ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-8362/16 от 05.04.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о приостановлении производства по делу

г. Ханты-Мансийск

Полный текст определения изготовлен 05 апреля 2017 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе  судьи Щепелина Ю.П., при ведении протокола заседания секретарем Шиховой Г.С.,  рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению федерального  государственного бюджетного учреждения "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"  (ОГРН: <***>, место нахождения: 123022, <...>) к акционерному обществу "ЮТЭЙР - ВЕРТОЛЕТНЫЕ  УСЛУГИ" (ОГРН: <***>, место нахождения: 628301, Ханты-Мансийский  автономный округ – Югра, <...>) о взыскании  10 692 610 рублей 75 копеек, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований  относительно предмета спора: федеральное государственное унитарное предприятие  "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО  ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОГРН: <***>, место  нахождения: 125993, <...>), Министерство  транспорта Российской Федерации (ОГРН: <***>, место нахождения: 109012,  <...>), публичное акционерное  общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" (ОГРН: <***>,  место нахождения: 123056, <...>), 

при участии представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 20.04.2016, ФИО2  по доверенности от 09.01.2017, 

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 01.01.2017 № ДВУ-18/17, ФИО4  по доверенности от 01.01.2017 № ДВУ-101/17, ФИО5 по доверенности  от 01.01.2017 № ДВУ-103/17, 

от третьих лиц – не явились,


установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"  (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры с иском к акционерному обществу "ЮТЭЙР - ВЕРТОЛЕТНЫЕ  УСЛУГИ" (далее – ответчик) о взыскании 11 014 086 рублей 53 копеек. С учетом  принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации уточнения размера исковых требований истец просит взыскать  10 692 610 рублей 75 копеек, в том числе 9 970 626 рублей - основную задолженность,  721 984 рубля 75 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами,  исчисленные за период с 01.07.2015 по 01.09.2016. В качестве основания  для удовлетворения требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение  ответчиком обязательств по договору на метеообслуживание от 03.03.2014   № 93-А-14/13/14АО (далее – договор). 

Изучив материалы, суд установил следующее.

В обоснование стоимости оказанных услуг истец ссылается  на зарегистрированные и опубликованные публичным акционерным обществом  "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" ставки сбора за метеорологическое  обеспечение. 

Пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено,  что аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает, в том числе  предоставление метеорологической информации. 

Согласно пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации  перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации, правила формирования  указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных  тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются  уполномоченным органом в области гражданской авиации. 

В соответствии с пунктом 5.2.2. Постановления Правительства Российской  Федерации от 30.07.2004 № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве  транспорта Российской Федерации" формирование правил применения тарифов,  взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям  Министерства транспорта Российской Федерации. 

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241  "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных  судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены  перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных  судов и воздушном пространстве Российской Федерации, а также правила взимания  рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов  в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации. 

В целях обеспечения в условиях действия данного приказа регистрации ставок  сборов и тарифов был разработан проект Порядка регистрации и опубликования ставок 


аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных  судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации,  или граждан Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве  Российской Федерации, цен на материально-технические ресурсы, понижающих  коэффициентов, применяемых организациями гражданской авиации, который был  направлен заинтересованным организациям письмом Министретсва транспорта  Российской Федерации от 09.09.2013 № 01-01-02/3807 для руководства  при осуществлении регистрации ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов,  тарифов за наземное обслуживание воздушных судов. 

Регистрация и опубликование ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов,  тарифов за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных  на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации  в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, цен  на материально-технические ресурсы, понижающих коэффициентов отнесено  к компетенции публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ  КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА". 

Определением суда от 06.12.2016 от публичного акционерного общества  "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" истребованы сведения  об утвержденных и зарегистрированных территориальным органом воздушного  транспорта Минтранса России, опубликованных в Центре регистрации тарифов  Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России ставках сбора  за метеобеспечение применительно к следующим аэропортам (посадочным  площадкам), действовавшим в период с 01.05.2015 по 30.04.2016: Бованенково;  Варандей; Головные; Мыс Каменный; Нарьян-Мар; Новый Порт; Печера; Пижма;  Сабетта; Сеяха; Уса 38; Усинск; Ухта; Харьягинский; Харьяга. 

В материалы дела 16.12.2016 поступили истребованные сведения  об утвержденных ставках в отношении следующих объектов: Бованенково; Варандей;  Мыс Каменный; Нарьян-Мар; Новый Порт; Печера; Сабетта; Сеяха; Ухта;  Харьягинский. 

Впоследствии Министерство транспорта Российской Федерации письмами  от 25.11.2016 № 01-03/19653-лс, от 15.12.2016 № 01-01/21171-лс, от 21.12.2016   № 01-01/21523-лс сообщило, что действующим законодательством взимание сбора  за метеорологическое обеспечение на посадочных площадках не предусмотрено,  регистрация и публикация данных сборов является необоснованной, действие  неправомерно зарегистрированной информации по сборам за метеорологическое  обеспечение по посадочным площадкам должно быть прекращено с даты ее  регистрации, либо с даты перевода аэропорта (аэродрома) в статус посадочной  площадки с отражением соответствующей информации в Центральном банке сборов  и тарифов (ЦБС). 

Письмом от 20.12.2016 № 4/1-9-4140 публичное акционерное общество  "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" сообщило, что действие  зарегистрированной информации по сбору за метеорологическое обеспечение  по пункту Мыс Каменный прекращено с даты исключения аэродрома Мыс Каменный  из Государственного реестра аэродромов Российской Федерации и перевода его 


в статус посадочной площадки - с 09.04.2015, по посадочным площадкам Новый Порт,  Яр-Сале и Сеяха прекращено с даты вступления в силу Приказа Министерства  транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных  и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах  и воздушном пространстве Российской Федерации" - с 01.09.2013. 

Учитывая изложенное, определением суда от 27.12.2016 от публичного  акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" повторно  истребованы сведения об утвержденных и зарегистрированных территориальным  органом воздушного транспорта Минтранса России, опубликованных в Центре  регистрации тарифов Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса  России ставках сбора за метеобеспечение применительно к следующим аэропортам  (посадочным площадкам), действовавшим в период с 01.05.2015 по 30.04.2016:  Бованенково; Варандей; Головные; Мыс Каменный; Нарьян-Мар; Новый Порт; Печера;  Пижма; Сабетта; Сеяха; Уса 38; Усинск; Ухта; Харьягинский; Харьяга. 

Данные сведения поступили в материалы дела 23.01.2017, в соответствии  с которыми публичное акционерное общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ  ПАЛАТА" сообщило, что для Северного филиала истца зарегистрированы  и опубликованы сборы за метеорологическое обеспечение по следующим аэропортам:  Бованенково, Варандей, Нарьян-Мар, Сабетта, Ухта; на основании писем Департамента  государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта  Российской Федерации от 15.12.2016 № 01-01/21171-ис, от 21.12.2016 № 01-01/21523-ис  действие зарегистрированной информации по сбору за метеорологическое обеспечение  по пункту Мыс Каменный прекращено с даты исключения аэродрома Мыс Каменный  из Государственного реестра аэродромов Российской Федерации и перевода его  в статус посадочной площадки - с 09.04.2015, по посадочным площадкам Новый Порт,  Яр-Сале, Сеяха, Печора, Харьягинский прекращено с даты вступления в силу Приказа  Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241  "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных  судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" - с 01.09.2013,  о чем в Центральный банк сборов и тарифов внесена информация; по посадочным  площадкам Головные, Усинск (Уса-38), Усинск (Строгоновка), Усинск (Окуневка),  Харьяга ставки сборов за метеорологическое обеспечение в ЦРТ ТКП  не регистрировались. 

Определением суда от 31.01.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены Министерство транспорта Российской Федерации и публичное  акционерное общество "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" 

Согласно поступившим в материалы дела отзывам Министерства транспорта  Российской Федерации и публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ  КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" на исковое заявление Приказ Министерства транспорта  Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых  сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном  пространстве Российской Федерации" не предусматривает регистрацию и взимание  сбора за метеорологическое обеспечение на посадочных площадках, применение 


и взимание незарегистрированных и (или) неопубликованных в установленном порядке  сборов, тарифов за наземное обслуживание не допускается. 

Не согласившись с правомерностью действий публичного акционерного общества  "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА", истец обратился в Арбитражный суд  города Москвы с заявлением о признании его действия по прекращению действия  ранее зарегистрированной информации о ставках метеосбора в пунктах, в том числе  Новый Порт, Печора, Сеяха, Харьягинский, Мыс Каменный, незаконными; признании  сообщений публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ  ПАЛАТА" от 20.12.2016, 12.01.2017 о прекращении ранее зарегистрированной  информации о ставках сборов в указанных пунктах недействительными; обязании  публичного акционерного общества "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА"  восстановить информирование пользователей информацией о ставках метеосбора  в указанных пунктах. 

Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2017   № А40-13533/2017 данное заявление истца принято к производству. Определением  суда от 09.03.2017 по указанному делу к участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено Министерство транспорта Российской Федерации, судебное  разбирательство назначено на 18 апреля 2017 года. 

Пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд обязан приостановить  производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела  до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской  Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации,  судом общей юрисдикции, арбитражным судом. 

Поскольку в рамках дела № А40-13533/2017 Арбитражным судом города Москвы  рассматривается вопрос о правомерности действий публичного акционерного общества  "ТРАНСПОРТНАЯ КЛИРИНГОВАЯ ПАЛАТА" по прекращению действия ранее  зарегистрированной информации о ставках метеосбора в пунктах, в том числе Новый  Порт, Печора, Сеяха, Харьягинский, Мыс Каменный, на которые истец ссылается  в обоснование стоимости оказанных услуг в рамках настоящего дела, производство  по делу № А75-8362/2016 подлежит приостановлению до вступления в законную силу  судебного акта, завершающего рассмотрение Арбитражным судом города Москвы дела   № А40-13533/2017. 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 41, 143, 145, 147, 159, 184, 185,  187, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 

определил:

производство по делу № А75-8362/2016 приостановить до вступления в законную силу  судебного акта, завершающего рассмотрение Арбитражным судом города Москвы дела   № А40-13533/2017. 


Сторонам после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление  производства по делу, незамедлительно письменно известить об этом суд  с приложением подтверждающих документов. 

Настоящее определение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца  со дня его вынесения, в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная  жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры. 

Судья Ю.П. Щепелин