ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-3397/14 от 28.10.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д.27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

05 ноября 2019 г.

Дело № А75-3397/2014

Резолютивная часть определения оглашена 28.10.2019.

Определение в полном объеме изготовлено 05.11.2019.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Микрюковой Е.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пуртовой М.В., рассмотрев в судебном заседании заявление рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «УралСпецСтрой», открытого акционерного общества «РЭТЗ «Энергия» о признании недобросовестными и не соответствующими закону действия и бездействия членов комитета кредиторов ФИО1, ФИО2, ФИО3, прекращении полномочий комитета кредиторов в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО3, без участия представителей сторон,

установил:

решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.05.2017 общество с ограниченной ответственностью «Строительно-Промышленная Компания «СибЭнергоСтрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Срок конкурсного производства продлевался. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в отношении должника отложено на 01.10.2019.

27.09.2019 в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «УралСпецСтрой», открытого акционерного общества «РЭТЗ «Энергия» о признании недобросовестными и не соответствующими закону действия и бездействия членов комитета кредиторов ФИО1, ФИО2, ФИО3, прекращении полномочий комитета кредиторов в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО3

Судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 28.10.2019.

До судебного заседания ФИО1, ФИО2, Банк Финансовая корпорация «Открытие», конкурсный управляющий, представили отзывы на заявление, ООО «УралСпецСтрой», ОАО «РЭТЗ «Энергия» представили письменные пояснения по делу.

Стороны в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, собранием кредиторов от 12.01.2016 избран комитет кредиторов должника в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО3 (ФИО1 избрана председателем комитета).

16.09.2019 состоялось заседание комитета кредиторов должника (протокол № 17), Согласно протокола комитета кредиторов от 16.09.2019 в повестку дня был включен один вопрос - рассмотрение отчета конкурсного управляющего по результатам проведения конкурсного производства.

Согласно копий телеграмм от 13.09.2019 ООО «УралСпецСтрой» предложило комитету кредиторов принять к рассмотрению дополнительные вопросы повестки дня: 1) установить экономическую обоснованность или отсутствие таковой при найме должником работу 277 человек и степень причиненного этими действиями ущерба должнику; 2) об обращении в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявлением привлечении субсидиарной ответственности единственного участника общества ФИО4; 3) об установлении сделок, совершенных в процедурах наблюдения, внешнего управления должника без обязательного одобрения единственного участника должника или комитета кредиторов (внешнее управление).

ООО «УралСпецСтрой» также предложил объявить перерыв в заседании комитета кредиторов и дополнительно запросить конкурсного управляющего данные на работавших у должника лиц, штатное расписание, производственные планы деятельности должника и работников, перечень сделок с заинтересованностью и крупных сделок, совершенных должником в периоды наблюдения и внешнего управления.

Из протокола комитета кредиторов от 16.09.2019, протокол № 17, подписанного председателем комитета кредиторов ФИО1 следует, что дополнительные вопросы для включения в повестку дня заседания комитета кредиторов не заявлены, соответственно, не рассматривались.

Считая, что в силу недобросовестного представления законных интересов кредиторов, ненадлежащим экономическим и организационным контролем конкурсного управляющего со стороны членов комитета кредиторов должника, указанные интересы конкурсных кредиторов были нарушены гражданами: ФИО1, ФИО2 и ФИО3, как лицами, избранными с их личного согласия членами комитета кредиторов ООО «СПК «СибЭнергоСтрой»«, кредиторы - ООО «УралСпецСтрой» и ОАО «РЭТЗ «Энергия» обратились в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявления кредиторы указали на то, что председатель комитета кредитов - ФИО1, лично получила телеграмму кредитора, содержащую требование о включении дополнительных вопросов в повестку дня комитета кредиторов, - действовала недобросовестно, скрыв от других членов комитета факт поступления такого требования, и не отразив данный факт в протоколе № 17, подписанном ей. Кроме того, указывает на то, что все решения комитета кредиторов ООО СПК «СибЭнергоСтрой»: протокол № 1 от 22.01.2016; протокол № 2 от 16.06.2016; протокол № 3 от 16.09.2016; протокол № 4 от 16.12.2016; протокол № 6 от 15.06.2017; протокол № 7 от 07.07.2017; протокол № 8 от 15.09.2017; протокол № 9 от 15.12.2017; протокол № 10 от 15.02.2018; протокол № 11 от 15.03.2018; протокол № 12 от 18.06.2018; протокол № 13 от 14.09.2018; протокол № 14 от 14.12.2018; протокол № 15 от 19.03.2018; протокол № 12 от 18.06.2018; протокол № 13 от 14.09.2018; протокол № 14 от 14.12.2018; протокол № 15 от 14.03.2019; протокол № 16 от 14.06.2019 являются ничтожными.

Так же заявители считают, что заочное проведение комитета кредиторов не отвечает задаче комитета по контролю за действиями арбитражного управляющего. Уважительных причин - по которым все заседания комитета кредиторов были проведены заочно - ни арбитражный управляющий ФИО5, ни члены комитета кредиторов не разъяснили и в опубликованных протоколах заседаний комитетов не привели. Более того, решения, принятые комитетом кредиторов на его заседании от 22.01.2016 (протокол № 1) и локальные акты (регламент комитета кредиторов) в ЕФРСБ не опубликованы до настоящего времени, что является умышленным и виновным нарушением публичного порядка со стороны арбитражного управляющего и всех членов комитета кредиторов (ст. 1, 10, п. 3 ст. 307, ст. 307.1 ГК РФ, п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве).

В силу статьи 17 Федерального закона от 23.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее- Закон о банкротстве) комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 17 Закона о банкротстве комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе: требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего; принимать решения о созыве собрания кредиторов; принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Закон о банкротстве не содержит запрета на принятие кредиторами решений и по другим вопросам, прямо не предусмотренным законом, но разрешение которых необходимо для целей банкротства и (или) защиты прав кредиторов и других лиц, участвующих в деле о банкротстве

Собрание (комитет) кредиторов не обладает компетенцией обязывать арбитражного управляющего осуществить конкретное действие. Действия, требующие согласования с собранием кредиторов должника, прямо оговорены в Законе о банкротстве.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей упомянутым законом предусмотрена возможность его отстранения судом от соответствующих обязанностей но ходатайству собрания (комитета) кредиторов (абзац 2 пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве), обжалования его действий (бездействия) (абзац 3 пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве), а также предъявления к нему требования о возмещении убытков (пункт 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве, статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, законодательством предусмотрены достаточные гарантии защиты нарушенных противоправным поведением арбитражного управляющего в процедурах банкротства законных интересов кредиторов должника.

Предложенные вопросы находились вне компетенции комитета кредиторов, поскольку законодательством установлен исчерпывающий перечень полномочий собрания комитета кредиторов

Согласно Закону о банкротстве регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов ( п.8. ст. 17). Порядок проведения заседания комитета кредиторов в заочной форме не запрещен законом.

В силу закона отчеты арбитражного управляющего о ходе ведения процедуры банкротства подлежат обязательному предоставлению арбитражным управляющим в суд. Также законом императивно установлено, что регламент работы комитета кредиторов определяется самим комитетом, а не собранием кредиторов.

Факт лишения ООО «УралСпецСтрой», ОАО «РЭТЗ «Энергия» права ознакомится с материалами дела, в том числе протоколами комитета кредиторов, отчетами конкурсного управляющего.

Заявление не содержит обоснования каких-либо нарушения прав и интересов заявителей проведением комитетов кредиторов в заочной форме.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений: об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов.

Закон о банкротстве не устанавливает право конкурсного кредитора в судебном порядке требовать прекращения полномочий комитета кредиторов.

Из смысла ст. 17 закона о банкротстве следует, что само по себе избрание комитета кредиторов и предоставление ему собранием кредиторов соответствующих полномочии не влечет за собой в любом случае уменьшение либо прекращение каких-либо процессуальных прав конкурсных кредиторов, не вошедших в его состав, а также не влечет лишения их прав по осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, а также на получение информации о ходе процедуры банкротства

Относительно довода кредиторов о том, что председатель комитета кредитов - ФИО1, получившая лично телеграмму конкурсного кредитора, содержащую требование о включении дополнительных вопросов в повестку дня комитета кредиторов, - действовала недобросовестно, скрыв от других членов комитета факт поступления такого требования, и не отразив данный факт в протоколе № 17, суд отмечает следующее.

Заседание комитета кредиторов ООО «СПК СибЭнергоСтрой» проведено 16.09.2019 в соответствии с нормами Закона о банкротстве и Регламентом работы комитета кредиторов ООО «СПК СибЭнергоСтрой», в рамках его полномочий, решение принято по вопросу, который был заблаговременно включен в повестку дня, при наличии необходимого кворума.

Регламент работы комитета кредиторов разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и на основании Протокола первого собрания кредиторов ООО «СПК «СибЭнергоСтрой» от «12» января 2016 и определен комитетом кредиторов.

Полномочия комитета кредиторов, порядок подготовки и созыва заседания, право на участие в заседаниях определены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и решением первого собрания кредиторов ООО «СПК «СибЭнергоСтрой». Указанное решение не оспаривалось.

Поскольку законодательство о банкротстве не содержит запрета на проведение заочного голосования комитета кредиторов, и позволяет комитету кредиторов самостоятельно определить регламент работы, суд апелляционной инстанции считает, что принятое комитетом кредиторов решение об утверждении заочного голосования комитета кредиторов является правомерным.

В пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.) указано: Проведение собрания кредиторов должника - юридического лица в форме заочного голосования (без совместного присутствия) либо в очно-заочной форме само по себе не является основанием для признания недействительными решений, принятых на таком собрании.

Порядок созыва и проведения комитета кредиторов нарушен не был. Заявитель не привел каких-либо допустимых доказательств наличия оснований для признания решения комитета кредиторов недействительным. Банкротство предполагает участие множества кредиторов, интересы которых могут не согласовываться и быть противоположными.

Закон о банкротстве предусматривает определенный порядок принятия решений от лица кредиторов в деле о банкротстве, который допускает принуждение большинством кредиторов меньшинства кредиторов.

В соответствии с 4. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.), положения Закона о банкротстве, касающиеся порядка оспаривания решения собрания кредиторов и рассмотрения такого заявления, применяются и при оспаривании решения комитета кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов;одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Аналогичные основания созыва комитета кредиторов указаны в Регламенте работы комитета кредиторов ООО «СПК СибЭнергоСтрой»

Требование ООО «УралСпецСтрой» является миноритарным (менее 10% требований, включенных в реестр кредиторов) и не отражает мнение гражданско-правового сообщества - кредиторов ООО «СПК СибЭнергоСтрой». Само по себе несогласие ООО «УралСпецСтрой» с решением комитета кредиторов не является основанием для признания его недействительным.

Телеграмма представителя ООО «УралСпецСтрой» направлено 13.09.2019, тогда как уведомление о проведении 16.09.2019 года в 11 час. 00 мин. заседания комитета кредиторов должника включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 30.08.2019 за номером 4118630, т.е. за три дня до даты проведения заседания комитета кредиторов.

Регламент работы комитета кредиторов определен в строгом соответствии с нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов», которые не предусматривают включение дополнительных вопросов в повестку дня заседания комитета кредиторов должника.

В пункте 12 Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 «Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» указано: Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов: а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания; б) ведет протокол заседания комитета кредиторов; в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

В пункте 8 статьи 17 Закона о банкротстве указано, что регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.

Заявителями не представлены обоснования включения дополнительных вопросов в повестку дня заседания комитета кредиторов должника, предложенных в телеграмме представителя конкурсного кредитора ООО «УралСпецСтрой».

Довод конкурсных кредиторов о том, что решения, принятые комитетом кредиторов на его заседании от 22.01.2016 (протокол № 1) и локальные акты (регламент комитета кредиторов) в ЕФРСБ не опубликованы до настоящего времени, что является умышленным и виновным нарушением публичного порядка со стороны арбитражного управляющего и всех членов комитета кредиторов (ст. 1, 10, п. 3 ст. 307, ст. 307.1 ГК РФ, п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве)»., не нашел своего подтверждения, поскольку комитет кредиторов в своей деятельности не подотчетен конкурсному управляющему, а заседания комитета могут проводиться без уведомления и привлечения конкурсного управляющего, в связи с чем, нельзя признать противоречащим положениям Закона о банкротстве отсутствие публикации в ЕФРСБ решения комитета кредиторов, об утверждении Регламента работы комитета кредиторов ООО «СПК «СибЭнергоСтрой», оформленного Протоколом №1 от 21.01.2016 г.

Относительно прекращения полномочий комитета кредиторов в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО3, образованного собранием кредиторов от 12.01.2016 суд отмечает, что принятие решения об избрании комитета кредиторов или досрочного прекращения полномочия комитета кредиторов относятся исключительно к исключительной компетенции собрания кредиторов, в силу абзаца 12 пункта 2 статьи 12 и абзаца 3 пункта 1статьи 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и не являться предметом рассмотрения судом.

В силу пункта 1 статьи 73 Закона о банкротстве к компетенции первого собрания кредиторов относятся: принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов; определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий; выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

12.01.2016 состоялось первое собрание кредиторов ООО «СПК СибЭнергоСтрой».

По результатам голосования по третьему вопросу повестки дня приняты следующие решения: Образовать комитет кредиторов. Определить состав в количестве 3. Предоставить комитету кредиторов полномочия по решению вопросов, по которым решения в соответствии с федеральным законом принимаются собранием кредиторов, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции собрания кредиторов, установленной п. 2 ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Избрать членами комитета кредиторов: ФИО2, ФИО1, ФИО3.

В силу пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным является отсутствие (недоказанность наличия) хотя бы одного из указанных оснований.

В силу пункта 2 статьей 12 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов должника относится решение, в том числе вопросов: об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о банкротстве большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются в том числе решения: об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов; о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов.

Таким образом, образование комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов и досрочное прекращение полномочий комитета кредиторов в силу пункта 2 статьи 12 Закона о банкротстве относится к исключительной компетенции собрания кредиторов, в связи с чем, нарушений пределов компетенции собрания не имеется.

В противоречие статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителями не доказано нарушение их прав и законных интересов принятым решением первым собранием кредиторов, а также то, что данное решение принято с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов.

До настоящего времени решения, принятые на первом собрании кредиторов должника от 12.01.2016 года не признаны недействительными. Заявлений о признании недействительными таких решений никем из конкурсных кредиторов, включая ООО «УралСпецСтрой», не подавалось.

При наличии никем не оспоренных решений первого собрания кредиторов должника, в том числе по вопросам об образовании комитета кредиторов, определении его количественного состава и полномочий, избрании членов комитета кредиторов, результаты таких решений не могут являться предметом рассмотрения и оценки суда относительно их законности и действительности.

Таким образом, судом не установлено нарушение прав и законных интересов кредиторов действиями комитета кредиторов.

Руководствуясь статьями 15, 60 Федерального закона от 23.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 65, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

о п р е д е л и л:

в удовлетворении жалобы общества с ограниченной ответственностью «УралСпецСтрой», открытого акционерного общества «РЭТЗ «Энергия» о признании недобросовестыми и не соответствующими закону действия и бездействия членов комитета кредиторов ФИО1, ФИО2, ФИО3, прекращении полномочий комитета кредиторов в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО3, отказать.

Определение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение четырнадцати дней после его вынесения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Е.Е. Микрюкова