АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Резолютивная часть определения оглашена 11 января 2022 года Определение в полном объеме изготовлено 18 января 2022 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марининой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации г.Челябинска о предоставлении отсрочки исполнения решения арбитражного суда по делу по заявлению первого заместителя прокурора Челябинской области к Администрации г.Челябинска о признании незаконным бездействия
при участии в заседании:
от Администрации г.Челябинска: ФИО1 – представителя по доверенности № 11-01-44/119 от 16.08.2021;
от Прокурора Челябинской области: Смолиной Е.В. – сл. удостоверение
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Челябинска обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2021 по делу № А7621358/2021, вступившего в законную силу 23.11.2021 на два месяца до 02.04.2021 с учетом нерабочих (праздничных) дней с 01.01.2022 по 10.01.2022.
Представитель Администрации г.Челябинска в судебном заседании заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда поддержал.
Представитель прокурора против предоставления рассрочки исполнения решения суда возражал.
Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, Первый заместитель прокурора Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска о признании незаконным бездействия Администрации города Челябинска, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждению документации по планировке территории; обязании Администрации города Челябинска в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории и утверждению документации по планировке территории.
[A1] Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2021 заявленные требования прокурора Челябинской области удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2021 решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2021 по настоящему делу оставлено без изменения.
Рассмотрев заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд пришел следующим выводам.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, при этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Данная норма не определяет перечень оснований для предоставления рассрочки, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.
Рассрочка исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения вступившего в законную силу решения суда в сроки, на которые предоставляется рассрочка исполнения.
[A2] Администрация г.Челябинска в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда указала, что установление судом двухмесячного срока принятия нормативного акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не учитывает следующие обстоятельства: требования к разработке проектов административных регламентов, установленные статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ; процесс разработки административных регламентов, утвержденный постановлением Администрации города Челябинска от 28.08.2019 № 397-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг»; обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в силу Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; процесс принятия (издания) правового акта Администрации города Челябинска согласно Положению о правовых актах, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска, утвержденному постановлением Администрации города Челябинска от 29.12.2015 № 347-п.
Так, согласно пунктам 12-22 порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 28.08.2019 № 397-п проект административного регламента подлежит независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным структурным подразделением Администрации города. Экспертизой проекта административного регламента, проводимой уполномоченным структурным подразделением Администрации города, является предварительная антикоррупционная и правовая экспертиза, а также антикоррупционная и правовая экспертиза, проводимая в порядке, установленном правовым актом Администрации города.
Администрация г. Челябинска указала, что орган, являющийся разработчиком административного регламента, направляет проект административного регламента на предварительную антикоррупционную и правовую экспертизу в уполномоченное структурное подразделение Администрации города, после чего и при наличии положительного заключения направляет проект административного регламента в прокуратуру города Челябинска для проведения антикоррупционной экспертизы.
С момента получения положительного заключения антикоррупционной экспертизы из прокуратуры города Челябинска орган, являющийся разработчиком административного регламента, обеспечивает размещение административного регламента в сети Интернет на едином региональном интернет-портале для обеспечения проведения его независимой экспертизы и официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. В случае отсутствия официального сайта у органа, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте Администрации города.
[A3] С даты размещения в сети Интернет на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.
Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекга административного регламента для граждан и организаций.
Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента.
Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента на официальном сайте в сети Интернет и не может быть менее пятнадцати дней со дня его размещения.
По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Не поступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченным структурным подразделением Администрации города Челябинска.
По окончании проведения всех экспертиз орган, являющийся разработчиком административного регламента, обеспечивает подготовку проекта постановления Администрации города Челябинска об утверждении административного регламента. К проекту постановления Администрации города Челябинска об утверждении административного регламента прилагаются заключения независимой экспертизы (при наличии), предварительной антикоррупционной и правовой экспертизы уполномоченного структурного подразделения Администрации города, а также экспертизы, проводимой прокуратурой города Челябинска.
В ходе согласования (визирования) должностными лицами Администрации города Челябинска проект постановления Администрации города об утверждении административного регламента также подлежит антикоррупционной и правовой экспертизе, проводимой уполномоченным структурным подразделением Администрации города Челябинска. Предметом антикоррупционной и правовой экспертизы проекта административного регламента, проводимой уполномоченным структурным подразделением Администрации города Челябинска, является оценка соответствия проекта административного регламента требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проекте административного регламента. По
[A4] результатам соответствующей экспертизы уполномоченное структурное подразделение Администрации города Челябинска готовит заключение.
Администрация г.Челябинска, указала, что фактически только получение заключения прокуратуры города Челябинска занимает 1,5 месяца (1 месяц на рассмотрение и 14 дней на почтовые направления) при отсутствии замечаний и необходимости повторного направления. Установленный двухмесячный срок принятия нормативного акта не позволяет соблюсти предусмотренные постановлением Администрации города Челябинска от 28.08.2019 № 397-п процедуры, в том числе размещение на сайте для проведения независимой экспертизы не менее 15 дней (п. 18 указанного постановления), получение замечаний, рассмотрение замечаний; не учитывает время, необходимое для подготовки самого проекта административного регламента.
В обоснование предоставления отсрочки решения суда Администрация г.Челябинска представила проекты постановления Администрации города Челябинска «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждении документации по планировке территории», административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждении документации по планировке территории», направленные в Правовое управление Администрации города Челябинска для проведения предварительной правовой и антикоррупционной экспертизы, что подтверждается письмом Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска, от 22.10.2021 исх. № 12136/юр. На которое получено положительное предварительное заключение от 15.11.2021 (вх. № 14026 от 18.11.2021).
Проект постановления Администрации города Челябинска «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждении документации по планировке территории» (вместе с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждении документации по планировке территории») (с учетом замечаний Правового управления Администрации города Челябинска), с приложенным предварительным заключением уполномоченного структурного подразделения Администрации города Челябинска от 15.11.2021 исх. № 20-01-11/54 (вх. № 14026 от 18.11.2021), был направлен в Прокуратуру города Челябинска (исх. № 13269/юр от 19.11.2021) для проведения антикоррупционной экспертизы и проверки в части соблюдения требований законодательства: 19.11.2021 - по электронной почте, 22.11.2021 - через канцелярию прокуратуры.
Суд разрешает вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения с учетом указанных заявителем фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в
[A5] отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Следовательно, оценивая обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов сторон, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также об отсутствии у Администрации г.Челябинска реальной возможности исполнения решения единовременно, и свидетельствует о наличии действительной необходимости в предоставлении ему отсрочки исполнения решения.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 71 и 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о необходимости предоставления должнику отсрочки исполнения решения до 28.02.2022.
Руководствуясь ст. ст. 184-185, 324 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Предоставить Администрации г.Челябинска отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2021 по делу А76-21358/2021 до 28.02.2022 года.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья: И. В. Мрез