ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А76-4701/17 от 19.04.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск

26 апреля 2017 года                                                        Дело № А76-4701/2017

Резолютивная часть определения объявлена 19 апреля 2017года

Определение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2017года

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Белого А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чернышёвой Ю.В. рассмотрев в  судебном заседании

заявление ФИО1, Челябинская область, г. Снежинск

к Городскому отделу судебных приставов г. Снежинска

УФССП России Челябинской области

третье лицо: Муниципальное образование «Город Снежинск» в лице  КУИ

об уменьшении размера процентов дохода должника, подлежащих удержанию

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт

от ГОСП г. Снежинска: не явился, извещены

от УФССП: ФИО2 – доверенность от 30.12.2016 №Д-74907/16/288-АС, удостоверение

от третьего лица: не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее - заявитель, должник по исполнительному  производству) обратился в Арбитражный суд Челябинской области к Городскому отделу судебных приставов г. Снежинска (далее – ГОСП) с заявлением об  уменьшении размера процентов дохода должника, подлежащих удержанию согласно постановлению об обращении взыскания на пенсию должника от 05.10.2016 по исполнительному производству № 13188/16/74063-ИП от 15.06.2016.

Определением от 28.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное образование «Город Снежинск» в лице КУИ
г. Снежинска, кроме того к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее – управление, УФССП России Челябинской области).

Заявитель указывает, что постановлением судебного пристава исполнителя с его пенсии ежемесячно удерживают 50%, при этом размер пенсии составляет 9 500 руб., то есть к выдаче остаётся 4 750 руб. Данных денежных средств недостаточно для оплаты квартиры (коммунальных платежей). В связи с тяжелым материальным положением просит уменьшит процент выплат по исполнительному производству.

В обоснование доводов заявителем представлена справка о размере пенсии и квитанция за коммунальные услуги (л.д. 4-5).

УФССП России Челябинской области представлен отзыв на заявление что справка о размере пенсии  квитанция на оплату коммунальных платежей не является доказательством тяжело материального положения. По мнению управления должник в течение 8-10 лет уклоняется от исполнения решения суда в полном объеме (л.д. 38-40).

КУИ г. Снежинска представлены письменные пояснения, в котором третье лицо возражает в удовлетворении заявления, считает, что поскольку размер удержаний не превышает 50%, то отчисление указанных сумм правомерно (л.д. 34).

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд находит подлежащим удовлетворению ФИО1 об уменьшении взыскания в рамках исполнительного №13188/16/74063-ИП СД.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) взыскатель, вправе обратиться с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно пункту 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава- исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно пункту 2.1 указанной статьи по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом. Порядок удержания по исполнительным листам установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, в том числе, в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Возможность удержания из трудовой пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 14-О-О, сама по себе такая возможность согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона), - в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.

Согласно пункту 2.3 указанного определения Конституционного Суда Российской Федерации при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

При этом следует отметить, что норма ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве, устанавливающая предельный максимум удержания из заработной платы, сама по себе призвана обеспечить гарантии должнику по исполнительному производству на достойный уровень жизни, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеизложенных определениях.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 15.07.2010 № 1064-О-О, по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств конкретного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Таким образом, в целях соблюдения баланса между обязанностью государства обеспечивать надлежащее исполнение вступившего в законную силу судебного решения и необходимостью создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, часть вторая статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет органам принудительного исполнения устанавливать размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, учитывая его материальное положение.

С 01 января 2017 года Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей в месяц.

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2017 № 352 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по российской федерации за IV квартал 2016 г.» установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2016 года на душу населения для пенсионеров – 8 000 рублей.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на 2017 г. по РФ она составляет 8 540 рублей.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на исполнении в Снежинском ГОСП находится сводное исполнительное производство № 13188/16/74063-ИП СД в отношении ФИО1, в состав которого входят следующие исполнительные производства:

- 13188/16/74063-ИП, возбужденное 15.06.2016 на основании исполнительного листа № А76-5269/2007-8-192 от 20.07.2007, о взыскании задолженности в размере 90 447 руб. 99 коп. в пользу Комитета по управлению имуществом г. Снежинска; остаток по данному производству на 19.04.2017 78 265 руб. 25 коп.

- 13189/16/74063-ИП, возбужденное 15.06.2016 на основании исполнительного листа № А76-29201/08-4-728/206 от 15.09.2009, о взыскании задолженности в размере 59 227 руб. 51 коп. в пользу Комитета по управлению имуществом г. Снежинска; остаток по данному производству на 19.04.2017 составляет 49 995 руб. 11 коп.

В связи с достижением должником пенсионного возраста 05.10.2016 года вынесено и направленно постановление об обращении взыскания на пенсию должника в соответствии со ст. ст. 98, 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 года об удержании суммы долга по исполнительному документу в размере 50% от дохода должника.

Согласно представленной заявителем справки УПФР в г. Снежинске пенсия ФИО1 по состоянию на 19.02.2016 составляет 9 510 руб. 81 коп. (л.д. 4).

Согласно представленной квитанции размер ежемесячных коммунальных платежей за квартиру у заявителя составляет 6 099 руб. (л.д. 5).

В данном случае из материалов дела следует, что размер пенсии ФИО1  составляет после удержания 50% - 4 755 руб., что ниже минимального размера оплаты труда и размера прожиточного минимума.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению, уменьшить размер взыскания по исполнительному производству №13188/16/74063-ИП СД, установив размер ежемесячного удержания с пенсионных выплат в размере 25%.

Руководствуясь ст. ст. 324, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление удовлетворить.

Уменьшить размер взысканий с должника ФИО1 Челябинская область, г. Снежинск по исполнительному производству №13188/16/74063-ИП СД, установив размер ежемесячного удержания с пенсионных выплат в размере 25%.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья                                                                             Белый А.В.