодекса РФ. 

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной  в ответе на вопрос 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2  (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019,  требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании  финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть  рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии  следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено  требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по  финансовым санкциям превысила 3 000 рублей, но не превышает 100 000 рублей. 


При несоблюдении данных условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления  о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 АПК РФ

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в  принятии заявления о выдаче судебного приказа. 

Руководствуясь статьями 184, 185 и 229.4 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры, 

определил:

отказать в принятии заявления государственного учреждения – Управления Пенсионного  фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  (межрайонное) о выдаче судебного приказа на взыскание 500 рублей  с автономной некоммерческой организации дополнительного образования молодежи  «Институт проектных инициатив». 

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня  его вынесения в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и  подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. 

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в  соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме  электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим  заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного  суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного  доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено  настоящим Кодексом. 

По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного  судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня  поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с  уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Судья А.Н. Заболотин

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 01.08.2019 5:33:04

Кому выдана Заболотин Анатолий Николаевич