АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск
21 июня 2016 года Дело № А76-8869/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2016 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Худяковой В.В.., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковым Д.К. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества «Главное управление ЖКХ», , г. Москва,
к военному прокурору Чебаркульского военного гарнизона, г. Чебаркуль Челябинской области
об оспаривании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 01.06.2016, паспорт
от ответчика: ФИО2., служебное удостоверение, доверенность (копия в деле)
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Главное управление ЖКХ» (далее – заявитель, АО «ГУ ЖКХ», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к военному прокурору Чебаркульского военного гарнизона (далее – ответчик, административный орган, военный прокурор) о признании незаконным постановления от 01.04.2016, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной военной прокуратурой проверки соблюдения работниками АО «ГУ ЖКХ» порядка эксплуатации опасных производственных объектов - котельной № 99 АО «ГУ ЖКХ», выявлен факт нарушения требований нормативно-правовых актов в сфере промышленной безопасности, лицензирования отдельных видов деятельности, правил эксплуатации различных объектов теплового хозяйства.
По результатам проверки заместителем военного прокурора Чебаркульского гарнизона ФИО3 в отношении АО «ГУ ЖКХ» вынесено постановление от 01.04.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Считая, что данное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 названного Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, в котором содержатся сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Вынесенное прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является таким же процессуальным документом, как и протокол об административном правонарушении, что согласуется с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ.
По смыслу положений статьи 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении (в рассматриваемом случае постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол, как доказательство по делу об административном правонарушении, исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении, а в данном случае постановление не обладает признаками ненормативного акта.
Статьей 28.2 КоАП РФ определен порядок составления протокола и его содержание. Данная норма права не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.
Вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не оканчивает производство по делу об административном правонарушении и не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя, а является одним из доказательств по делу об административном правонарушении, отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является доказательством, подлежащим оценке с точки зрения его достоверности, допустимости и достаточности при рассмотрении административного дела по существу и принятии решения в порядке 29 главы КоАП РФ.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.02.2000 г. № 19, ненормативными актами являются акты индивидуального характера, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Между тем, заявитель оспаривает постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.04.2016, которое не является решением административного органа, которое может быть обжаловано в соответствии со ст. 207 АПК РФ.
Постановление от 01.04.2016 не обладает признаками ненормативного правового акта, не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку в нем зафиксированы лишь признаки административного правонарушения, на основании которых дело об административном правонарушении подлежит возбуждению.
Кроме того, возможность обжалования постановления о возбуждении административного дела Кодексом об административном правонарушении Российской Федерации не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах постановление от 01.04.2016 о возбуждении в отношении АО «ГУ ЖКХ» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу об оспаривании постановления от 01.04.2016 подлежит прекращению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья В В Худякова