Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76-30839/2020
«23» октября 2020 года
Резолютивная часть изготовлена – 22.10.2020.
Полный текст определения изготовлен – 23.10.2020.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Костылев И.В.,
при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем Киселевой А.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья «АВА», ИНН 7451380541, г.Челябинск
к ИФНС России по Советскому району города Челябинска
о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576
УСТАНОВИЛ:
ООО Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья «АВА» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к ИФНС России по Советскому району города Челябинска с заявлением, в котором просит:
- внести в реестр МСП об основном виде экономической деятельности до 01.03.2020,
- о признать незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 от 16.06.2020 (суд приводит текст дословно),
- удовлетворить заявление о предоставлении субсидии предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 от 16.06.2020 (суд приводит текст дословно),
- обязать произвести выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576.
В предварительном судебном заседании на вопрос суда представитель заявителя пояснил суду, что требование «внести в реестр МСП об основном виде экономической деятельности до 01.03.2020» является заявленным способом восстановления права, а не самостоятельным требованием (аудиозапись предварительного судебного заседания от 22.10.2020 – 11:00-11:22).
Заявитель полагает, что при рассмотрении основного требования необходимо внесение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства информации о заявителе как об организации, осуществляющей деятельность по коду ОКВЭД – 47.73 (розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах)
В связи с допущенными ошибками в просительной части заявления, на вопрос суда представитель заявителя в предварительном судебном заседании пояснил суду, что оспаривается сообщение от 04.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576.
Судом в порядке ст. 49 АПК РФ принимается устное уточнение требования и пояснения относительно заявленного способа восстановления права.
При названных обстоятельствах, с учетом устных уточнений и пояснений представителя заявителя следует, что Обществом заявлено требование о признании недействительным сообщения от 04.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576.
Суд расценивает в качестве заявленных Обществом способов восстановления нарушенного права требования:
- внести в реестр МСП (имеется в виду реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) об основном виде экономической деятельности до 01.03.2020,
- удовлетворить заявление о предоставлении субсидии предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 от 16.06.2020,
- обязать произвести выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576.
В обоснование заявленных требований, Заявитель указывает, что в соответствии с нормативно-правовыми актами, основной вид экономической деятельности, заявляемый при регистрации юридического лица и указанный в выписке из ЕГРЮЛ, носит исключительно заявительно-предположительный характер, который не содержит ни прав, ни обязанностей для хозяйствующего субъекта и актуализируется среди основного и дополнительных видов экономической деятельности ФНС России, исходя из «правила стабильности».
Основные виды экономической деятельности поименованы в п.2.4 Устава Общества, а также перечислены в основном и дополнительных видах деятельности в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ. Кроме того организации сдавала бухгалтерскую отчетность за 2016, 2017, 2018, 2019 года с видом основной деятельности 47.73 «Торговля розничная лекарствами в специализированных магазинах (аптеках)».
Заявитель считает, что поскольку в соответствии со сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество включено в реестр 01.08.2016, ФНС России обязана была актуализировать сведения об основном виде экономической деятельности не позднее 10.08.2019.
Налоговый орган с заявлением не согласен по доводам, изложенным в отзыве, пояснил следующее.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, в частности:
- Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576;
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
В соответствии с указанными нормативными актами Правительства Российской Федерации, меры поддержки предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Лица, имеющие право на получение мер поддержки определяются по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020г. (п.2 Постановления №409, абз.2 п. Г Правил' предоставления субсидий, утв. Постановлением №576).
В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (Форма Р11001) с 2014 года был заявлен основной вид деятельности Общества - «Деятельность больничных организаций» - код ОКВЭД 86.10.
Юридические лица самостоятельно определяют коды по ОКВЭД и представляют данные сведения для включения в ЕГРЮЛ. В случае изменения сведений о кодах ОКВЭД юридическое лицо в установленном порядке должно сообщить об этом в налоговый орган.
Общество с 2014 года до 01.03.2020 имело возможность воспользоваться своим правом на внесение изменений в ЕГРЮЛ в части изменения основного вида деятельности, т.е. имело возможность реализовать свое право на изменение основного вида деятельности.
Доказательства того, что Общество обращалось в налоговый орган с заявлением об изменении основного вида деятельности, отсутствуют.
Налоговый орган также считает, что Заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, считает, что требование подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ЛПМО Центр здоровья «АВА» 04.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи обратилось в налоговый орган с заявлением на предоставление субсидии за май 2020.
Обществу было направлено сообщение от 04.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением №576, за май 2020, в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434.
Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения ООО ЛПМО Центр здоровья «АВА» в арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу п. 2 ст. 138 Налогового Кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Таким образом, положениями налогового законодательства установлен обязательный досудебный порядок разрешения споров с налоговыми органами.
Из материалов дела следует, что ООО ЛПМО Центр здоровья «АВА» обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным сообщения от 04.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576.
Между тем доказательств обжалования оспариваемого решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ на дату обращения с заявлением в суд не представлено.
Представитель Инспекции в отзыве и в ходе судебного заседания подтвердил данное обстоятельство.
В силу ч. 2 ст. 148 АПК РФ в случае несоблюдения истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
При таких обстоятельствах, Заявление общества с ограниченной ответственностью ЛПМО Центр здоровья «АВА» к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Челябинска о признании недействительным сообщения от 04.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, подлежит оставлению без рассмотрения.
Как следствие, отсутствуют правовые основания для применения заявленных обществом способов восстановления нарушенного права.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65, если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 143, 144, 148, 150 АПК РФ, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено, о чем выносится определение, за исключением случаев, когда производство по делу подлежит прекращению в связи с заключением сторонами мирового соглашения (ч.2 ст. 150 АПК РФ).
Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения и прекращении производства по делу разрешается единолично судьей, проводящим подготовку дела к судебному разбирательству, за исключением случаев, когда данное дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом, в том числе и при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
В связи с вышеизложенным, вопрос об оставлении заявления без рассмотрения разрешен судом в предварительном судебном заседании.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 12.08.2020 № 168.
При оставлении искового заявления без рассмотрения в силу ч. 1 ст. 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная истцом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 148, ст.ст. 149, 184, 185, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить без рассмотрения заявление общества с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья «АВА» к ИФНС по Советскому району города Челябинска о признании недействительным сообщения от 04.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья «АВА» госпошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 12.08.2020 № 168.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.
Судья И.В. Костылев