АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
http://www.chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела на рассмотрение другого суда
г.Чита Дело № А78-11897/2021
10 февраля 2022 года
Резолютивная часть определения оглашена 09 февраля 2022 года
Полный текст определения изготовлен 10 февраля 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Л.В.Бочкарниковой,
при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Е.В.Белокрыловой,
рассмотрел в открытом предварительном судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 75:22:170138:656, 75:22:170138:660, 75:22:170138:677, 75:22:170138:667, 75:22:170138:644, 75:22:170138:647, 75:22:170138:641, 75:22:170138: 679, расположенных в границах лесотаксационных выделов №№ 7, 9, 11, 12, 13 лесного квартала № 33 и лесотаксационного выдела № 2 лесного квартала № 34 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края;
о признании недействительными:
- договора безвозмездного пользования от 16.10.2019 № 323, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского грая и ФИО1, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:641
- договора безвозмездного пользования от 11.10.2019 № 282, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:644,
- договора безвозмездного пользования от 24.10.2019 № 395, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО6, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:647,
- договора безвозмездного пользования от 31.10.2019 № 451, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО4, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:667,
- договора безвозмездного пользования от 13.10.2019 № 564, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО5, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:679;
об истребовании из чужого незаконного владения:
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:641, находящегося в пользовании ФИО1;
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:644, находящегося в пользовании ФИО2;
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:647, находящегося в пользовании ФИО6,
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:667, находящегося в пользовании ФИО4,
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:679, находящегося в пользовании ФИО5;
о признании права за ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 на однократное предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположеньях на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета требований:
1) Министерство природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>);
2) Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю (ОГРН <***> , ИНН <***>);
3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>,ИНН <***>);
при участии в судебном заседании: лица, участвующие в деле не явились, извещены.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – истец, Рослесхоз) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 75:22:170138:656, 75:22:170138:660, 75:22:170138:677, 75:22:170138:667, 75:22:170138:644, 75:22:170138:647, 75:22:170138:641, 75:22:170138: 679, расположенных в границах лесотаксационных выделов №№ 7, 9, 11, 12, 13 лесного квартала № 33 и лесотаксационного выдела № 2 лесного квартала № 34 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края;
о признании недействительными:
- договора безвозмездного пользования от 16.10.2019 № 323, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского грая и ФИО1, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:641
- договора безвозмездного пользования от 11.10.2019 № 282, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:644,
- договора безвозмездного пользования от 24.10.2019 № 395, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО6, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:647,
- договора безвозмездного пользования от 31.10.2019 № 451, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО4, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:667,
- договора безвозмездного пользования от 13.10.2019 № 564, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО5, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:679;
об истребовании из чужого незаконного владения:
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:641, находящегося в пользовании ФИО1;
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:644, находящегося в пользовании ФИО2;
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:647, находящегося в пользовании ФИО6,
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:667, находящегося в пользовании ФИО4,
- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:679, находящегося в пользовании ФИО5;
о признании права за ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 на однократное предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположеньях на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В деле участвуют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета требований:
1) Министерство природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>);
2) Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю (ОГРН <***> , ИНН <***>);
3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>,ИНН <***>);
4) ФИО1;
5) ФИО2;
6) ФИО6;
7) ФИО4;
8) ФИО5
В силу пункта 1 части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное соучастие допускается, если предметом спора являются права и (или) обязанности нескольких истцов или ответчиков.
Из пунктов 52, 53, 56, 66-68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границ земельного участка, является иском о правах на недвижимое имущество. Спор о признании сделки недействительной не может быть рассмотрен без участия одного из контрагентов в качестве ответчика, права и обязанности сторон по сделке взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
Соответствующая правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2015 по делу № 305-ЭС15-11436.
На необходимость привлечения к участию в деле в качестве ответчиков по делу всех контрагентов сделки указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.2010 № 2814/10.
Двусторонняя сделка неразрывно связывает ответчика (администрацию) и третьих лиц (ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5), поэтому привлечение другой стороны в сделке не в качестве ответчика, а в качестве третьего лица нарушает права стороны в сделке. Признание сделки недействительной влечет установленные в законе правовые последствия для каждой из сторон в сделке, поэтому рассмотрение такого спора невозможно без участия сторон сделки в качестве ответчиков.
На основании пункта 4 части 4 статьи 270, пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения.
Поскольку субъектный состав настоящего спора, ответчиком в котором является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, не позволяет отнести дело к подведомственности арбитражных судов, то иск по настоящему делу не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Определением от 10.01.2022 суд исключил из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 и привлек в качестве соответчиков, поскольку рассмотрение настоящего иска в целом без участия физических лиц, указанных в качестве землепользователей в договорах безвозмездного пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения может нарушить их права и законные интересы.
Предварительное судебное заседание проведено в порядке частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
В обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал, что в Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее Департамент) поступили материалы, предоставленные письмом Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 23.10.2020 №172ж-2020, а также письмом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 01.09.2020 № УЛ-14/14596 по вопросу проверки законности возникновения прав и оценки перспектив судебной защиты, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений по земельным участкам с кадастровыми номерами 75:22:170138:656, 75:22: 170138:660, 75:22:170138:677, 75:22:170138:667, 75:22:170138:644, 75:22:170138:647, 75:22:170138:641, 75:22:170138:679. В ходе анализа предоставленной информации был выявлен факт незаконного образования указанных земельных участков в границах земель лесного фонда Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края и последующее их предоставление в постоянное (бессрочное) пользование. В целях всестороннего изучения имеющейся информации по земельным участкам с кадастровыми номерами 75:22:170138:656, 75:22:170138:660, 75:22:170138:677, 75:22:170138:667, 75:22:170138:644, 75:22:170138:647, 75:22:170138:641, 75:22:170138:679 на предмет законности возникновения прав на них и наличия оснований для защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2019 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениям государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» Департаментом направлены запросы в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю, администрацию муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, Министерство природных ресурсов Забайкальского края, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и проанализированы полученные материалы. В результате проведения работ по совмещению координат границ земельных участков с кадастровыми номерами 75:22:170138:656, 75:22:170138:660, 75:22:170138:677, 75:22:170138:667, 75:22:170138:644, 75:22:170138:647, 75:22: 170138:641, 75:22:170138:679 с материалами лесоустройства установлено, что границы указанных земельных участков пересекают границы земель лесного фонда Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (общая площадь пересечения составляет 20128 кв.м.):
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:679 полностью расположены в границах земель лесного фонда на территории части лесотаксационного выдела N 2 лесного квартала 3° 34 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 1136 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:677 пересекают границы земель лесного фонда на территории части лесотаксационного выдела № 13 лесного квартала N. 33 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 1400 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:667 пересекают границы земель лесного фонда на территории части лесотаксационного выдела № 12 лесного квартала N. 33 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 277 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:660 пересекают границы земель лесного фонда на территории части лесотаксационных выделов № 9, 12, 13 лесного квартала N. 33 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 6549 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:656 пересекают границы земель лесного фонда на территории части лесотаксационного выдела № 12 лесного квартала N33 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (площади пересечения составляет 1199 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:647 пересекают границы земель лесного фонда на территории частей лесотаксационных выделов № 11, 12 лесного квартала № 33 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 161 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:644 полностью расположены в границах частей лесотаксационных выделов N 7, 9 лесного квартала N. 33 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне -Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 3260 кв.м.);
- границы земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:641 полностью расположены в границах части лесотаксационного выдела № 7 лесного квартала N-ЗЗ Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне - Читинского лесничества Забайкальского края (площадь пересечения составляет 6146 кв.м.).
Как указывает истец, документы, обосновывающие перевод участка земель лесного фонда с категорией «земли лесного фонда», в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», равно как и документы об изъятии указанного участка из состава земель с категорией «земли лесного фонда», в Рослесхозе отсутствуют; из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, формирование, и постановка на кадастровый учет в их границах вышеуказанного земельного участка была произведена в нарушение действующего законодательства РФ. Поскольку земельный участок, сформированный частичнона землях государственного лесного фонда, образован в нарушение прямого запрета (ч.7 ст. 11.9 ЗК РФ), установленного законом, образование земельного участка является незаконным. Кроме того, в отсутствие полномочий и права по распоряжению лесным участком, находящемся в федеральной собственности, администрацией рабочего поселка заключены договоры безвозмездного пользования на спорные земельные участки, частично пересекающие границы государственного лесного фонда, в связи с чем, в силу части 2 статьи 168 ГК РФ, сделка является ничтожной, так как нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным кодексом.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации под установленным порядком обращения в арбитражный суд понимается, в том числе, и соблюдение истцом правил о подсудности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные, конституционные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П изложена правовая позиция о том, что конституционное право каждого на законный суд является необходимой составляющей закрепленного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда.
Вопрос о компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции решается по общим правилам разграничения компетенции, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Компетенция арбитражных судов Российской Федерации определяется положениями главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из смысла данных процессуальных норм следует, что критериями отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов являются субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования). Гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве ответчика в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15.01.2009 № 144-О-П сформулирована правовая позиция, согласно которой суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является - по смыслу статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права - законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П, от 15.01.2009 № 144-О-П, от 19.10.2010 № 1308-О-О разъяснено, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
В Обзоре судебной практики № 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (раздел «Судебная коллегия по экономическим спорам VI. Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике», вопрос № 4), разъяснено, что по смыслу норм процессуального законодательства гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве стороны, исключительно в случаях, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено федеральным законом (например, статьями 33 и 225.1 АПК РФ). Иной подход к решению данного вопроса противоречил бы общему принципу разграничения юрисдикционных полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, согласно которому в основе данного разграничения должны быть заложены критерии характера спора и его субъектного состава, применяемые в совокупности.
Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П).
Нарушение указанных правил свидетельствует о рассмотрении дела судом в незаконном составе.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 № 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" разъяснено, что гражданские дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Так, одними из ответчиков по делу являются ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5.
Истец в материалы дела не представил доказательства того, что указанные лица зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из материалов дела следует, что данные лица не имеют статус индивидуального предпринимателя.
Настоящий спор возник относительно прав на земельный участок для сельскохозяйственных нужд, предоставленный администрацией в безвозмездное бессрочное пользование гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5, в который, по мнению истца, частично вошли земли лесного фонда. В связи с чем, истцом оспаривается право муниципальной собственности и право бессрочного пользования на часть земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, т.е. являющихся федеральной собственностью.
В соответствии со статьями 5, 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам, относящимся к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. Суды рассматривают и разрешают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие -арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
В части 4 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также указано, что при обращении в арбитражный суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны арбитражному суду, другие - суду общей юрисдикции, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Поскольку субъектный состав настоящего спора, ответчиками в котором являются физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, не позволяет отнести дело к подведомственности арбитражных судов, то иск по настоящему делу не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Истец не представил доказательств, что с аналогичными требованиями к тем же ответчикам он обращался в суд общей юрисдикции, и заявление ему было возвращено в связи неподсудностью суду общей юрисдикции.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона № 451 -ФЗ при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451 -ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
На основании изложенного, дело подлежит передаче в Забайкальский краевой суд.
При этом, передача в другой компетентный суд не приводит к лишению истца гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту и не противоречит части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 27, 39, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 75:22:170138:656, 75:22:170138:660, 75:22:170138:677, 75:22:170138:667, 75:22:170138:644, 75:22:170138:647, 75:22:170138:641, 75:22:170138:679, расположенных в границах лесотаксационных выделов №№ 7, 9, 11, 12, 13 лесного квартала № 33 и лесотаксационного выдела № 2 лесного квартала № 34 Учебно-Опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества Забайкальского края; о признании недействительными: - договора безвозмездного пользования от 16.10.2019 №323, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского грая и ФИО1, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:641,- договора безвозмездного пользования от 11.10.2019 №282, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:644,- договора безвозмездного пользования от 24.10.2019 №395, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО6, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:647,- договора безвозмездного пользования от 31.10.2019 №451, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО4, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:667,- договора безвозмездного пользования от 13.10.2019 №564, заключенного между администрацией муниципального района «Читинский район» Забайкальского края и ФИО5, на земельный участок с кадастровым номером 75:22:170138:679; об истребовании из чужого незаконного владения:- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:641, находящегося в пользовании ФИО1;- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:644, находящегося в пользовании ФИО2;- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:647, находящегося в пользовании ФИО6,- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:667, находящегося в пользовании ФИО4,- земельного участка с кадастровым номером 75:22:170138:679, находящегося в пользовании ФИО5; о признании права за ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 на однократное предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 2 Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположеньях на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передать в Забайкальский краевой суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Четвёртый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.В. Бочкарникова