ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А75-9277/18 от 23.05.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о разрешении вопроса о распределении судебных расходов
г. Ханты-Мансийск

Полный текст определения изготовлен 29 мая 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи  Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Чемовой Ю.П., рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации города  Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании  судебных расходов в размере 13 000 рублей, 

с участием представителей:
от Администрации города Сургута – не явились,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – ФИО1  по доверенности № 1 от 04.06.2018, 

установил:

Администрация города Сургута (далее - заявитель, администрация) обратилась  в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому  автономному округу - Югре (далее - Управление, Управление Росреестра) судебных  расходов в размере 13 000 рублей. 


В ходе судебного заседания заявитель уточнил требования, просил взыскать  с Управления судебные расходы в размере 6 500 рублей, в том числе: 5 500 рублей -  стоимость проживания представителя в гостинице индивидуального предпринимателя  Османовой Аиды Камильевны (далее - ИП Османова А.К.) «Аида» в период с 21.08.2018  по 22.08.2018; 1 000 рублей - суточные расходы за два календарных дня. 

Определением суда от 16.05.2019 заявление об уточнении требований в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято  к рассмотрению. 

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного  заседания, явку своих представителей в суд не обеспечила, просила рассмотреть заявление  в отсутствие ее представителей. 

 В судебном заседании представитель Управления ФИО1 просила отказать  в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в виде стоимости  проживания представителя в гостинице ИП ФИО2 «Аида» по основаниям,  изложенным в отзыве на заявления и дополнениях к нему (т. 2 л.д. 67-70, 129-131). 

Заслушав представителя Управления, изучив материалы дела и исследовав  имеющиеся доказательства, суд установил следующее. 

 Администрация города Сургута обратилась в арбитражный суд с заявлением  о признании незаконными действий государственного регистратора прав Сургутского  отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по приостановлению  государственной регистрации договора, выраженных в уведомлении от 11.05.2018   № КУВД-001/2018-1053680. 

 Решением арбитражного суда от 29.08.2018 по делу № А75-9277/2018 заявление  удовлетворено (т. 1 л.д. 124-130). 

Согласно заявлению о взыскании судебных расходов, с учетом его уточнения,  в связи с рассмотрением дела № А75-9277/2018 администрацией понесены судебные  расходы на командирование представителя ФИО3 в город Ханты-Мансийск  в размере 6 500 рублей, в том числе: 5 500 рублей - стоимость проживания представителя  в гостинице ИП ФИО2 «Аида» в период с 21.08.2018 по 22.08.2018; 1 000 рублей  - суточные расходы за 2 календарных дня. 

В подтверждение несения судебных расходов в материалы дела представлены  договор на оказание гостиничных услуг № 105 от 21.08.2018, квитанция № 000105 серия  ААА на оплату услуг мотелей, кемпингов, гостиниц от 21.08.2018, авансовый отчет № 565  


от 27.08.2018, платежное поручение № 200738 от 31.08.2018, реестр денежных средств  с результатами зачислений на счета физических лиц по реестру № 1525 от 31.08.2018. 

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  в порядке которой рассматривалось дело № А75-9277/2018, не установлено каких-либо  особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных  правовых актов, в связи с чем вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями  и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового  производства. 

Согласно части 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи  с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной  инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении  дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший  дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления  в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось  рассмотрение дела по существу. 

Администрация обратилась с заявлением о взыскании судебных расходов  04.12.2018, в пределах установленного статьей 112 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации срока. 

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных  с рассмотрением дела арбитражным судом. 

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к судебным издержкам также относятся и другие расходы, понесенные  лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. 

В статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что при  направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику  расходы по проезду; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места  постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных  со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным  нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации. 


Согласно пункту 10 Положения об особенностях направления работников  в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 13.10.2008 № 749 (далее - Положение № 749), работнику при направлении  его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму  жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места  постоянного жительства (суточные). 

В пункте 11 Положения № 749 установлено, что дополнительные расходы,  связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику  за каждый день нахождения в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том  числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных  пунктом 18 настоящего Положения. 

Как усматривается из Определения Конституционного Суда Российской Федерации  от 04.10.2012 № 1851-О, при разрешении вопроса о взыскании заявленных к возмещению  расходов, как поименованных, так и не поименованных в статье 106 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, требуется судебная оценка на предмет  их связи с рассмотрением дела, а также необходимости, оправданности и разумности. 

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, и непосредственном  исследовании имеющихся в деле доказательств. 

Судом установлено, что в рамках рассмотрения дела № А75-9277/2018  представитель Администрации города Сургута ФИО3 принимал участие  в судебных заседаниях суда первой инстанции 02.08.2018 (протокол судебного заседания  от 02.08.2018, т. 1 л.д. 103-104) и 22.08.2018 (протокол судебного заседания от 22.08.2018,  т. 1 л.д. 121-123). 

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 24.12.2018 по делу № А75-8822/2018 в пользу Администрации города Сургута  с общества с ограниченной ответственностью «Керамика» взысканы судебные расходы  в размере 6 500 рублей, состоящие из 5 500 рублей - стоимости проживания представителя  ФИО3 с 01.08.2018 по 02.08.2018 в гостинице ИП ФИО2, 1 000 рублей -  суточных, в подтверждение которых заявитель представил договор на оказание  гостиничных услуг от 01.08.2018 № 60, квитанцию об оплате от 01.08.2018 № 000060,  авансовый отчет от 03.08.2018 № 500, платежное поручение от 23.08.2018 № 194826,  реестр денежных средств с результатами зачислений. 


С учетом того, что указанные расходы были заявлены к возмещению также в рамках  настоящего дела, суд определениями от 11.02.2019, 11.03.2019, 14.03.2019 неоднократно  предлагал Администрации города Сургута уточнить требования. 

 Заявлением от 08.05.2019, принятым судом к рассмотрению в порядке статьи  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, администрация  поддержала требования только в части взыскания судебных расходов, понесенных в связи  с рассмотрением дела в период с 21.08.2018 по 22.08.2018. 

Оценив документы, представленные в подтверждение расходов на проживание  в гостинице в указанный период, суд приходит к выводу о том, что они являются  недостоверными и имеют признаки фальсификации. 

Так, согласно договору на оказание гостиничных услуг № 105 от 21.08.2018,  заключенному между ИП ФИО2 (исполнитель) и ФИО3 (заказчик),  исполнитель предоставляет заказчику для временного проживания номер в гостинице  «Аида». Дата заселения в гостиницу 21.08.2018, дата выезда 22.08.2018, расчетный час  12.00. Стоимость гостиничных услуг определяется действующим в гостинице  прейскурантом к договору (т. 2 л.д. 49). 

По квитанции № 000105 серия ААА от 21.05.2018 ИП ФИО2 приняла  от ФИО3 5 500 рублей за проживание в комнате № 13 в период с 21.08.2018  по 22.08.2018 (т. 2 л.д. 48). 

Из содержания указанных документов невозможно установить тип и класс  гостиницы «Аида», место ее нахождения, сведения о предоставляемом номере. 

В бланке квитанции указан адрес ИП ФИО2: 628001, <...>. 

Как пояснил представитель Управления Росреестра, по адресу <...> находится хостел «Таежный дом», стоимость проживания в котором  по данным портала «Триваго» составляет 1 500 рублей, за койко-место - 700 рублей (т. 2  л.д. 79). В г. Ханты-Мансийске отсутствует гостиница с наименованием «Аида». 

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных  предпринимателей основным видом деятельности ИП ФИО2 является торговля  розничной одеждой, предоставление посреднических услуг при купле-продаже  недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, предоставление  посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение  или на договорной основе, а также предоставление консультационных услуг по аренде  недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (т. 2 л.д. 71-72). 


При этом Османова А.К. согласно данным Единого государственного реестра  юридических лиц является генеральным директором общества с ограниченной  ответственностью «Фортуна» (ОГРН 1108601000309), основным видом деятельности  которого является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. 

Стоимость проживания в гостинице «Фортуна», находящейся по адресу: г. Ханты- Мансийск, ул. Кирова, д. 44, в зависимости от типа номера составляет от 1 400 до 2 000  рублей (т. 80-81). 

С учетом изложенного, определениями от 11.02.2019, 11.03.2019, 14.03.2019 суд  предложил заявителю письменно указать, по какому адресу находится гостиница «Аида»,  категорию гостиницы, обосновать выбор гостиницы; представить в суд доказательства,  подтверждающие фактическое проживание представителя ФИО3 в гостинице  ИП ФИО2 «Аида»; доказательства, подтверждающие, что гостиница  ИП ФИО2 «Аида» находится в г. Ханты-Мансийске (справку, прейскурант цен  гостиницы, утвержденные правила проживания). 

Определениями от 14.02.2019, от 14.03.2019 суд истребовал у ИП ФИО2  сведения о предоставлении гостиничных услуг в период с 01.08.2018 по 02.08.2018  и с 21.08.2018 по 22.08.2018 (с указанием наименования и места нахождения гостиниц);  прейскурант стоимости гостиничных услуг в период с 01.08.2018 по 02.08.2018  и с 21.08.2018 по 22.08.2018; выписку из журнала регистрации граждан, проживающих  в гостинице «Аида» в период с 01.08.2018 по 02.08.2018 и с 21.08.2018 по 22.08.2018. 

 Направленные ФИО2 определения возвратились в суд с отметкой «истек  срок хранения» и были оставлены без исполнения. 

 Определениями от 14.02.2019 суд истребовал в Управлении Федеральной службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре сведения о том, направляла ли  ИП ФИО2 уведомление о начале осуществления гостиничных услуг, услуг  по временному размещению и обеспечению временного проживания; имеются ли  сведения о гостинице «Аида» (<...>); в Управлении  Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому  автономному округу - Югре сведения, имеются ли соглашения об информационном  взаимодействии с ИП ФИО2 в связи с осуществлением деятельности гостиниц  и прочих мест для временного проживания; предоставлялась ли ИП ФИО4  информация о регистрации и снятии с регистрационного учета в гостинице «Аида»  ФИО3 в период с 01.08.2018 по 02.08.2018 и с 21.08.2018 по 22.08.2018. 


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре письмом  от 25.02.2019 сообщило, что ИП Османова А.К. зарегистрирована в реестре уведомлений  о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности код  по общероссийскому классификатору ОКУН - 122100 (услуги питания), место  осуществления деятельности: г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, 44. Уведомление о начале  осуществления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и обеспечению  временного проживания ИП Османова А.К. не направляла, сведения о гостинице «Аида»  в реестре не зарегистрировано. Кроме того, на основании проведенного анализа  административной практики в части выявления вышеуказанного субъекта по месту  осуществления им деятельности на интересующем объекте по адресу г. Ханты-Мансийск,  ул. Кирова, д. 44/1, установлено, что ИП Османова А.К. в период 2016-2018 гг.  к административной ответственности не привлекалась, гостиница «Аида» объектом  проверок не являлась (т. 2 л.д. 112). 

 По данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации  по Тюменской области соглашение об информационном взаимодействии  с ИП ФИО2 не заключалось. Информация о регистрации, снятии  с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице «Аида» ФИО3  в периоды с 01.08.2018 по 02.08.2018, с 21.08.2018 по 22.08.2018 в адрес отдела адресно- справочной работы УВМ УМВД России по Тюменской области не поступала (т. 2  л.д. 115). 

 Муниципальное бюджетное учреждение «Управление по развитию туризма  и внешних связей», созданное на основании распоряжения Администрации города Ханты- Мансийска от 24.12.2012 № 386-р с целью формирования единого информационного  банка данных о туристическом потенциале города Ханты-Мансийска, в том числе  и распространения информации о туристических программах, продуктах, проектах в СМИ  и на специализированных туристических Интернет-ресурсах, во исполнение определения  суда сообщило, что ИП ФИО2 информация о гостинице «Аида»  для размещения на сайте не предоставлялась (т. 3 л.д. 4-5, 17). 

 Администрация города Ханты-Мансийска в нарушение требований суда письменно  не указала, по какому адресу находится гостиница «Аида», категорию гостиницы  и не обосновала выбор гостиницы. Однако представила в суд справку, выданную  ИП ФИО2 ФИО3 о том, что он действительно проживал в гостинице  в период с 01.08.2018 по 02.08.2018, с 21.08.2018 по 22.08.2018, стоимостью 5 500 рублей  за одни сутки (т. 3 л.д. 13), а также прейскурант цен, согласно которому стоимость 


проживания в одноместном номере типа «эконом» за сутки составляет 2 500 рублей, типа  «стандарт» - 3 500 рублей, типа «комфорт» - 5 500 рублей (т. 2 л.д. 138, т. 3 л.д. 15).  В представленных документах также отсутствуют сведения об адресе гостиницы и ее  категории. 

 В представленной заявителем справке, выданной ИП ФИО2 22.03.2019,  сообщается, что представитель проживал в гостинице квартирного типа (сдача квартир  посуточно) по адресу: <...>. Квартира  находится в гостинице на основании договора аренды (т. 3 л.д. 14). 

 Следует отметить, что подписи ИП ФИО2 во всех документах визуально  отличаются друг от друга. Кроме того, сведения, сообщенные в справке от 22.03.2019,  противоречат договору на оказание гостиничных услуг, в котором указано, что ФИО3  предоставляется номер в гостинице «Аида», квитанции № 000105 от 21.08.2018, в которой  указан номер комнаты 13, а также прейскуранту цен на гостиничные услуги, согласно  которому стоимость проживания варьируется в зависимости от одноместного или  двухместного размещения и типа услуг «эконом», «стандарт», «комфорт». 

 Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных  характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.04.2019  собственником квартиры по адресу: <...>  является ФИО5, который письменно пояснил, что квартира в период с 01.08.2018  по 02.08.2018, и с 21.08.2018 по 22.08.2018 им и членами его семьи ИП ФИО2  и ФИО3 не сдавалась, указанные лица ему незнакомы, договоры с ними  не заключал. 

 Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что гостиница  «Аида» в г. Ханты-Мансийске отсутствует. ИП ФИО2 в соответствии со статьей  8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля», пунктом 3 Постановления Правительства  Российской Федерации от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала  осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» не уведомляла  территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека о начале осуществления гостиничных услуг,  и не заключала с территориальным органом МВД России соглашения об информационном  взаимодействии, как того требует Порядок представления администрациями гостиниц,  санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристких баз, медицинских  организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной 


системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ,  информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного  учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и типовой формы  соглашения об информационном взаимодействии, утвержденный приказом Министерства  внутренних дел Российской Федерации от 09.07.2018 № 435, информацию о регистрации,  снятии с регистрационного учета по месту пребывания Храмкова Ю.В. в отдел адресно- справочной работы УВМ УМВД России по Тюменской области не направляла. 

 Представленные в подтверждение проживания представителя администрации  в гостинице документы противоречивы, содержат недостоверную информацию и имеют  признаки фальсификации, в связи с чем не могут быть положены в основание  для удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов, несмотря на то, что  фактически понесены заявителем путем выплаты денежных средств по авансовым  отчетам представителя. 

 В остальной части требования о взыскании судебных расходов в виде оплаты  суточных в размере 1 000 рублей подлежат удовлетворению. 

 Как было выше указано, участие представителя администрации в судебном  заседании 22.08.2018, назначенном на 09 часов 00 минут, подтверждено материалами  дела. 

 Согласно распоряжению о направлении работника в командировку № 1636к  от 21.08.2018 ФИО3 направлен в командировку в Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры сроком на два календарных дня с 21.08.2018  с 18 часов по 22.08.2018 с целью участия в судебных заседаниях. 

 В соответствии с Положением о порядке и размерах возмещения расходов,  связанных со служебными командировками, лицам, замещающим муниципальные  должности, и работникам органом местного самоуправления города Сургута,  утвержденным постановлением Главы города Сургута от 03.09.2015 № 98,  при направлении в служебную командировку возмещаются, в том числе дополнительные  расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные) (пункт 4.1.3),  но не выше 500 рублей за каждый день нахождения в командировке (пункт 4.5). 

Таким образом, расходы в виде оплаты суточных связаны с рассмотрением дела,  подтверждены надлежаще оформленными документами. 

С учетом изложенного, заявление администрации подлежит частичному  удовлетворению. 


Руководствуясь статьями 110, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры 

определил:

заявление удовлетворить частично.

 Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу  Администрации города Сургута судебные расходы в размере 1 000 рублей. 

 В остальной части заявления отказать.

 Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия  в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через  Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

 Судья Л.С. Истомина