Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-11, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии
заявления о выдаче судебного приказа
г. Ханты-Мансийск
16 апреля 2020 г.
Дело № А75-5727/2020
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Лисянского Д.П., при рассмотрении вопроса о принятии к производству заявления государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «СУПЕРВАЙЗИНГ БУРЕНИЯ И НЕФТЕ-ГАЗОДОБЫЧИ» (ИНН <***>) о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 500 рублей,
установил:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью
«СУПЕРВАЙЗИНГ БУРЕНИЯ И НЕФТЕ-ГАЗОДОБЫЧИ» о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 500 рублей по решению от 11.12.2019 № 8834.
В силу части 1 статьи 229.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 АПК РФ.
Судебный приказ выдается, в частности, по делам, в которых заявлено требование
о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей (пункт 3 части 1 статьи 229.2 АПК РФ)
В соответствии с частью 3 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд отказывает
в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 АПК РФ, а также в случае если заявлено требование, не предусмотренное статьей 229.2 настоящего Кодекса.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона
от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федеральный закон
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей
на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля
за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным
с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования,
в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа
с организаций и индивидуальный предпринимателей установлен статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом правила приведенной нормы права не содержат предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Вместе с тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ указано следующее.
Взыскание задолженности в порядке приказного производства возможно при наличии совокупности условий: налоговый орган направил требование об уплате задолженности, требование об уплате задолженности в установленный срок не исполнено, общая сумма задолженности, подлежащей взысканию, превышает 3 000 рублей (пункт 1).
Заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (пункт 2).
Если задолженность не превышает 3 000 рублей, заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности (абзацы второй и третий пункта 2).
При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ
в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как следует из представленных управлением документов, за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2019 года на одно застрахованное лицо, решением о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 11.12.2019 № 8834 наложен штраф на сумму 500 рублей.
Требованием об уплате финансовых санкций от 15.01.2020 № 8834 предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в десятидневный срок со дня получения требования.
В добровольном порядке требования об уплате санкции должником не исполнены.
14.04.2020 управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа
на взыскание штрафных санкций.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной
в ответе на вопрос 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 рублей,
но не превышает 100 000 рублей.
При несоблюдении данных условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 АПК РФ.
Учитывая, что накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям
в рассматриваемом случае не превышает сумму3 000 рублей, суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Руководствуясь статьями 229.2, 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
отказать в принятии заявления государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры (межрайонное) о выдаче судебного приказа.
Отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению в арбитражный суд с таким же заявлением о выдаче судебного приказа к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
Настоящее определение может быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его вынесения в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Д.П. Лисянский