Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о приостановлении производства по делу
г. Ханты-Мансийск
Полный текст определения изготовлен 05 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Щепелина Ю.П., при ведении протокола заседания секретарем Шиховой Г.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (ОГРН: <***>, место нахождения: 123022, <...>) к акционерному обществу "ЮТЭЙР - ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ" (ОГРН: <***>, место нахождения: 628301, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании 10 692 610 рублей 75 копеек, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное унитарное предприятие "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОГРН: <***>, место нахождения: 125993, <...>), Министерство транспорта Российской Федерации (ОГРН: <***>, место нахождения: 109012, <...>), публичное акционерное общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" (ОГРН: <***>, место нахождения: 123056, <...>),
при участии представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 20.04.2016, ФИО2 по доверенности от 09.01.2017,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 01.01.2017 № ДВУ-18/17, ФИО4 по доверенности от 01.01.2017 № ДВУ-101/17, ФИО5 по доверенности от 01.01.2017 № ДВУ-103/17,
от третьих лиц – не явились,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к акционерному обществу "ЮТЭЙР - ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ" (далее – ответчик) о взыскании 11 014 086 рублей 53 копеек. С учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения размера исковых требований истец просит взыскать 10 692 610 рублей 75 копеек, в том числе 9 970 626 рублей - основную задолженность, 721 984 рубля 75 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, исчисленные за период с 01.07.2015 по 01.09.2016. В качестве основания для удовлетворения требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору на метеообслуживание от 03.03.2014 № 93-А-14/13/14АО (далее – договор).
Изучив материалы, суд установил следующее.
В обоснование стоимости оказанных услуг истец ссылается на зарегистрированные и опубликованные публичным акционерным обществом "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" ставки сбора за метеорологическое обеспечение.
Пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает, в том числе предоставление метеорологической информации.
Согласно пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 5.2.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" формирование правил применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов и воздушном пространстве Российской Федерации, а также правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
В целях обеспечения в условиях действия данного приказа регистрации ставок сборов и тарифов был разработан проект Порядка регистрации и опубликования ставок
аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, цен на материально-технические ресурсы, понижающих коэффициентов, применяемых организациями гражданской авиации, который был направлен заинтересованным организациям письмом Министретсва транспорта Российской Федерации от 09.09.2013 № 01-01-02/3807 для руководства при осуществлении регистрации ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание воздушных судов.
Регистрация и опубликование ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, цен на материально-технические ресурсы, понижающих коэффициентов отнесено к компетенции публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА".
Определением суда от 06.12.2016 от публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" истребованы сведения об утвержденных и зарегистрированных территориальным органом воздушного транспорта Минтранса России, опубликованных в Центре регистрации тарифов Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России ставках сбора за метеобеспечение применительно к следующим аэропортам (посадочным площадкам), действовавшим в период с 01.05.2015 по 30.04.2016: Бованенково; Варандей; Головные; Мыс Каменный; Нарьян-Мар; Новый Порт; Печера; Пижма; Сабетта; Сеяха; Уса 38; Усинск; Ухта; Харьягинский; Харьяга.
В материалы дела 16.12.2016 поступили истребованные сведения об утвержденных ставках в отношении следующих объектов: Бованенково; Варандей; Мыс Каменный; Нарьян-Мар; Новый Порт; Печера; Сабетта; Сеяха; Ухта; Харьягинский.
Впоследствии Министерство транспорта Российской Федерации письмами от 25.11.2016 № 01-03/19653-лс, от 15.12.2016 № 01-01/21171-лс, от 21.12.2016 № 01-01/21523-лс сообщило, что действующим законодательством взимание сбора за метеорологическое обеспечение на посадочных площадках не предусмотрено, регистрация и публикация данных сборов является необоснованной, действие неправомерно зарегистрированной информации по сборам за метеорологическое обеспечение по посадочным площадкам должно быть прекращено с даты ее регистрации, либо с даты перевода аэропорта (аэродрома) в статус посадочной площадки с отражением соответствующей информации в Центральном банке сборов и тарифов (ЦБС).
Письмом от 20.12.2016 № 4/1-9-4140 публичное акционерное общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" сообщило, что действие зарегистрированной информации по сбору за метеорологическое обеспечение по пункту Мыс Каменный прекращено с даты исключения аэродрома Мыс Каменный из Государственного реестра аэродромов Российской Федерации и перевода его
в статус посадочной площадки - с 09.04.2015, по посадочным площадкам Новый Порт, Яр-Сале и Сеяха прекращено с даты вступления в силу Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" - с 01.09.2013.
Учитывая изложенное, определением суда от 27.12.2016 от публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" повторно истребованы сведения об утвержденных и зарегистрированных территориальным органом воздушного транспорта Минтранса России, опубликованных в Центре регистрации тарифов Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России ставках сбора за метеобеспечение применительно к следующим аэропортам (посадочным площадкам), действовавшим в период с 01.05.2015 по 30.04.2016: Бованенково; Варандей; Головные; Мыс Каменный; Нарьян-Мар; Новый Порт; Печера; Пижма; Сабетта; Сеяха; Уса 38; Усинск; Ухта; Харьягинский; Харьяга.
Данные сведения поступили в материалы дела 23.01.2017, в соответствии с которыми публичное акционерное общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" сообщило, что для Северного филиала истца зарегистрированы и опубликованы сборы за метеорологическое обеспечение по следующим аэропортам: Бованенково, Варандей, Нарьян-Мар, Сабетта, Ухта; на основании писем Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации от 15.12.2016 № 01-01/21171-ис, от 21.12.2016 № 01-01/21523-ис действие зарегистрированной информации по сбору за метеорологическое обеспечение по пункту Мыс Каменный прекращено с даты исключения аэродрома Мыс Каменный из Государственного реестра аэродромов Российской Федерации и перевода его в статус посадочной площадки - с 09.04.2015, по посадочным площадкам Новый Порт, Яр-Сале, Сеяха, Печора, Харьягинский прекращено с даты вступления в силу Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" - с 01.09.2013, о чем в Центральный банк сборов и тарифов внесена информация; по посадочным площадкам Головные, Усинск (Уса-38), Усинск (Строгоновка), Усинск (Окуневка), Харьяга ставки сборов за метеорологическое обеспечение в ЦРТ ТКП не регистрировались.
Определением суда от 31.01.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Российской Федерации и публичное акционерное общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА"
Согласно поступившим в материалы дела отзывам Министерства транспорта Российской Федерации и публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" на исковое заявление Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" не предусматривает регистрацию и взимание сбора за метеорологическое обеспечение на посадочных площадках, применение
и взимание незарегистрированных и (или) неопубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание не допускается.
Не согласившись с правомерностью действий публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА", истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его действия по прекращению действия ранее зарегистрированной информации о ставках метеосбора в пунктах, в том числе Новый Порт, Печора, Сеяха, Харьягинский, Мыс Каменный, незаконными; признании сообщений публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" от 20.12.2016, 12.01.2017 о прекращении ранее зарегистрированной информации о ставках сборов в указанных пунктах недействительными; обязании публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" восстановить информирование пользователей информацией о ставках метеосбора в указанных пунктах.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2017 № А40-13533/2017 данное заявление истца принято к производству. Определением суда от 09.03.2017 по указанному делу к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта Российской Федерации, судебное разбирательство назначено на 18 апреля 2017 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Поскольку в рамках дела № А40-13533/2017 Арбитражным судом города Москвы рассматривается вопрос о правомерности действий публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" по прекращению действия ранее зарегистрированной информации о ставках метеосбора в пунктах, в том числе Новый Порт, Печора, Сеяха, Харьягинский, Мыс Каменный, на которые истец ссылается в обоснование стоимости оказанных услуг в рамках настоящего дела, производство по делу № А75-8362/2016 подлежит приостановлению до вступления в законную силу судебного акта, завершающего рассмотрение Арбитражным судом города Москвы дела № А40-13533/2017.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 41, 143, 145, 147, 159, 184, 185, 187, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
определил:
производство по делу № А75-8362/2016 приостановить до вступления в законную силу судебного акта, завершающего рассмотрение Арбитражным судом города Москвы дела № А40-13533/2017.
Сторонам после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу, незамедлительно письменно известить об этом суд с приложением подтверждающих документов.
Настоящее определение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения, в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Ю.П. Щепелин