ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-1655/19 от 18.11.2019 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов

г. Чита Дело №А78-1655/2019

25 ноября 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 18 ноября 2019 года

Определение в полном объёме изготовлено 25 ноября 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Курбатовой А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексеевой М.С., рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672002, г. Чита, ул. Выставочная, 6, дело по иску Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» суммы задолженности по уплате страховых взносов в размере 239 858,37 руб., в том числе налоги, страховые взносы – 0 руб., пени – 239 858,37 руб., штраф – 0 руб.,

от Федеральной налоговой службы – не явился, извещен;

от должника – не явился, извещен;

от конкурсного управляющего – не явился, извещен,

Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю (далее - уполномоченный орган) 29 июля 2019 года обратилась в суд с заявлением (вх. № А78-Д-4/34476), в котором просит включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» в третью очередь сумму требований в размере 239 858,37 руб., в том числе: 0 руб., - основной долг, 239 858,37 руб. – пени; 0 руб. – штраф.

Уполномоченный орган, конкурсный управляющий явку в судебное заседание не обеспечили о времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Уполномоченный орган ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, заявленные требования уточнил, просил включить в реестр требований кредиторов задолженность в общем размере 238953,63 руб., из них пени – 238953,63 руб. (вх.№А78-Д-4/54554, Д-4/ 54555 от 11.11.2019)

Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 18.11.2019, о чем было сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте суда.

После объявленного перерыва уполномоченный орган, конкурсный управляющий, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил следующее.

Производство по делу №А78-1655/2019 о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» (ОГРН 1137527000170, ИНН 7527009080, адрес: 673390, Забайкальский край, Шилкинский район, пгт. Первомайский, ул. Чкалова, д. 57) в качестве отсутствующего должника возбуждено Арбитражным судом Забайкальского края на основании заявления Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 7 по Забайкальскому краю 21 февраля 2019 года.

Решением суда от 16 июля 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура конкурсного производства сроком на три месяца. Конкурсным управляющим утвержден Шарафутдинов Равиль Фаилевич.

Сведения об открытии процедуры конкурсного производства в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 127 (6607) от 20.07.2019.

Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю (далее - уполномоченный орган) 29 июля 2019 года обратилась в суд с заявлением (вх. №А78-Д-4/34476), в котором просит включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» в третью очередь сумму требований в размере 239 858,37 руб., в том числе: 0 руб., - основной долг, 239 858,37 руб. – пени; 0 руб. – штраф, из которой: - 91 089,76 руб. – задолженность по уплате пени по налоговым платежам, в том числе 0 руб. – основанной долг, 91 089,56 руб. – пени, 0 руб. – штрафы, - налоговый агент – НДС по остальным товарам, производимым в РФ, в размере 3 010, 80 руб., в том числе основной долг- 0,00 руб., пени - 3 010, 80 руб. в 3 очередь кредиторов. - налоговый агент - НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227 и 228 НК РФ, в размере 88 078, 96 руб. в 3 очередь кредиторов- задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование за расчетные периоды с 01.01.2017г в размере 148 768, 61 руб., в том числе основной долг 0,00 руб., пеня- 148 768,61 руб., штраф- 0,00 руб., из которой: - задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 33 957,81 руб., в том числе основной долг - 0,00 руб., пени - 33 957,81 руб.; штраф- 0, 00 руб. в 3 очередь кредиторов - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 99 719,38 руб., в том числе основной долг - 0,00 руб., пени - 99 719,38 руб., штраф- 0,00 руб. в 3 очередь кредиторов - задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 в размере 15 091, 42 руб. в том числе основной долг- 0,00 руб., пеня - 15 091,42 руб., штраф- 0,00 руб. в 3 очередь кредиторов.

Определением суда от 31.07.2019 заявление уполномоченного органа принято к производству.

11.11.2019 уполномоченный орган требования уточнил, просил включить в реестр требований кредитор в должника задолженность в общем размере 238953,63 руб., из них задолженность по налоговым платежам, страховым взносам в размере 238 953, 63 руб., в том числе по налогам- 0,00 руб., пеням - 238 953, 63 руб., штрафам- 0, 00 руб., в том числе: - налоговый агент - НДС по остальным товарам, производимым в РФ в размере 2 999, 45 руб., в том числе пеня в сумме 2 999,45 руб. в 3 очередь кредиторов; - НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227 и 228 НК РФ в размере 87 746, 36 руб., в том числе пеня в сумме 87 746, 36 руб. в 3 очередь кредиторов; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 99 343, 55 руб., в том числе пеня в сумме- 99 343, 55 руб. в 3 очередь кредиторов;- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 33 829, 76 руб., в том числе пеня в сумме- 33 829, 76 руб. в 3 очередь кредиторов; страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 15 034, 51 руб., в том числе: пеня в сумме 15034,51 руб. в 3 очередь кредиторов.

Протокольным определением от 11.11.2019 уточненное требование принято судом к рассмотрению.

Требованиями №12722 от 28.03.2019, № 13840 от 26.06.2019, № 14525 от 10.07.2019, № 14528 от 10.07.2019, направленными налогоплательщику, плательщику страховых взносов, было предложено уплатить задолженность по налогам, страховым взносам, пени, штрафы.

Учитывая, что задолженность по указанным требованиям не уплачена, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» задолженности.

Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Сведения об открытии процедуры конкурсного производства в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 127 (6607) от 20.07.2019.

Поскольку заявление уполномоченного органа поступило в суд 29.07.2019, то указанный срок уполномоченным органом не нарушен.

Кредиторы возражений относительно включения в реестр требований кредиторов должника спорной задолженности в суд не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Иного порядка доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, Закон о банкротстве не устанавливает.

Предъявляя требование к должнику, кредитор должен представить, во исполнение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагают на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности предъявленного требования.

Уполномоченным органом согласно представленной к судебному заседанию 11.11.2019 расшифровке для включения в реестр требований кредиторов предъявлена задолженность:

- пени по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года: по требованию №№12722 от 28.03.2019 в сумме 656,96 руб.; по требованию № 13840 от 26.06.2019 в размере 1369,17 руб., по требованию № 14525 от 10.07.2017 в размере 136,24 руб., по требованию№14528 от 10.07.2019 в сумме 837,08 руб. (л.д.88-90, 111, 117-119 т. 2),

- пени по налогу на доходы физических лиц за 2 квартал 2018 года: по требованию №№12722 от 28.03.2019 в сумме 19173,56 руб.; по требованию № 13840 от 26.06.2019 в размере 40054 руб., по требованию № 14525 от 10.07.2017 в размере 3985 руб., по требованию№14528 от 10.07.2019 в сумме 24533,80 руб. (л.д.88, 91, 109, 112, 117, 120, 125, т. 2 ,вх.№ 54555),

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2 квартал 2018 года: по требованию №№12722 от 28.03.2019 в сумме 21055,94 руб.; по требованию № 13840 от 26.06.2019 в размере 44573,65 руб., по требованию № 14525 от 10.07.2017 в размере 4509,89 руб., по требованию№14528 от 10.07.2019 в сумме 29204,07 руб. (л.д.88, 92, 113, 121 т. 2 ,вх.№ 54555),

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: за 2 квартал 2018 года: по требованию №№12722 от 28.03.2019 в сумме 7409,60 руб.; по требованию № 13840 от 26.06.2019 в размере 15442,37 руб., по требованию № 14525 от 10.07.2017 в размере 1536,55 руб., по требованию№14528 от 10.07.2019 в сумме 9441,24 руб. (л.д.88, 94, 114, 122, т. 2 ,вх.№ 54555),

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству по требованию №№12722 от 28.03.2019 в сумме 3292,95 руб.; по требованию № 13840 от 26.06.2019 в размере 6862,83 руб., по требованию № 14525 от 10.07.2017 в размере 682,87 руб., по требованию№14528 от 10.07.2019 в сумме 4195,86 руб. (л.д.88, 93, 115, 122 т. 2 ,вх.№ 54555).

К вышеназванным требованиям представлены расчеты пени с доказательствами направления в адрес плательщика налогов, страховых взносов. На основании статей 46,47 НК РФ администратором налогов, страховых взносов своевременно инициирована процедура взыскания задолженности в бесспорном порядке (решения о взыскании задолженности за счет денежных средств плательщика налогов, страховых взносов, решения о взыскании задолженности за счет имущества плательщика налогов, страховых взносов (представлены в перечне согласно реестру принятых мер).

В подтверждение обоснованности предъявленной задолженности в материалы дела представлены налоговые декларации по НДС за шесть месяцев 2018 года (л.д. 50-60 т.1), расчет по НДФЛ за 6 месяцев 2018 года первичный и уточненные (л.д. 61-116 т. 1, 1-13 т.2), расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года первичный и уточненный (л.д. 117-161 т. 1, 14-58 т.2). Пени доначислены налоговым органом на недоимку, включенную в реестр требований кредиторов решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16.07.2019 по делу№А78-1655/2019 (л.д.31-40 т.1). Пени по вышеуказанным требованиям налогового органа доначислены по периоду с 01.02.2019 по 07.07.2019, то есть до введения процедуры банкротства, двойного начисления пени налоговым органом не допущено.

Таким образом, спорные суммы задолженности соответствуют действительному обязательству плательщика налогов, страховых взносов, исчисленному в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

С 01.01.2017 Федеральный закон № 212-ФЗ в связи с принятием Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ), признан утратившим силу.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 20 Федерального закона № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Взыскание налога с учетом пункта 2 статьи 45 НК РФ производится с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 6 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

По правилам статьи 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) установлен пунктом 1 статьи 47 НК РФ - один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), принятое после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение двух лет после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При этом пунктом 11 Обзора разъяснено, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).

Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Из приведенных норм следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога (пени, штрафа) за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по их взысканию за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика.

Невынесение налоговым органом решения о взыскании налога (пени, штрафа) за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения названным органом решения об их взыскании за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ.

Следовательно, прежде чем обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы задолженности, налоговый орган должен не только вынести решение о её взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, но и принять меры к его исполнению (пункт постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Следует также учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.

Уполномоченным органом верно определены правовая природа спорных сумм задолженности как подлежащих включению в реестр требований кредиторов, а также период начисления пени с учетом прекращения начисления пени в связи с введением процедуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

О применении данной нормы также содержится соответствующее разъяснение в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

В соответствии со статьей 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей; прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Заявление о признании должника банкротом принято к производству суда 14.02.2019, пенеобразующая недоимка по налогам, страховым взносам возникла до указанной даты, пени начислены на указанную недоимку, следовательно, предъявленные требования не являются текущими, в связи с чем, они не могут быть взысканы в качестве текущего платежа, а потому подлежат включению в реестр требований кредиторов третьей очереди по правилам пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве. Расчеты пени судом проверены, соответствуют законодательству.

Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, и оценив их в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. Администратором налогов, страховых взносов выполнены все предусмотренные законодательством мероприятия по соблюдению обязательного досудебного порядка взыскания задолженности, соблюдены давностные сроки предъявления рассматриваемой задолженности.

С учетом изложенного, и принимая во внимание отсутствие в деле доказательств погашения должником спорной задолженности, заявление уполномоченного органа подлежит удовлетворению.

Доказательств погашения задолженности общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» по рассматриваемым штрафам не имеется, она подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, а потому подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в заявленном размере в составе третьей очереди по правилам пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, в связи с чем, заявление уполномоченного органа подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 100, 134, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить.

Признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в размере 238953,63 руб. (пени) в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Первомайский механический завод» третьей очереди.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья

А.А. Курбатова