Арбитражный суд Чеченской Республики
364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шейха Али Митаева, 22 «Б»
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении заявлениянеподсудного данному арбитражному суду
г.Грозный
24 августа 2023 года Дело № А77-1770/2023
Судья Арбитражного суда Чеченской Республики М.С-А. Хасиев,
рассмотрев вопрос о принятии к производству заявления: гражданина Асуханова Сайд-Хасана Исмаиловича (ИНН 201002798953), адрес: Чеченская Республика, г. Урус-Мартан, ул. Степная, дом 87 к Управлению Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (ИНН 2014029490, ОГРН 1042002612024), адрес: 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. С.Ш. Лорсанова, 12, об оспаривании решения налогового органа,
установил:
Гражданин Асуханов Сайд-Хасан Исмаилович обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлениемУправлению Федеральной налоговой службы по Чеченской Республикеоб оспаривании решения налогового органа.
Изучив заявление в процессе разрешения вопроса о его принятии к производству, а также приложенные к нему документы, Суд не находит оснований для принятия к производству и рассмотрения по существу указанного заявления в силу следующего.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1- ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», статье 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Компетенция арбитражных судов определена в главе 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, неимеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определена в статье 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав,свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу части 3 названной статьи указанные суды рассматривают и разрешают данные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
По смыслу норм процессуального законодательства гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве стороны, исключительно в случаях, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено федеральным законом. Иной подход к решению данного вопроса противоречил бы общему принципу разграничения юрисдикционных полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, согласно которому в основе данного разграничения должны быть заложены критерии характера спора и его субъектного состава, применяемые в совокупности (вопрос 4 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Таким образом, критериями разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, и отнесения дел к подведомственностиарбитражного суда являются характер спора (осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности) и субъектный состав его участников (по общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели). Применительно к субъектному составу допускается рассмотрение дел с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, лишь в отдельных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в том числе при установлении специальной подведомственности (часть 6 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявление поступило в Арбитражный суд Чеченской Республики 17.08.2023, при этом, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Асуханов С-Х.И. (ИНН 201002798953) не является индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, поскольку на момент подачи искового заявления в арбитражный суд заявитель не имеет статуса индивидуального предпринимателя, суд приходитк выводу об отсутствии оснований для отнесения данного спора к компетенции арбитражного суда.
При этом сведений о том, что заявитель обращался с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции до подачи заявления в арбитражный суд, и его заявление не принято в связи с неподсудностью спора такому суду, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем у заявителя имеется возможность реализовать гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерацииарбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах заявление гражданина Асуханова Сайд-Хасана Исмаиловича надлежит возвратить, как не подлежащего рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возвращения судами заявления, жалобы или иного обращения, или отказа в их принятии уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Из материалов дела следует, что при обращении в арбитражный суд представителем заявителя «Кислов Алексей Юрьевич» была произведена уплата государственной пошлины за гражданина Асуханова Сайд-Хасана Исмаиловича в размере 300 руб., через мобильное приложение Сбербанк Онлайн, что подтверждается чеком по операции ПАО Сбербанк от 14.08.2023 (время 08:15:23 мск).
В связи с этим уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит возврату.
Поскольку заявление было подано в суд в электронном виде, то в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» указанный документ и прилагаемые к нему документы не подлежат фактическому возврату.
Кроме того, суд считает необходимым довести до сведения заявителя следующую информацию.
Согласно части 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В силу части 5 статьи 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
Указанной норме процессуального закона корреспондируют положения п. 8 ч. 2 ст. 125 и п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, в соответствии с которыми в заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении заявителем (истцом) претензионного или иного досудебного порядка, в подтверждение чего к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Указанная норма внесена в Налоговый кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 153-ФЗ), который в соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Закона вступил в силу 03.08.2013. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 153-ФЗ положение абзаца 1 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации до 01.01.2014 применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, начиная с 01.01.2014, законодателем введен обязательный досудебный порядок обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что с заявленным требованием физическое лицо имеет право обратиться в суд только после обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.
Согласно пункту 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Требования, которым должна соответствовать жалоба, изложены в статье 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 72 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налогоплательщиком сроков обращения в суд следует исходить из того, что с таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться с момента истечения срока, установленного для рассмотрения жалобы.
Согласно пункта 1 статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Согласно пункта 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.
Согласно пункта 5 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Таким образом возможность фактического обращения в суд наступает по истечении 33 рабочих дней, с учетом продления сроков.
Сроки на обжалование решения вступившего в силу установлены статьей 139 Налогового кодекса РФ, а также указаны на странице 5 оспариваемого заявителем акта ненормативного характера.
Поскольку Заявителем документов, подтверждающих соблюдение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации досудебного порядка урегулирования спора не приложены, указанное обстоятельство также является в силу п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ основанием для возвращения заявления.
Суд обращает внимание заявителя на необходимость соблюдения досудебного порядкаобжалования решения в вышестоящий налоговый орган до повторной подачи заявления и приложения копии настоящего определения при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 129, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
о п р е д е л и л :
Возвратить заявление гражданина Асуханова Сайд-Хасана Исмаиловича к Управлению Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике о признании недействительным решения от 12.05.2023 №8785.
Возвратить гражданину Асуханову Сайд-Хасану Исмаиловичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную через мобильное приложение Сбербанк Онлайн, по чеку ПАО Сбербанк от 14.08.2023 (время 08:15:23 мск).
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Чеченской Республики.