ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А76-7021/2023 от 21.09.2023 АС Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск  21 сентября 2023 года Дело № А76-7021/2023 

Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В., при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной  ответственностью «СИБ-АПН», г. Челябинск, 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
о признании незаконным решения,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой  службы № 17 по Челябинской области; Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой  службы № 31 по Свердловской области; Инспекции Федеральной налоговой службы по  Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга; Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой  службы № 13 по Оренбургской области; Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой  службы № 10 по Оренбургской области; Управления Федеральной налоговой службы по  Республике Башкортостан; Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 39  по Республике Башкортостан; Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №  10 по Санкт-Петербургу; Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по  Санкт-Петербургу; СУ СК России по Челябинской области; МРУ Росфинмониторинга по  УФО; Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области; ИФНС № 43 по  г. Москве; Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, 

в судебном заседании принял участие представитель ответчика – ФИО1  (личность установлена по служебному удостоверению, копия доверенности в материалах  дела), 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СИБ-АПН» (далее- заявитель,  общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее-  ответчик, антимонопольный орган, Челябинский УФАС РФ) о признании незаконным  решения, выраженного в отказе от предоставления документов и информации,  оформленного письмом от 27.02.2023 года № АК/2291/2023. 

Заявитель в своих требованиях пояснил, что в отношении него антимонопольным  органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  чем Общество обратилось с требованием об ознакомлении с материалами  антимонопольного дела на основании статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ « О защите конкуренции», согласно которой с момента возбуждения дела о  нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право  знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и  знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле,  заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии,  приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам,  знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств,  доводов других лиц, участвующих в деле. 


В своем письме от 22.02.2023 заявитель также ссылается на пункт 1.10  административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению  государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях  антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом  ФАС России от 25.05.2012 № 339 , согласно которому в случае, если в материалах дела  имеются документы, сведения, пояснения в письменной форме, составляющие  государственную тайну, банковскую тайну, коммерческую тайну или иную охраняемую  законом тайну, лица, участвующие в деле, реализуют свои права с соблюдением требований  законодательства о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об  иной охраняемой законом тайне. 

Заявитель считает, что в рамках оспариваемого письма от 27.02.2023 ответчик не  обосновал наличия в запрашиваемых для ознакомления обществом документах и  информации сведений , составляющих государственную, налоговую, коммерческую или  иную тайну. 

По мнению заявителя поименованные антимонопольным органом в письме от  27.02.2023 документы содержат сведения о самом Заявителе в связи с чем ознакомление  Заявителя с их содержанием нельзя квалифицировать как разглашение коммерческой ,  и иной охраняемой законом тайны. При этом ссылается на то, что действующим  законодательным урегулированием предусмотрена процедура санкционированного  доступа с документам, содержащим информацию ограниченного распространения с  пометкой «для служебного пользования» . Соответствующие нормы содержатся в пунктах  1.4-1.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об  утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией  ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти,  уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и  уполномоченном органе по космической деятельности, в пункте 1.7 которого  предусмотрено , что служебная информация ограниченного распространения без санкции  соответствующего должностного лица не подлежит разглашению. Между тем, заявитель  считает, что текст оспариваемого письма не содержит информации о направлении  соответствующим должностным лицом , принявшим решение об отнесении служебной  информации к разряду ограниченного распространения ( налоговые органы, СУ СК России  по Челябинской области, МРУ Росфинмониторинга по УФО ) запроса о возможности  предоставления санкционированного доступа к документам и информации. 

 УФАС РФ по Челябинской области отзывом от 12.04.2023 требования  отклонены, ссылаясь на то, что Перечень документов с отметкой «ДСП» , имеющихся в  материалах антимонопольного дела с указанием исходящих и входящих номеров , а  также организаций, принявших решение о присвоении отметки «ДСП» представлены в  Таблице . При этом Антимонопольный орган ссылается на то, что Инструкцией о  порядке учета обращения и хранения документов, содержащих служебную информацию  ограниченного распространения в Центральном аппарате ФАС России, утвержденной  Приказом ФАС России от 10.04.2014 № 240/14 предусмотрено, что документам,  содержащим коммерческую, служебную , налоговую или иную охраняемую законом  тайну (помимо государственной или военной тайны) присваивается ГРИФ «Для  служебного пользования» , который определяет особый порядок использования  указанных документов и содержащейся в них информации. Данный порядок исключает  утечку содержания этих документов к третьим лицам и соответствует требованиям  законодательства РФ, предъявляемым к хранению, обработке и использованию в  интересах расследования и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного  законодательства, информации, составляющей коммерческую, служебную , налоговую,  нотариальную или иную охраняемую законом тайну. В отзыве указано, что право  снятия грифа «Для служебного пользования» имеет только корреспондент, направлявший  данный документ в территориальный орган ФАС России в письменном виде; с учетом 


того, что корреспонденты, направившие документы с отметкой «ДСП» не давали  согласия на снятие указанной отметки , антимонопольный орган не может предоставить  их заявителю для ознакомления. Кроме того, считает, что участники по делу  самостоятельно направляют запросы на получение согласия на ознакомление с  материалами дела, содержащими отметку о «ДСП» 

Из отзыва Челябинского УФАС России также следует, что руководителем  Челябинского УФАС РФ принято решение о присвоении грифа «ДСП»: 

 -письмам Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области  с приложениями : исх № от 10.09.2021 № 18-13/003768; от 01.12.2022 № 18-12004711. 

-Письмам Следственного управления следственного Комитета РФ по  Челябинской области № 201-3 12102750030000026-21 от 29.03.2023 ; от 03.04.2023 № 2013 12102750030000035-21 (записаны на диске с отметкой «ДСП» (требование заявителя  не содержит информацию об отказе об ознакомлении с указанными документами) 

Кроме того, в отзыве указано на то, что руководителем УФАС РФ по  Челябинской области принято решение о Присвоении грифа «ДСП» на документы МРУ  Росфинмониторинг по УФО (информации о документах не содержится) 

В настоящем судебном заседании представитель Челябинского УФАС РФ  пояснила, что в отношении нескольких участников были возбуждены дела о  нарушении антимонопольного законодательства и направлены запросы относительно  нескольких участников. Налоговыми органами полученные запросы Челябинского  УФАС РФ были исполнены и на одном документе, в том числе одном диске  относительно всех участников направлена информация и поскольку вся информация.  Во всех приложениях, в том числе дисках касается не только заявителя, она не могла  быть представлена последнему для ознакомления. 

Определением от 23.08.2023 судом у третьих лиц не заявляющих  самостоятельные требования относительно предмета спора была запрошена такая  информация (решения или сообщения либо другим документом присвоение спорным  документам вида «ДСП» ) . Привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц  вышеуказанные налоговыми органами дано пояснение суду о том, что от ответчика  была запрошена информация и направлена в адрес УФАС РФ по Челябинской области с  грифом «ДСП». 

Ни представитель ответчика, ни налоговые органы не указали какого вида тайна  (государственная, служебная, коммерческая, нотариальная, банковская и т д) содержится  в документах, не представленных заявителю для ознакомления. Но из представленных  пояснений следует, что на всех документах, направленных в адрес антимонопольного  органа значится гриф «ДСП», то есть для служебного пользования (ДСП), полномочий  на снятие которого у Антимонопольной службы Челябинской области не имеется. Из  указанного обстоятельства можно сделать вывод о том, что направленные налоговыми  органами по запросу Челябинского УФАС РФ высланы последнему для служебного  пользования. 

В судебном заседании у представителя антимонопольного органа выяснялся  вопрос почему документы направленные ему для служебного пользования включены в  антимонопольное дело , на который был дан ответ о том, что такие действия  Челябинского УФАС РФ не оспорены заявителем, следовательно, не являются  предметом настоящего разбирательства. 

Руководствуясь статьями 158, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд 

определил:

Отложить судебное заседание на 26 октября 2023 года 10 часов 15 минут, которое  состоится в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет № 424.  

Заявителю: уточнить требования в порядке ст. 49 АПК РФ 

Судья В.В. Худякова