ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-10288/20 от 23.06.2021 АС Забайкальского края





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов 

г.Чита Дело № А78-10288/2020  23 июня 2021 года 

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гирченко Д.В., 

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о  включении требования в размере 252,92 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1, 

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение  – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю. 

Федеральная налоговая служба по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – ФНС России, уполномоченный орган)  12.02.2021 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований  кредиторов ФИО1 (далее – ФИО1, должник) задолженности по  пени в размере 252,92 руб. 

Определением суда от 02.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по  Забайкальскому краю (далее – третье лицо). 

Уполномоченный орган, должник и его финансовый управляющий, третье лицо явку  представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного  разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Надлежащее  уведомление участвующих в деле лиц подтверждается находящимися в материалах дела  доказательствами, согласно которым они о факте возбуждения производства по  настоящему заявлению извещены. От должника и финансового управляющего в дело  поступили отзывы, содержащие ходатайства о рассмотрении заявления без их участия (вх.   № А78-Д-4/29115 от 13.04.2021). Уполномоченным органом представлено ходатайство о  рассмотрении требования в отсутствие его представителя (вх. № А78-Д-4/34343 от  21.06.2021). В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного  заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121  АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка указанных лиц в судебное  разбирательство не является препятствием для рассмотрения заявления по существу на  основании частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ

Рассмотрев материалы по заявлению уполномоченного органа, суд установил  следующее. 

[A1]

[A2] В отношении Кашиной Анны Сергеевны на основании её заявления, принятого по  определению Арбитражного суда Забайкальского края от 25.11.2020, возбуждено  производство по делу № А78-10288/2020 о несостоятельности (банкротстве). 

Определением того же суда от 28.01.2021 (резолютивная часть объявлена 22.01.2021)  в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов, утвержден  финансовый управляющий ФИО2. 

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального  закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о  банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным  судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом  Российской Федерации РФ, с особенностями, установленными федеральными законами,  регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). 

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер  денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в  арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не  предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных  платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника  банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до  принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей  после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Размер денежных  обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен  судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. 

Согласно статье 40 Закона о банкротстве, к заявлению кредитора прилагаются  документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а  также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства  оснований возникновения задолженности; иные обстоятельства, на которых основывается  заявление кредитора. 

В силу пункта 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр  требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы,  в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина,  и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение  двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о  признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего  Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он  может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов рассматриваются  в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона. 

Сведения о введении процедуры реструктуризации долгов опубликованы в газете  «Коммерсантъ» № 21 от 06.02.2021. Заявление ФНС России поступило в суд 12.02.2021 в  пределах установленного Законом о банкротстве срока. Сообщение № 6279459 о  получении требований Федеральной налоговой службы размещено финансовым  управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 05.04.2021. 

Возражений относительно включения в реестр требований кредиторов должника  предъявленной задолженности не поступило. Должником и финансовым управляющим в  дело представлены отзывы с указанием на обоснованность заявленного требования и на  возможность его включения в реестр требований кредиторов третьей очереди. 

Статья 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. Иного порядка доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела,  Закон о банкротстве не устанавливает. 

Предъявляя требование к должнику, кредитор должен представить, во исполнение  положений статьи 65 АПК РФ, достаточные доказательства наличия и размера 

[A3]

[A4] задолженности (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах,  связанных с рассмотрением дел о банкротстве»). 

В силу пункта 10 статьи 16, пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о  банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не  подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется  арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований  между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с  одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. 

При установлении не подтвержденных судебным решением требований  уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве следует исходить из того, что  установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены  достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность  принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством  порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена. 

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным  платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в  соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание  данных требований необоснованными. 

Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагают на арбитражный суд  обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для  их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём  исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности  предъявленного требования. 

Для включения в реестр требований кредиторов должника предъявлена  задолженность по пени, не обеспеченной мерами взыскания, в сумме 252,92 руб.,  начисленной за период с 08.01.2021 по 21.01.2021, из которых: 10,15 руб. - по  транспортному налогу физических лиц; 2,06 руб. - по налогу на имущество физических  лиц; 51,79 руб. - по ЕНВД; 157,28 руб. - по страховым взносам на ОПС по страховой части  в фиксированном размере; 31,64 руб. - по страховым взносам на ОМС в фиксированном  размере, в т.ч.: 7,53 руб. - начисленные за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017. 

В подтверждение обоснованности предъявленной задолженности в материалы дела  представлены налоговые уведомления № 726814 от 04.04.2015, № 99387910 от 13.09.2016,   № 71173434 от 21.09.2017, № 40834689 от 14.08.2018, № 22581071 от 10.07.2019,  содержащие расчеты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за  2014-2018 годы, с доказательствами их доведения должнику; расчеты пени; налоговые  декларации по ЕНВД за 2-4 кварталы 2015 года. 

На основании статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим  Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в  соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге  и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской  Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом,  порядок и сроки его уплаты. 

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. 

Статья 357 НК РФ предусматривает, что налогоплательщиками налога (далее в  настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с  законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,  признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего  Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 

[A5]

[A6] Пунктом 1 статьи 358 НК РФ закреплено, что объектом налогообложения  признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные  машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,  теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,  гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные  транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства),  зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в  отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных  средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя  транспортного средства в лошадиных силах. 

Статьёй 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный  год, а согласно положениям статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате  налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года,  следующего за истекшим налоговым периодом (до внесения изменений в пункт 1 статьи  363 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ срок уплаты налога  приходился на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом). 

При этом налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на  основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. 

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц  устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных  органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в  соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных  органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих  муниципальных образований (пункт 1). 

Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы  муниципальных образований (законодательные (представительные) органы  государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и  Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, и  особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой (глава 32 НК  РФ). 

Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество,  признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса. 

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается  расположенные в пределах муниципального образования иные здания, строения,  сооружения, помещения. 

Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов  налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением  случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. 

В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами  по истечении налогового периода (им признается календарный год в силу статьи 405 НК  РФ) отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей  статьей. 

Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании  сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного  Кодекса. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате  налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим  налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения 

[A7]

[A8] на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым  органом. 

С 01.01.2017 Федеральный закон № 212-ФЗ в связи с принятием Федерального закона   № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений  законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской  Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию  страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»,  признан утратившим силу. 

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и  медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части  второй НК РФ, начиная с 01.01.2017. 

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются  следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о  конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам - организации; индивидуальные  предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями (подпункт 1); индивидуальные предприниматели, адвокаты,  медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие,  оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном  законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее -  плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам)  (подпункт 2). 

Расчетным периодом признается календарный год; отчетными периодами  признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 НК  РФ). 

Положениями статьи 431 НК РФ установлено, что в течение расчетного периода по  итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату  страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного  периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых  взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода  по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 1). 

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит  уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (пункт 3). 

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых  взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в  отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых  взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное  медицинское страхование (пункт 6). 

В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно  установленные налоги и сборы. 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога  является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования  об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ). 

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение  налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в  установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога  направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. 

[A9]

[A10] Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по  налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке  исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения  обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования  налогоплательщиком. 

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях  взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах,  которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. 

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенной в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах,  возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса  Российской Федерации», в основе требования об уплате налога лежит либо решение,  принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо  представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление. 

Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 НК РФ с физического лица, не  являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке,  предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (в редакции рассматриваемых  периодов). 

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком  (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не  являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое  лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов,  пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате  налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства  физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем  требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе  обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней,  штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке,  электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием  персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах  (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах  сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней,  штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет  имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается  в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней,  штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим  лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании  в суд. 

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным  органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов,  подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением  случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. 

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей  юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня  истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов,  пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. 

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего  требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого  налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора,  страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая  сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, 

[A11]

[A12] налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в  течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. 

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего  требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого  налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора,  страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая  сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей,  налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в  течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. 

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может  быть восстановлен судом. 

В ходе рассмотрения настоящего обособленного спора установлено, что ранее  приведенная пенеобразующая недоимка, с которой начислены рассматриваемые пени,  предъявленные отдельно от основного долга по транспортному налогу и налогу на  имущество физических лиц, страховым взносам за расчетные периоды после 01.01.2017,  была предметом оценки и включена в реестр требований кредиторов должника по  требованию уполномоченного органа на основании определения суда от 17.06.2021, что  следует из содержания данного судебного акта, а потому следует признать обоснованным  требование о предъявлении таких пени отдельно от суммы основного долга, исходя из  пункта 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными  судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 

На основании пункта 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные  акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти,  органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и  граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. 

Положениями пункта 2 статьи 69 АПК РФ закреплено, что обстоятельства,  установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее  рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом  другого дела, в котором участвуют те же лица. 

Согласно статье 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации правосудие в  Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного,  гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной  статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду  принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о  праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений, что, в свою  очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения. 

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в  суде первой инстанции», арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное  значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также  постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по  существу споров. 

Таким образом, преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые  закрепляются в мотивировочной части судебного акта судов первой, апелляционной и  надзорной инстанций и не подлежат повторному судебному установлению при  последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность  предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать  установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение. Если  обязательность судебного акта означает его соблюдение и исполнение всеми, и касается 

[A13]

[A14] вопросов конкретных прав и обязанностей субъектов, преюдициальность же затрагивает  вопросы факта и имеет свои объективные и субъективные пределы. 

На основании этого, суд полагает, что указанный судебный акт арбитражного суда  имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в отношении  установленной обязанности должника по уплате приведенных пенеобразующих платежей. 

Пеня в теории права является акцессорным (дополнительным) обязательством, то  есть следует судьбе основного обязательства. Это означает, что пеня (неустойка)  возникает не ранее основного обязательства и прекращается одновременно с ним, а  потому за наличие неисполненного в установленные сроки основного обязательства  начисляется пеня (неустойка), обеспечивающая исполнение обязательства. После  прекращения обязанности по уплате основного долга пеня (неустойка) не может быть  начислена. Следовательно, обязанность по уплате пеней возникает со следующего дня  после просрочки исполнения основного обязательства и прекращается одновременно с  исполнением основного обязательства. Пеня следует судьбе основного обязательства. 

В этой связи, с учетом содержания указанного судебного акта, имеющего  преюдициальное значение, и подлежащего безусловному учтению по правилам статей 16.  69 АПК РФ, суд находит обоснованными и подлежащими включению в РТК должника  пени в размере 193,60 руб., из них: 10,15 руб. - по транспортному налогу физических лиц,  2,06 руб. - по налогу на имущество физических лиц, 157,28 руб. - по страховым взносам на  ОПС по страховой части в фиксированном размере и 24,11 руб. по страховым взносам на  ОМС в фиксированном размере за расчетные периоды после 01.01.2017, расчеты которых  сомнений в своей правильности не вызывают. 

Между тем, с учетом непосредственного вывода приведенного судебного акта об  отказе во включении в РТК должника недоимки по ЕНВД за 2-4 кварталы 2015 года по  требованиям № 726186 от 06.08.2015 в сумме 5147,10 руб., № 780663 от 05.11.2015 в сумме  19 085 руб., № 820508 от 09.03.2016 в сумме 1881 руб. (стр. 3, 7 определения от 17.06.2021)  ввиду истечения срока предъявления исполнительных документов к исполнению после  окончания исполнительных производств по ним, она не может служить способом  обеспечения потерь бюджета, а потому в части требования по пени в сумме 51,79 руб.,  исчисленных с такой недоимки, уполномоченному органу надлежит отказать в  удовлетворении его требования. 

Также не подлежат включению в РТК должника пени по ОМС в фиксированном  размере, начисленные по взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, на  сумму 7,53 руб., исходя из следующего. 

Часть 1 статьи 11 Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части  первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 29.12.2017, относит к  безнадежным к взысканию, подлежащим списанию, недоимку по страховым взносам в  государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные)  периоды, истекшие до 01.01.2017, задолженность по соответствующим пеням и штрафам,  числящимся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на  дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального  предпринимателя. 

Изложенное означает, что подлежат списанию недоимка по страховым взносам за  расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, начисленная на такую  недоимку задолженность по соответствующим пеням и штрафам, в том числе, числящиеся  за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус  индивидуального предпринимателя. 

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2018   № 306-КГ18-10607, институт признания налоговой задолженности безнадежной к  взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к  реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание 

[A15]

[A16] задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на  принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем,  задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может  выступать предметом взыскания. 

Таким образом, числящиеся за должником пени по страховым взносам за периоды  до 01.01.2017, могут быть списаны в пределах установленных сумм, что следует из  буквального толкования статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской  Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

В статье 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги,  сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня  бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные  фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской  Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных  взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации  и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и  установленные уголовным законодательством штрафы. 

Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими  платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие  после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не  установлено названным Федеральным законом. 

На основании пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по  текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. 

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием  уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах  банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от  20.12.2016 при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным  платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания  налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. 

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и  уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта  налогообложения и налоговой базы. 

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов)  является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он  формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или  иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности  соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение  налогового периода. 

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется  наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня  срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. 

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является  день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или  день окончания срока уплаты налога. 

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения  обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов,  подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими  платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования  учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению  после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные  требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей 

[A17]

[A18] определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются  правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения  соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац  десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи  126 Закона о банкротстве). 

В данном случае предъявленная задолженность не является текущей, поскольку  обязанность по рассматриваемым налогам и взносам сформирована по итогам периодов,  окончившихся к моменту принятия заявления о признании должника банкротом и о  возбуждении дела о его несостоятельности, а пени по ним следуют судьбе основных  долгов, возникших за периоды до принятия заявления о признании должника банкротом,  и их начисление ограничено моментом введения процедуры реструктуризации долгов. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, и оценив их в  совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об  обоснованности заявленного уполномоченным органом требования и его частичном  удовлетворении на сумму 193,60 руб. в составе третьей очереди по правилам статьи 134  Закона о банкротстве. В остальной части требования заявителю надлежит отказать по  ранее приведенным мотивам. 

Руководствуясь ст.ст. 71, 134, 213.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить частично. 

Признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в 

реестр требований кредиторов ФИО1 третьей очереди в размере 

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в 

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения. 

Судья Д.Е. Минашкин

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента

Дата 20.07.2020 2:39:32

Код доступа к материалам дела в электроннКоомму в виыддаен (аh Мttиpн:/а/шkкaиdн. aДrмbиitтrр.иruй) Е в геньевич


Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)