236/2017-87991(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства
и назначении к предварительному судебному заседанию
с переходом в судебное заседание
г.Чита Дело № А78-11846/2017 11 октября 2017 года
Судья Арбитражного суда Забайкальского края Л.В. Малышев,
рассмотрев материалы дела по иску Товарищества собственников недвижимости "ОмДом" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности за коммунальные услуги 276720 руб. 45 коп., взносов на капитальный ремонт в размере 162113 руб. 87 коп., неустойку в размере 22716 руб. 70 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 10000 руб.,
без вызова сторон,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "ОмДом" обратилось в арбитражный суд с заявлением к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>); 2) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности за коммунальные услуги 276720 руб. 45 коп., взносов на капитальный ремонт в размере 162113 руб. 87 коп., неустойку в размере 22716 руб. 70 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 10000 руб.
В суд от ответчика 1 поступил отзыв, в котором указывает, что Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Истцом не представлены доказательства закрепления жилых помещений на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 131 ГК РФ, пункта 5 Постановления Пленума ВС и ВАС от 29.04.2010 № 10/22 право оперативного управлении на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Сделка считается зарегистрированной, а правовые«s последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП. Таким образом, единственным
документом, подтверждающим зарегистрированное право на недвижимое имущество на конкретную дату, является выписка из ЕГРП. Истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств подтверждающих право оперативного управления Учреждения на жилые помещения, суду не представлены выписки ЕГРП, подтверждающие право оперативного управления и размер площадей жилых помещений. Права на имущество подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса). Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца пятого п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают с момента их государственной регистрации. Отсутствуют акты выполненных работ и услуг, подтверждающих своевременность, уровень, качество и полноту оказанных услуг, доказательства об оплате услуг ресурсоснабжающих организаций (платежные поручения), обоснованный расчет взыскиваемой денежной суммы. Истец не представил расшифровку применяемых тарифов с перечнем услуг (работ), в связи, с чем невозможно сделать вывод о качестве и объеме предоставляемых услуг. Согласно п. п. 1,2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение коммунальные услуги вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; плата за жилое помещение и коммунальные слуги вносится на основании платежных, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен оговором управления многоквартирным домом. Истец не представил доказательства направления ответчиками получения ими ежемесячно платежных документов по каждому отдельному жилому помещению с расчетом платы за жилое помещение и коммунальные слуги или общего платежного документа с подробным расчетом по каждому отдельному жилому помещению с указанием тарифов, площади и иных показателей, используемых при начислении платы, а также сроки получения таких платежных документов. Кроме того истцом не представлены сведения о заселенности жилых помещений. Также истцом не представлено доказательств в части заявленных расходов по юридической помощи в размере 10000 тыс. руб. По факту оплаты задолженности за капитальный ремонт ответчик считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменен порядок организации проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, обособленных от платы за содержание и ремонт жилого помещения; Согласно положениям части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех (в настоящее время - восьми) календарных месяцев, если более ранний
срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом. Часть 3 статьи 166 названного Кодекса допускает принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В этом случае часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 Кодекса. При этом участие управляющей организации в формировании фонда капитального ремонта законом не предусмотрено. Также в силу частей 2, 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме не ограничены в праве принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе, определив источники его финансирования. Однако в этом случае соблюдение требований статьи 170 названного Кодекса об определении способа формирования фонда капитального ремонта не исключается и управляющая организация правом на получение денежных средств не наделяется. Согласно положениям статьи 171 этого же Кодекса в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Действующее жилищное законодательство не содержит положений, возлагающих на управляющую организацию обязанность по перечислению на счет регионального оператора или на специальный счет денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта (в случае поступления таковых). Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит также положений, допускающих сохранение ранее существовавшего порядка внесения платы за капитальный ремонт до принятия органами власти решений, необходимых для реализации введенного порядка организации капитального ремонту. Из вышеизложенного следует, что с 26 декабря 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах утратили обязанность по внесению управляющей организации платы за капитальный ремонт, соответственно, с указанной даты управляющие компании не вправе требовать с собственников помещений внесение платы на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В суд от ответчика 2 поступил отзыв, в котором указывает следующее. В нарушение статьи 9, 65, 125,126 истец не предоставил договор управления МКД со всеми приложениями, на основании которого осуществляется управление МКД, Устав товарищества, реестр членов ТСЖ. Персональные или идентификационные признаки собственников, арендаторов, их организационно-правовая форма, принадлежность к физическим или юридическим лица по арендаторам спорных квартир истцом не приведено, договоры аренды в материалы дела и сторонам в обосновании своих требований не представлены. Реестр членов товарищества собственников жилья должен
содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п.4 ст. 143 ЖК РФ). Истцом не представлены доказательства вручения собственнику помещений уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 146 ЖК РФ). В соответствии с п.4, 5 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. В силу статьи 65 АПК РФ истец должен доказать обстоятельства на основании которых основываются его требования. Таким образом, в нарушение ст.45 Жилищного кодекса РФ ТСН «ОмДом» не исполнена обязанность по сообщению собственнику жилых помещений о проведении годового 21.06.2015 г. и внеочередного 12.08.2015 собрания собственников жилых помещений по вопросам утверждения целевых взносов по статье «непредвиденные и аварийные расходы» и «сбор на благоустройство». Представленные истцом Протокол № 01 от 21.06.2015 г. и протокол № 02 от 12.08.2015 г. не соответствует требованиям, установленным для данного документа в законодательстве РФ и не может быть принят в качестве допустимого доказательства. В протоколе отсутствуют сведения о лицах, принявших участие в собрании и сведения о лицах принявших участие в подсчете голосов (счетная комиссия). Кроме того, к протоколам не приложены реестр собственников помещений МКД, сообщения о проведении общего собрания собственников помещений, реестр вручения собственникам извещений, список регистрации собственников помещений, присутствовавших на собрании, договор управления МКД. Согласно частям 3, 4 статьи 181.2 ГК РФ, о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. В соответствии с пунктом 22 приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах», протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем общего собрания и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии. Согласно статье 185.1 ГК РФ решение собрания ничтожно, в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума. Возражение ответчика о том, что
требование истца основано на ничтожном решении, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этого решения недействительным, (пункт 106 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу части 4 статьи 75 АПК РФ документы, представляемые в арбитражный суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов. Представленные истцом протоколы общего собрания от 01 от 21.06.2015 г., № 02 от 12.08.2015 г. представленные истцом в подтверждение юридически значимых действий не соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов, требования истца основаны на ничтожном решении. Истцом не представлено доказательств направления и получения Ответчиками платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт. В нарушение положений части 4 статьи 170, части 3 статьи 173 собственниками помещений МКД в установленном законом порядке не определялась кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Согласно Информации Банка России от 16.06.2017 г. «О ключевой ставке Банка России» с 19 июня 2017 г. размер ключевой ставка составил 9%. При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения. Таким образом, размер неустойки произведенный истцом по ставке 9, 25 % годовых является методически неверным. В соответствии с пп. «ж», п.2 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в числе прочих, осуществляет следующую основную функцию: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ. В соответствии с п.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет
собственник его имущества. Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с ч.5 ст.227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
Учитывая необходимость выяснения дополнительных обстоятельств по делу, суд на основании п.2 ч.5 ст.227 АПК РФ считает необходимым перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначить дело к судебному разбирательству.
Руководствуясь статьями 136, 137, 184, 185, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 09 часов 40 минут 09 ноября 2017 года в помещении суда по адресу: <...>; телефон <***>; факс <***>.
Предложить лицам, участвующим в деле, при наличии возражений относительно возможности рассмотрения дела в их отсутствие и перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в 09 часов 40 минут 09 ноября 2017 года представить данные возражения в срок, обеспечивающий поступление возражений 09 ноября 2017 года, для назначения иной даты рассмотрения дела по существу.
В соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ и п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 65, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Информация о движении дела, о принятых судебных актах, а также о перерывах в судебных заседаниях может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края: http://www.chita.arbitr.ru.
Истцу обеспечить явку представителя для участия в судебном заседании, указать период начисления пени и взносов (число, месяц, год), представить решение собственников помещений об избрании способа управления многоквартирного жилого дома ТСН «ОмДом», уточнить расчёт пени, представить возражения на каждый довод ответчиков, в том числе об отсутствии у истца права на взыскание взносов на капитальный ремонт.
Ответчикам обеспечить явку представителя.
При представлении документов в суд ссылаться на номер дела № А78-11846/2017.
Сторонам все документы представлять суду в подлинниках для обозрения в судебном заседании и надлежащим образом заверенных копиях для приобщения к материалам дела и вручения лицам, участвующим в деле.
«Надлежащим образом заверенной копией» может быть признана либо нотариально заверенная копия документа, осуществленная нотариусом в соответствии с требованиями статей 77 и 79 «Основ законодательства РФ о нотариате», либо копия документа, заверенная с соблюдением требований государственных стандартов.
Пунктом 3.26 ГОСТа Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации» (Постановление Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) установлено, что при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись: «Верно»; указывается должность лица, заверившего копию; проставляются личная подпись и расшифровка подписи (инициалы, фамилия); указывается дата заверения; проставляется печать. При заверении копий документов представителем по доверенности необходимо указать, кем и когда она выдана.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 122 АПК РФ, если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, направляются лицам, участвующим в деле и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса.
Доступ к судебным актам по делу № А78-11846/2017, выполненным в форме электронных документов, может быть получен на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru), с использованием кода – .
Судья Л.В. Малышев