ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А76-6096/2022 от 02.03.2022 АС Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск Дело № А76-6096/2022
02 марта 2022 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н.А.,

ознакомившись с заявлением Акционерного общества работников "Народное  предприятие "Челябинское рудоуправление" о принятии обеспечительных мер 

УСТАНОВИЛ:

Акционерное обществе работников "Народное предприятие "Челябинское  рудоуправление" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с  заявлением к Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области,  Управлению федеральной налоговой службы по Челябинской области о  признании недействительным решения налогового органа. 

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2022  заявление общества принято к производству. 

Заявитель ходатайствует о принятии обеспечительных мер в виде  приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы N 15 по Челябинской области от 29.11.2021г. N 2883. 

 В обоснование принятия обеспечительных мер заявитель указывает  следующее. 

 Непринятие обеспечительной меры в виде приостановления действия  оспариваемого решения налогового органа повлечет для общества  неблагоприятные последствия в виде изъятия из оборота значительных  денежных средств, необходимых для ведения нормальной хозяйственной  деятельности и уплаты текущих обязательных платежей, в том числе  заработной платы сотрудникам, отчислений от фонда заработной платы,  коммунальных платежей. 

Кроме того, в случае непринятия обеспечительных мер заявителю будет  причинен значительный ущерб, который создает угрозу для деятельности АОр  "НП"ЧРУ". В связи с кризисом и неплатежами потребителей нашей продукции  АОр «НП «ЧРУ» испытывает недостаток денежных средств, что подтверждено  справками из банков о незначительных остатках денежных средств и  заключением кредитных договоров в 2-х банках для пополнения оборотных  средств для ведения хозяйственной деятельности в тяжелых финансовых  условиях. 

В случае не выполнения условий по кредитным договорам, ухудшения  финансового положения АОр «НП «ЧРУ» может привести к просрочке оплаты  кредитов и как следствие оплате пеней, банки имеют право отказать в  кредитных средствах или досрочно потребовать возврат всей суммы кредита 


[A1] по кредитным договоры с Акционерным Челябинским инвестиционным банком  «Челябинвестанк» и ПАО «Совкомбанк» . 

АОр «НП «ЧРУ» имеет кредиторскую задолженность более 35 млн.  рублей, в частности за ГСМ 6404 тыс. руб. и предоставление подвижного  состава 2392 тыс. руб., что подтверждается приложенными актами сверок. 

Фактическая списочная численность работников составляет 227 человек 

Согласно справке о суммах денежных средств, необходимых для ведения  хозяйственных операций АОр «НП ЧРУ» от 24.02.22г. в феврале 2022г. и  марте 2022г. необходимо на выплату заработной платы работников около 7млн.  рублей ежемесячно. 

Арест счетов может привести не только к нарушению прав работников,  их вынужденному увольнению, но и к невыполнению условий договоров  поставки, услуг связи, газоснабжению, предоставлению коммунальных услуг и  аренды, начислению неустоек, расторжению договоров и как следствие к  приостановке деятельности организации. 

Общая сумма текущих налоговых платежей в бюджеты всех уровней и  внебюджетные фонды составят в феврале 2022г. – 4500 тысяч рублей, в марте  2022г. –4500тысяч рублей. 

Для обеспечения стабильной и бесперебойной работы предприятия  необходим объем денежных средств в феврале 2022г. – 21600 тысяч рублей, а  марте 2022г. - 21950 тысяч рублей, что указано в справке от 24.02.2022г. о  суммах денежных средств, необходимых для ведения хозяйственных операций  АОр «НП «ЧРУ». 

Приостановление операций по счетам предприятия налоговыми органами  будет причиной прекращения текущих платежей, необходимых для  нормальной работы предприятия, в том числе за потребленную электроэнергию  в размере около 1000 тыс. рублей ежемесячно, платежи за ГСМ и газ 5,0 млн.  руб. в месяц, оплата транспортным компаниям за предоставление подвижного  состава около 1 млн. ежемесячно, приобретение необходимых запчастей и  строительных материалов 1,5 млн. руб., согласно справке от 24.02.2022г. о  суммах денежных средств, необходимых для ведения хозяйственных операций  АОр «НП «ЧРУ». 

 В подтверждение наличия оснований для принятия обеспечительных  мер заявителем представлены следующие доказательства: Справка от  24.02.2022г. о численности согласно штатного расписания, Копия  бухгалтерской отчетности за 2020г. с квитанцией о приеме налоговой  отчетности в электронном виде, .копия договора на поставку и  транспортировку газа от 15.11.2012г, Копия договора энергоснабжения от  01.07.2019г. (18л.), Копии договоров с транспортными компаниями: с ООО  ТК«ТранкомСервис» и ООО «Желдорсервис», Копия договора на поставку  нефтепродуктов от 09.01.2019г. Копия договора поставки нефтепродуктов от  18.02.2020г,. Копия постановления от 5.10.2020г. в подтверждение статуса  единой теплоснабжающей организации АОр «НП «ЧРУ» , Копия свидетельства 


[A2] о праве собственности на котельную заявителя, Копия решения от 10.02.22г.  вышестоящего налогового органа; Копия апелляционной жалобы в  вышестоящий налоговый орган Копия кредитного договора с ПАО  «Совкомбанк» от 27.01.2022г., Копия кредитного договора с ПАО  «Челябинвестбанк» от 11.10.2021г. , Копия кредитного договора от 10.12.20г. с  ПАО «Челябинвестбанк» ) Справки о суммах денежных средств, необходимых  для ведения хозяйственных операций в феврале 2022г. и марте 2022г. и о  необходимых платежах по налогам в феврале 2022г. и марте 2022г., Справки  об остатках денежных средств на счетах и ссудной задолженности в кредитных  организациях , Копии актов сверок с ООО «УралНефтьПродукт», ООО  ТК«ТранкомСервис», ООО «Желдорсервис», ООО «ХОРС» в подтверждение  кредиторской задолженности АОр «НП «ЧРУ». 

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их  совокупности, суд находит заявление общества обоснованным по следующим  основаниям. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей,  рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового  производства с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 197 АПК РФ). 

В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя  арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого  ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. 

В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации не установлены особенности рассмотрения ходатайств о  приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи, с 


[A3] чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения  главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том  числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления  об обеспечении иска. 

Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или  решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2  статьи 90 АПК РФ

В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в  деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение  иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В  части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на  любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может  затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, либо  причинить значительный ущерб заявителю. 

Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд принимает во  внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано  заявителем. 

Обеспечительные меры имеют срочный характер, оценка необходимости  их принятия производится арбитражным судом с учётом действительных  обстоятельств на момент рассмотрения данного вопроса. Обеспечительные  меры должны соответствовать предмету спора, то есть быть непосредственно  связанными с предметом спора, необходимыми и достаточными для  обеспечения исполнения судебного акта и (или) предотвращения ущерба  заявителю. При разрешении вопроса о необходимости принятия  обеспечительных мер арбитражный суд самостоятельно, исходя из правил  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  оценивает доказательства, фактические обстоятельства дела и доводы,  содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска. 

В пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными  судами обеспечительных мер» разъяснено, что арбитражный суд признает  заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если  имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из  оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. При этом  обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты,  следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в  объёме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по  существу спора. Обязательным является представление заявителем  доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его  нарушения. 

Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленным  требованиям и непосредственным образом связаны с предметом иска (часть 2 


[A4] статьи 91 АПК РФ, пункт 13 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 №  11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»). 

При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных  мер суд самостоятельно оценивает фактические обстоятельства дела и доводы,  содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска (заявленного требования). 

Из представленных заявителем документов следует, что общество имеет  активы, достаточные для удовлетворения требования инспекции в случае  отказа судом в удовлетворении требований, а именно: о Основные средства на  «01» января 2021г. составляют 59858тыс. руб., запасы 106040 тыс. руб.,  дебиторская задолженность 40915тыс. руб. 

Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что у  налогоплательщика имеется достаточно имущества и денежных средств,  позволяющих исполнить оспариваемое решение 

В соответствии с пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации решения суда по делам об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат  немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и  законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не  соответствующего законодательству. 

В случае полного или частичного удовлетворения судом заявления -  признания недействительным решения - осуществленное налоговым органом в  соответствии со статьей 46 НК РФ списание со счетов заявителя до вынесения  судом решения по существу спора оспариваемых налогоплательщиком сумм  налога, пеней будет препятствовать немедленному восстановлению прав и  законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта,  признанного судом недействительными, в виду необходимости обращения  заявителя в налоговый орган за возвратом незаконно взысканных сумм в  порядке, установленном статьи 79 НК РФ

Обеспечительная мера, о которой ходатайствует заявитель, направлена на  приостановление исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются  оспариваемым ненормативным правовым актом и напрямую им  обусловлены, данная мера соответствует и соразмерна предмету заявленного  требования. 

Принятием обеспечительных мер баланс публичных и частных интересов  не будет нарушен. В целях предотвращения причинения заявителю  значительного ущерба обеспечительная мера направлена на сохранение  существующего состояния отношений (status quo) между спорящими  сторонами. 

 В данном случае запрещающие обеспечительные меры касаются  предмета спора, поскольку на основании оспариваемого решения инспекция  вправе реализовать свои полномочия на бесспорное списание денежных  средств. 


[A5] При этом, регламентируемая статьей 79 НК РФ процедура возврата  излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов с установленным  порядком и сроками рассмотрения этого вопроса не сможет обеспечить  немедленное исполнение судебного акта и восстановление нарушенного права  налогоплательщика, как это прямо предусматривают часть 2 статьи 182 и часть  7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а  также полную компенсацию возможных потерь и убытков субъекта  предпринимательской деятельности. 

В свою очередь возможные убытки бюджета компенсируются  начислением налогоплательщику пени в соответствии с правилами статьи 75  НК РФ за весь период просрочки исполнения обязательств по уплате налогов. 

Принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия  решения налогового органа позволяет обеспечить баланс публичных интересов  государства и частных интересов субъекта предпринимательской деятельности,  поскольку предотвращает возможность необоснованного бесспорного списания  денежных средств со счетов налогоплательщика и обращение взыскание на его  имущество до рассмотрения спора по существу. В случае отказа в  удовлетворении требования о признании недействительным спорного  ненормативного правового акта у налогового органа будет возможность  взыскать требуемые суммы в бесспорном порядке с учетом пени, возросшей за  период неуплаты налога. 

Удовлетворяя заявление о принятии обеспечительных мер, суд отмечает,  что ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и  интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер, после  получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер  вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в  порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по  существу примененных мер (пункт 22 Постановления). 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 90, 91, 93, частью 3  статьи 199, статьями 184-185 АПК РФ, арбитражный суд, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство Акционерного общества работников "Народное предприятие  "Челябинское рудоуправление" удовлетворить. 

Приостановить действия решения Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы N 15 по Челябинской области от 29.11.2021г. N 2883 до  вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия. 

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения  апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. 

Судья Н.А. Кунышева