АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
об отложении судебного разбирательства
г.Чита Дело № А78-11111/2019
октября 2020 года
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минасян А.К., рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672000, <...>, дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транстехнология" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 , ИНН 7708503727 )
о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 1 197 214 руб.21 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – не явились, извещены;
от ответчика – ФИО1, представителя по доверенности от 03.08.2020 года.
В судебном заседании суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транстехнология" обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 1 197 214 руб.21 коп.
Определением от 11.09.2019 исковое заявление принято судом к производству по общим правилам искового производства.
Данное исковое заявление рассматривалось судьей Дамбаровым С.Д.
Распоряжением председателя Арбитражного суда Забайкальского края №А78-К-3/17-19 от 19.11.2019 в связи с назначением Дамбарова С.Д. судьей Третьего арбитражного апелляционного суда находящиеся в его производстве дела на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переданы в отдел делопроизводства для дальнейшего их распределения среди судей с учетом специализации.
Автоматизированной информационной системой распределения дел дело №А78-11111/2019 распределено судье Малышеву Л.В.
Определением суда от 20 ноября 2019 произведена замена судьи С.Д. Дамбарова в деле №А78-11111/2019 на судью Л.В. Малышева.
Протокольным определением от 18 августа 2020 года судебное разбирательство по делу № А78-11111/2019 было отложено до 10 часов 00 минут 28 сентября 2020 года.
28.09.2020 года в связи с отсутствием судьи Арбитражного суда Забайкальского края Малышева Л.В. и невозможностью проведения судебного заседания, отсутствием оснований для замены судьи, предусмотренных частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, председатель первого судебного состава Арбитражного суда Забайкальского края ФИО2 на основании распоряжения №А78-К-3/4-20 от 16.03.2020 прищла к выводу о необходимости отложения судебного разбирательства на основании части 5 статьи 158 АПК РФ до 28 октября 2020 года.
В судебное заседание 28 октября 2020 года истец явку не обеспечил, представил возражения на отзыв ответчика, согласно которым:
1. Истец принимает доводы Ответчика по пункту 1 отзыва на исковое заявление и в
порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ отказывается от исковых требований в части взыскания пени
по транспортным железнодорожным накладным № ЭШ457595, № ЭШ743325 в размере -
6 952.77 руб.
Последствия отказа от исковых требований в части взыскания пени по транспортной железнодорожной накладной ЭШ457595. № ЭШ743325 в размере - 6 952,77 руб., предусмотренные АПК РФ Истцу известны.
2. Довод Ответчика об отсутствии своей вины в просрочке доставки грузов по
спорным транспортным железнодорожным накладным па основании п. 5.9 Правил
исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом № 245 (Далее по
тексту Правила) не может быть принят Истцом во внимание по следующим основаниям:
Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские нрава и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 309 ПК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 785. статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33 Устава железнодорожного транспорта переводчик обязан доставим, вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в установленные сроки
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики мот предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Из содержания пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции Постановления Пленума Высшею Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 № 37) следует, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Таким нормативным актом являются «Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов предусмотрено, что в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня. следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Согласно положениям абзаца 5 пункта 14 Правил исчисления сроков доставки грузов порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в Правилах (пункт 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов от 07.08.2015 № 245). Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом (пункт 2.2 Правил исчисления сроков доставки грузов от 07.08.2015 № 245),
Согласно ст. 15 Устава ЖТ РФ плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки груше, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причиним, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Согласно п. 1.4. Постановления ФЭК РФ от 17.06.2003г. № 47-т/5 плата за перевозку грузов по инфраструктуре РЖД исчисляется за расстояние, определяемое в соответствии с Тарифным руководством № 4.
В соответствии с п. 2.1.1. Постановления ФЭК РФ от 17.06.2003г. №47-т/5 плата при перевозке грузов определяется за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы провозятся грузовой или большой скоростью. Тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству N 4. издаваемому отдельно, с учетом особенностей определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии со статьёй 15 Устава.
Таким образом, маршрут следования в целях исчисления сроков доставки и определения провозной платы является нормативно установленным.
В свою очередь Тарифное руководство № 4 чётко устанавливает алфавитный список станций ОАО «РЖД», в соответствующих таблицах указываются близлежащие к ним станции, тарифное расстояние между станциями. В связи с этим по каждой накладной зная станцию отправления и станцию назначения можно рассчитать нормативный маршрут и сроки доставки. Перевозчик на станции отправления должен просчитать маршрут следования исходя из тарифного руководства, расстояние маршрута и сроки его прохождения.
Исходя из расстояния маршрута, перевозчик на станции отправления рассчитывает сроки доставки груза на основании Правил № 245 и указывает данные сроки в железнодорожной накладной. При расчёте сроков доставки на станции отправления перевозчик учитывает, в том числе обстоятельства касающиеся отправления грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов или прибытия грузов на такие станции или при следовании грузов транзитом через эти узлы. Если маршрутом следования в соответствии с тарифным руководством предусмотрено прохождение подобных станций, то перевозчик на станции отправления учитывает это обстоятельство и добавляет к нормативному сроку доставки еще 1 сутки.
Таким образом, на основании вышесказанного доводы Ответчика об увеличении срока доставки грузов по спорным транспортным железнодорожным накладным на основании пункта 5.9. Правил №245 являются незаконными и необоснованными.
3. Истец возражает против применения ст. 333 ГК РФ для снижения размера пени за просрочку доставки грузов но следующим основаниям:
В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В силу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2. пункт 1 статьи 6. пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В силу п.73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на Ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ. часть 1 статьи 65 АПК РФ), при этом доводы Ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансово! о положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество Ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения Ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1. 809. 823 Г К РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
С экономической точки зрения необоснованное уменьшение неустойки судами позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам. Указанная позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 13.01.2011 №11680/10 и от 14.02.2012 №12035/11.
Ответчик является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной па систематическое получение прибыли (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что размер пени, установленный данной статьей, не может превышать, размера платы за перевозку груза, доставка которого просрочена. Таким образом, законодателем введено ограничение максимального размера данной неустойки.
Из представленного Истцом расчета пени следует, что начисленная неустойки не превышает максимального предела, установленного ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, размер неустойки не является завышенным и не влечет с неизбежностью необходимость применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод граждан в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона таких его условий, как размеры неустойки - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.
В части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет о необходимости установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства.
Гражданско-правовая ответственность должна компенсировать потери кредитора, а не служить его обогащению.
Допуская нарушение сроков доставки грузов. Ответчик тем самым вмешивается в хозяйственную деятельность Истца, нарушая ее нормальное функционирование. Исходя из обстоятельств дела, а также учитывая предусмотренный ст. 97 Устава ограниченный размер пени, составляющей 9% от платы за перевозку грузов, начисленная Истцом неустойка компенсирует потери Истца в связи с несвоевременным исполнением обязательств Ответчиком.
Кроме того, обращаем внимание суда на тот факт, что 02 августа 2019 года в законную силу вступили изменения в ч.1 ст. 97 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» согласно которым размер пени за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом устанавливается в размере 6 % за каждый день просрочки, но не более чем 50% от провозной платы, что соответственно снижает размер пени почти в 2,5 раза по сравнению с ранее действовавшей редакцией Федерального закона, а также на то что размер и порядок начисления пени за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом установлена Федеральным законом «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации», а не договорной, в случае которой таки как раз суд и может применить статью 333 ГК РФ, для снижения размера пени.
Таким образом. Законодателем законная неустойка установлена в определенном размере и уже с учетом баланса интересов участников гражданских правоотношений.
В связи с чем. неустойка за просрочку в доставке грузов согласно статье 97 УЖТ РФ уже имеет ограничительный характер и снижена до минимального предела.
Исходя из чего, перевозчик с учетом новой редакции статьи 97 УЖТ РФ уже является в выгодном с точки зрения минимизации гражданско-правовой ответственности положении, следовательно, размер пени снижению по ст. 333 ГК РФ не подлежит.
Принимая во внимание вышесказанное и тот факт, что действия Ответчика не направлены на добросовестное исполнение обязательств по перевозке, так как просрочка является систематической и. не исполняя обязательства своевременно, Ответчик должен предвидеть возможность наступления таких неблагоприятных для него последствий.
На основании вышесказанного Истец приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для уменьшения размера пени на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного истец просит суд удовлетворить исковое требование о изыскании с ОАО «РЖД» в пользу ООО «ТРАНСТЕХНОЛОГИЯ» пени за просрочку доставки грузов в размере 1 190 261,44 (Один миллион сто девяносто тысяч двести шестьдесят один) рубль 44 копейки.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд, рассмотрев отказ истца от иска в части взыскания пени по транспортным железнодорожным накладным №ЭШ457595, №ЭШ743325 в размере 6 952,77 руб., полагает, что он не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и может быть принят судом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу в части исковых требований, если установит, что истец частично отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При этом суд полагает необходимым разъяснить заявителю, что в силу части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Частью 1 статьи 151 АПК РФ предусмотрено, что при вынесении определения о прекращении производства по делу суд разрешает вопрос о распределении расходов.
Вопрос о распределении расходов будет рассмотрено в итоговом судебном акте.
Представитель ответчика заявил устное ходатайство об отложении судебного заседания для представления возражений относительно суммы, указанной в расчете (68278.51 руб.) и представления документов в обоснование своих возражений.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, считает возможным его удовлетворить, рассмотрение дела в судебном заседании отложить.
Суд считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика, судебное разбирательство отложить в порядке ч.5 ст.158 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 158, 184, 185, 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Отложить судебное разбирательство до 11 часов 40 минут 01 декабря 2020 года.
Судебное заседание проводится в помещении суда по адресу: <...>, телефон <***>; факс <***>.
2. Производство по делу в части требования о взыскании пени по транспортным железнодорожным накладным №ЭШ457595, №ЭШ743325 в размере 6 952,77 руб., прекратить.
Определение в части прекращения производства по делу может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 122 АПК РФ, если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, направляются лицам, участвующим в деле и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса.
Информация о движении дела, о принятых судебных актах, а также о перерывах в судебных заседаниях может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края: http://www.chita.arbitr.ru.
Доступ к судебным актам по делу № А78-11111/2019 , выполненным в форме электронных документов, может быть получен на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru), с использованием кода – .
3. Предложить лицам, участвующим в деле, выполнить следующие действия:
Ответчику представить возражения относительно суммы, указанной в расчете (68278.51 руб.) и документы в обоснование своих возражений, представить дополнительный отзыв на иск с документальным обоснованием, направить его в адрес истца.
При представлении документов в суд ссылаться на номер дела № А78-11111/2019 .
Сторонам все документы представлять суду в подлинниках для обозрения в судебном заседании и надлежащим образом заверенных копиях для приобщения к материалам дела и вручения лицам, участвующим в деле.
«Надлежащим образом заверенной копией» может быть признана либо нотариально заверенная копия документа, осуществленная нотариусом в соответствии с требованиями статей 77 и 79 «Основ законодательства РФ о нотариате», либо копия документа, заверенная с соблюдением требований пункта 5.26 ГОСТа Р 7.0.97-2016.
Если документ содержит более одного листа, все листы копий должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью и печатью.
Указанный порядок заверения копий документов распространяется не только на юридических, но и на физических лиц, как имеющих, так и не имеющих статус индивидуального предпринимателя.