ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-17272/15 от 09.06.2016 АС Забайкальского края

274/2016-48589(5)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в предоставлении рассрочки исполнения судебного акта

г.Чита Дело № А78-17272/2015  09 июня 2016 года 

Резолютивная часть определения объявлена 08 июня 2016 года  Определение изготовлено в полном объёме 09 июня 2016 года 

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой  Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации сельского  поселения «Леснинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о предоставлении  отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 21.01.2016 по  делу № А78-17272/2015 на срок до 01.09.2016, 

при участии в судебном заседании:

от Администрации сельского поселения «Леснинское» - ФИО1, главы сельского  поселения «Леснинское», ФИО2, представителя по доверенности № 1 от  07.06.2016; 

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)  в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), Управления Федерального казначейства по  Забайкальскому краю, Управления Федеральной службы судебных приставов по  Забайкальскому краю явка представителей не обеспечена, о времени и месте судебного  заседания извещены надлежащим образом. 

Администрация сельского поселения «Леснинское» (далее - учреждение,  плательщик страховых взносов) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отсрочке  исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 21.01.2016 по делу №  А78-17272/2015 сроком до 01.09.2016. 

Взыскатель представил возражения на заявление о предоставлении отсрочки  исполнения решения, указав на существенное нарушение прав застрахованных лиц на  пенсионное обеспечение (вх. № А78-Д-4/21164 от 08.06.2016). 

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее. 

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21.01.2016 по делу № А78- 17272/2015 с Администрации сельского поселения «Леснинское» (ОГРН <***>,  ИНН <***>, место нахождения: 672524, Забайкальский край, Читинский район, п.  Лесной городок, ул. Центральная, 40 А) в пользу Управления Пенсионного фонда  Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края  (межрайонное) взысканы 131500,74 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на  страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года в размере 101558,80 руб.,  недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования за полугодие 2015 года в размере 22212,62 руб., пени, начисленные на 


недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования, в размере 1187,83 руб., пени, начисленные на недоимку по страховым  взносам на страховую часть трудовой пенсии, в размере 6541,49 руб., с зачислением  указанных сумм в соответствующий бюджет. 

На основании вступившего в законную силу указанного судебного акта  арбитражным судом в порядке статей 318 и 319 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации 25.02.2016 года был выдан исполнительный лист серии  ФС010742701 на взыскание 131500,74 руб. (т. 1 л.д. 37-40). 

Из части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда  являются обязательными для органов государственной власти, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат  исполнению на всей территории Российской Федерации. 

Суд полагает заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта не  подлежащим удовлетворению исходя из следующего. 

Заявляя об отсрочке платежей, учреждение в обоснование наличия обстоятельств,  затрудняющих исполнение судебного акта, ссылается на то, что денежные средства в  бюджет поселения поступают неравномерно. Поступавшие с начала 2016 года средства  бюджета были перечислены на выплату заработной платы и выплаты в фонды, а также  коммунальные платежи, без которых администрация поселения в зимний период  времени не смогла бы вести свою деятельность как орган управления на территории  сельского поселения «Леснинское». 

Из материалов дела следует, что должник является муниципальным казенным  учреждением - исполнительным органом местного самоуправления сельского поселения. 

В главе 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетного кодекса РФ в  соответствии с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации  установлен общий для всей бюджетной системы Российской Федерации порядок  исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации. 

В постановлении от 14.07.2005 N 8-П Конституционный суд РФ отметил, что  предусматривая особенности исполнения судебных решений по искам к Российской  Федерации и по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств  федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета,  законодатель вместе с тем обязан обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме  его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда,  причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностных лиц. Следовательно, взыскателю должна быть гарантирована  действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в  разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за  исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в  частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и  действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц,  приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. 

В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный  документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по  денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по  просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2  статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого 


счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как  получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по  исполнению расходов местного бюджета (пункт 1). Орган, осуществляющий открытие и  ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих  дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о  поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением  копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2). 

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в  орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных  учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной  классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы  местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к  бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для  исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник  одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта,  представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов  муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в  размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах  остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя  средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации  Российской Федерации (пункт 3). 

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных  обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для  полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного  самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя  (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос- требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных  обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в  целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган,  осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных  учреждений (пункт 4). 

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия  главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок  со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и  ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение  лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов  финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5). 

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного  акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя,  должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить  исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. 

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных  средств за неисполнение судебного акта" от 04.04.2014 № 22 ответчик, полагающий, что  не сможет по уважительным причинам исполнить судебный акт в установленный срок,  вправе ходатайствовать в суде о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения  судебного акта. Такое ходатайство может быть заявлено на любой стадии процесса, в том  числе до принятия судебного решения. 

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от  18.12.2003 N 467-О Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон  N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа 


и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения -  обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду  возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех  обстоятельств дела. 

Конституционный Суд РФ в Определении от 25.02.2010 N 226-О-О отметил, что  положения статьи 324 АПК Российской Федерации устанавливают гарантии реализации  права граждан и организаций на надлежащее и своевременное исполнение вступивших в  законную силу судебных актов в тех случаях, когда такое исполнение первоначальным  способом невозможно или затруднено. Поскольку в законе объективно невозможно  предусмотреть все юридические факты, которые могут служить основаниями для  изменения способа и порядка исполнения судебного акта, Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации в статье 324 устанавливает лишь критерий определения  таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта,  предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их  наличии с учетом всех фактических обстоятельств конкретного дела. 

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" от 17.11.2015 № 50 по  смыслу положений статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения  исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд  обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в  установленный срок. 

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать  баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой  порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и  не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном  производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный  срок. 

Таким образом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного  акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при  наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих  исполнение решения арбитражного суда, а также возможности последующего исполнения  решения суда с учетом рассрочки. 

Определением суда от 25.05.2016 Администрации сельского поселения  «Леснинское» предлагалось представить документы, подтверждающие неустранимые на  момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником  исполнительного документа в установленный срок; документы, подтверждающие  имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение  решения суда и иные доказательства, подтверждающие наличие оснований для  предоставления отсрочки; доказательства, свидетельствующие о возможности исполнения  решения в полном объеме по истечении срока отсрочки. 

Администрация сельского поселения «Леснинское» указанные предложения суда  не выполнила. 

Представленное в материалы дела ходатайство в комитет по финансам  Администрации муниципального района «Читинский район» о предоставлении  опережающей дотации (л.д. 46) не подтверждает возможность исполнения судебного акта  с учетом отсрочки. 

На соответствующий вопрос суда о наличии иных доказательств, подтверждающих  указанные обстоятельства, представители должника заявили об отсутствии таковых  (аудиозапись судебного заседания). 


Принимая во внимание распределение бремени доказывания в соответствии с  частью 1 статьи 65 АПК РФ, суд исходит из того, что наличие обстоятельств,  затрудняющих исполнение судебного акта, как и обстоятельств, подтверждающих  возможность последующего исполнения решения суда с учетом его отсрочки, обязано  доказать лицо, обратившееся с соответствующим ходатайством. 

В рассматриваемом деле наличие причин, затрудняющих исполнение решения  суда, возможность последующего исполнения решения суда с учетом отсрочки не  подтверждены должником, предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет  отвечать принципу соблюдения баланса интересов сторон. 

Учитывая изложенное, заявление об отсрочке исполнения решения не подлежит  удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда 

Забайкальского края от 21.01.2016 по делу № А78-17272/2015 отказать.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный 

суд в течении месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Забайкальского края. 

Судья О.В. Новиченко