ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-16137/15 от 16.12.2015 АС Забайкальского края

261/2015-106040(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без движения

г. Чита Дело № А78-16137/2015  16 декабря 2015 года 

Судья Арбитражного суда Забайкальского края А.А. Артемьева, 

ознакомившись с исковым заявлением Центрального банка Российской Федерации (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

к государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Каларского  района" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о взыскании 2 511 рублей 61 копейки,
установил:

Центральный банк Российской Федерации (далее – истец) обратился в  Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к государственному  казенному учреждению "Центр занятости населения Каларского района" (далее –  ответчик) о взыскании неустойки за несвоевременное внесение арендной платы в размере  2 511 рублей 61 копейки. 

Исковое заявление подано с нарушением требований, установленных статьей 126  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в дальнейшем АПК РФ). 

В силу пункта 2 части 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается  документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке  и размере, или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо  ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера  государственной пошлины. 

В силу статьи 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной  пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты  государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах. 

В исковом заявлении истец указал, что освобожден от уплаты государственной  пошлины при обращении в арбитражный суд. 

Ссылка истца в исковом заявлении на подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и на статью 75 Конституции  Российской Федерации как основание для освобождения истца от уплаты  государственной пошлины судом не принимается по следующим основаниям. 

Основы конституционного строя Российской Федерации установлены  Конституцией Российской Федерации. 

Статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации определено, что  государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской  Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), 


Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации на основе принципа  разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

Статьей 112 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской  Федерации от 21.05.2012 № 7636 "О структуре федеральных органов исполнительной  власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую  Банк России не входит. 

Статус Банка установлен в статье 75 Конституции Российской Федерации,  определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и  основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он  осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в  указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной  власти. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации" (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является  юридическим лицом. 

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом № 86-ФЗ,  Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов  местного самоуправления. 

Статьей 2 указанного Закона установлено, что государство не отвечает по  обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не  приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет  собственных доходов. 

В соответствии со статьей 3 Закона № 86-ФЗ целями Банка России являются защита  и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы  Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования  платежной системы. 

В статье 4 Закона № 86-ФЗ определены функции Банка. В частности, Банк России  устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила  проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством  Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными  законами. 

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда  Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О, на которое ссылается истец, Банк является  публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку полномочия по своей правовой  природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация  предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России  определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного  определенными властными полномочиями. 

Указанное свидетельствует о том, что Банк России обладает особым  конституционно-правовым статусом. 

Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Банк России  имеет статус органа государственной власти. 

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 333.17 НК РФ плательщиками  государственной пошлины признаются: 

Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае,  если они: 


1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных  настоящей главой; 

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты  государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской  Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством  Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы,  органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным  Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. 

Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не следует, что льготы по уплате  государственной пошлины предоставляются лицам, осуществляющим определенные  функции, относящиеся по своей правовой природе к функциям органов государственной  власти. 

Исходя из статьи 3 Закона № 86-ФЗ, получение прибыли не является целью  деятельности Банка России. 

В то же время статьей 26 Закона № 86-ФЗ предусмотрено, что после утверждения  годовой финансовой отчетности Банка России его Совет директоров перечисляет в  федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли,  остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом  директоров в резервы и фонды различного назначения. 

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии  с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. 

Наделение Центрального банка Российской Федерации отдельными функциями  государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться  основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к  положениям подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, предусматривающим  освобождение от уплаты государственной пошлины только федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления. Возможность применения налогового  законодательства по аналогии не предусмотрена Налоговым кодексом Российской  Федерации. 

Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о  государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" судам нужно  учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в  арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и  (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в  арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом  (часть 1 статьи 53 АПК РФ). 

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной  власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.  Таковыми являются, в частности, Центральный банк Российской Федерации. Названные  органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым  в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту  государственных и (или) общественных интересов. 


В рассматриваемом случае истцом не подтвержден факт обращения в арбитражный  суд в связи с необходимостью исполнения публично-правовых функций либо в защиту  государственных и общественных интересов. 

В правоотношениях, вытекающих из договора аренды, являющихся предметом  заявленного иска, банк выступает как самостоятельное юридическое лицо и сторона  гражданско-правовой сделки, а особенности правового регулирования процедуры ее  заключения и исполнения не освобождают истца от уплаты государственной пошлины. 

Оснований для освобождения истца от уплаты государственной пошлины ни  статьей 333.35, ни статьей 333.37 НК РФ, не предусмотрено. 

Следовательно, истец должен уплатить за предъявленный иск 2 000 рублей  государственной пошлины по правилам статьи 333.21 НК РФ

В случае отсутствия денежных средств, необходимых для уплаты, истец вправе  заявить ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины. 

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины может  быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные  документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в  размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких  документов в удовлетворении ходатайства может быть отказано. 

В соответствии со статьей 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при  рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с  нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ, выносит  определение об оставлении заявления без движения. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

- представить подлинный, надлежащим образом оформленный документ об уплате  государственной пошлины в размере 2 000 рублей либо ходатайство об отсрочке уплаты  государственной пошлины с подтверждением отсутствия денежных средств на расчетных  счетах истца. 

При направлении документов в суд для устранения обстоятельств, послуживших  основанием для оставления заявления без движения, указать на этих документах номер   № А78-16137/2015. Документы, указанные в определении, должны быть направлены таким  образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения  установленного настоящим определением срока. 

Судья А.А. Артемьева