ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А76-16758/2022 от 15.09.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск

22 сентября 2022 г. Дело № А76-16758/2022

Резолютивная часть определения вынесена 15 сентября 2022 года

Определение в полном объёме изготовлено 22 сентября 2022 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров, при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва в судебном заседании секретарем судебного заседания Р.Р. Хабибуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нива», ОГРН 1027400587807, г. Челябинск

к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

о признании незаконным бездействия в части отказа в индексации тарифа на перемещение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа для ООО «НИВА», об обязании административного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.07.2020 № 30/1, увеличив тариф на перемещение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа на индекс потребительских цен за год на 2022, 2023, 2024 года,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

при участии в деле Прокуратуры Челябинской области,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Быкова Ю.Р. (доверенность от 10.02.22, паспорт), от административного органа – Пимштейн Н.В. (доверенность от 14.03.22, служебное удостоверение), Шуняева Н.М. (доверенность от 29.07.22, служебное удостоверение), от прокуратуры Челябинской области – Дроженко И.Н. (служебное удостоверение), от третьего лица – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Нива» (далее – заявитель, ООО «Нива») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – административный орган) о признании незаконным бездействия в части отказа в индексации тарифа на перемещение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа для ООО «НИВА», об обязании административного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.07.2020 № 30/1, увеличив тариф на перемещение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа на индекс потребительских цен за год на 2022, 2023, 2024 года.

Определением от 31.05.2022 заявление принято к производству арбитражного суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, к участию в деле привлечена Прокуратура Челябинской области.

02.08.2022 административным органом в материалы дела представлен отзыв.

В судебном заседании 08.09.2022 заявителем в материалы дела представлено ходатайство о передаче настоящего дела по подсудности в суд общей юрисдикции.

В судебном заседании 08.09.2022 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 15.09.2022.

В судебном заседании 15.09.2022 Прокуратурой Челябинской области, третьим лицом представлены письменные пояснения.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о неподсудности настоящего спора арбитражному суду по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области вынесено постановление от 16.07.2020 № 30/1 «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа Челябинской области для ООО «Нива», в соответствии с которым административный орган постановил:

1. Установить тариф на перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Челябинского городского округа Челябинской области для ООО «Нива» в размере 2000 руб./ед.

2. Установить тарифы на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории Челябинского городского округа Челябинской области для ООО «Нива» согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

ООО «Нива» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области, в котором просит:

- признать незаконным бездействие Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, выразившееся в отказе в индексации тарифа на перемещение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа для ООО «Нива»;

- обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области внести изменения в постановление от 16.07.2020 № 30/1, увеличив тариф на перемещение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа на индекс потребительских цен за год на 2022, 2023, 2024 года.

Статья 1 АПК РФ устанавливает, что правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

Процедура рассмотрения таких дел урегулирована положениями главы 24 АПК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.

Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из материалов дела и правовой позиции заявителя по делу следует, что ООО «Нива» по существу заявлено требование об оспаривании бездействия административного органа в правотворчестве, а также - о внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт – постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.07.2020 № 30/1 «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа Челябинской области для ООО «Нива».

С учетом изложенного обстоятельства, ООО «Нива» было заявлено ходатайство о передаче настоящего дела по подсудности в суд общей юрисдикции, при этом заявителем не представлены в материалы дела доказательства обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о том же предмете и по тем же основаниям и доказательства принятия судом общей юрисдикции судебного акта об отсутствии компетенции у суда общей юрисдикции по рассмотрению соответствующего дела в связи с подсудностью дела арбитражному суду.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Челябинской области поддержал указанное ходатайство заявителя, представитель административного органа оставил разрешение ходатайства на усмотрение суда.

Поскольку судом установлено, что общество, по существу, просит суд обязать административный орган осуществить определенное нормативное регулирование соответствующих общественных отношений путем внесения изменений в действующий нормативный правовой акт, оспаривая правомерность нормативного содержания действующей редакции нормативного правового акта - постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.07.2020 № 30/1 «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Челябинского городского округа Челябинской области для ООО «Нива», то арбитражный суд не обладает компетенцией по рассмотрению настоящего дела, а заявленные требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В силу части 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Учитывая изложенное, дело № А76-16758/2022 подлежит направлению в Челябинский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь частями 4, 5 статьи 39, статьями 184-185 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Передать дело № А76-16758/2022 в Челябинский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья А.А. Петров