ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-176/18 от 16.02.2018 АС Забайкальского края

160/2018-13964(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул.Выставочная, 6

http://www.chita.аrbitr.ru: е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу

г. Чита Дело № А78-176/2018  16 февраля 2018 года 

Резолютивная часть определения объявлена 16 февраля 2018 года  Определение изготовлено в полном объёме 16 февраля 2018 года 

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голобоковой О.В., 

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению отдела МВД России по  Читинскому району 

о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи  14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 09.01.2018,  от заинтересованного лица: ФИО1, индивидуального предпринимателя. 

Отдел МВД России по Читинскому району обратился в суд с требованием о  привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.14.16 КоАП  РФ предпринимателя без образования юридического лица ФИО1. 

В судебном заседании, начатом 12.02.2018, объявлялся перерыв до 11-00  16.02.2018. 

Представитель заявителя требование поддержала.

Ответчик заявленные требования признала, предъявив в судебном заседании не  представленные в ходе проверки документы, просила применить предупреждение в  качестве меры административного наказания. 

Исследовав материалы дела, суд установил.

Заявителем в ходе проводимой 26.11.2017 проверки по адресу: <...> в магазине «Диана», арендатором которого является ИП  ФИО1, выявлена реализация алкогольной продукции: 

- пиво «Сибирский бочонок» емк. 1,42 л, содержание спирта 4,7%, производства  ООО «Балтика», <...> по цене 133 руб., дата  розлива 18.10.2017, кол-во 2 штуки, 

- пиво «Большая кружка» емк. 1,42 л, содержание спирта 4%, производства ООО  «Балтика», <...> по цене 153 руб., дата розлива  27.09.2017, кол-во 3 штуки, 


- пиво «Балтика 9» емк. 1,42 л, содержание спирта 8%, производства ООО  «Балтика», г.Санкт-Петербург 6-й Верхний переулок 3, по цене 143 руб., дата розлива  17.10.2017, кол-во 2 штуки, 

- пиво «Жатецкий гусь» емк. 0,45 л, содержание спирта 4,6%, производства ООО  «Балтика», <...> по цене 66 руб., дата розлива  17.10.2017, кол-во 2 штуки; 

без документов, подтверждающих легальность её производства и оборота (товарно- транспортной накладной, сертификата (деклараций) соответствия, раздел справок А и Б  прилагаемые товарно-транспортной накладной). Алкогольная продукция изъята согласно  протоколу изъятия от 26.11.2017 в общем количестве 9 бутылок. 

В соответствии с требованиями п.п.3 п.1 ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995  г № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта  алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития)  алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных  документов удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно- транспортная накладная, 2) справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной с  разделами А и Б (для продукции Российского производства, а также для  импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,  являющихся товарами Таможенного союза). 

В соответствии с п.1 ст.25 Федерального закона № 171-ФЗ спиртосодержащая  продукция считается в незаконном обороте, если она закупается, перевозится без  документов, подтверждающих легальность её производства и (или) оборота, и подлежит  изъятию из оборота. 

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ за оборот алкогольной  продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её  производства и оборота, определенных федеральным законом, предусмотрена  административная ответственность. Согласно статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ  под оборотом понимается - закупка (в том числе импорт), хранение, перевозка  алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

По выявленному правонарушению ОМВД 29.11.2017 составлен протокол об  административном правонарушении в отношении ИПБОЮЛ ФИО1 с  квалификацией его по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ - оборот этилового спирта (за исключением  розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных  документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных  федеральным законом. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от  двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции. 

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представлены справки к товарно- транспортным накладным с разделом «А» и «Б», подтверждающие легальность оборота  приведенной выше алкогольной продукции. 

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного  Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и  от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и  оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно  оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция,  обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и  экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в  соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за  соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. 


Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота  алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ. 

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные  требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. 

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона  N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов,  подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, а также без  сертификатов соответствия или деклараций о соответствии. 

Применительно к розничной продаже алкогольной продукции аналогичный запрет  дополнительно закреплен в пункте 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной  продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов,  удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно- транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для  импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции,  являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной  накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на  территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной  продукции, являющейся товаром Таможенного союза). 

В развитие приведенной нормы Постановлением Правительства Российской  Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на  этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма  справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и  спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной  накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее -  Правила N 864). 

Пунктом 2 Правил N 864 предусмотрено, что справка заполняется в соответствии с  данными ТТН и (или) международной ТТН при каждой последующей оптовой реализации  (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним  собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе  отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между  обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных  товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом  "О развитии сельского хозяйства", имеющими разные места нахождения и (или) адреса  осуществления деятельности. 

Организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие  производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом  продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы "А" и "Б" справки, за  исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица  покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б"  справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (пункт 3 Правил N 864). 

Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от  производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах  справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 4 Правил  N 864). 

При каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между  обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только  раздел "Б" справки. При этом продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью  уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части  раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель)  заверяет данные, указанные в правовой части раздела "Б", подписью уполномоченного  должностного лица и своей печатью (пункт 5 Правил N 864). 


В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот  которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных  документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в  незаконном обороте. 

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения  незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из  незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с  законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит  алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих  легальность производства и (или) оборота такой продукции. 

Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2,  16, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в  незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или  частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов. 

Приведенные требования Закона N 171-ФЗ находятся во взаимной связи с  законодательством о защите прав потребителей. 

Например, пунктами 11 и 12 Правил продажи товаров, определено, что продавец  обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и  достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность  правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить  его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому  наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно  законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат  соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о  декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия,  наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). 

Согласно пункту 33 Правил продажи товаров до подачи товаров в торговый зал или  иное место продажи продавец обязан произвести проверку их качества, в том числе  проверить наличие необходимой документации и информации. 

Из приведенных норм Закона N 171-ФЗ и Правил продажи товаров следует, что  сопроводительные документы и сертификаты соответствия на алкогольную продукцию  (на все ее виды) должны находиться непосредственно в магазине, чтобы, не вызывая  затруднений у продавца (управляющего магазином), могли быть предъявлены по первому  требованию покупателя или уполномоченных должностных лиц при осуществлении ими  проверочных мероприятий. 

Лица, нарушающие указанные требования, несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ). 

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной  продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт),  хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции. 

Административная ответственность за несоблюдение приведенных требований  установлена статьей 14.16 КоАП Российской Федерации, а именно частью 2 ("оборот  этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и  спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих  легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом") и частью 3  ("нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции"). 

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения  арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и  об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что правила 


розничной продажи алкогольной продукции определены, в частности, Законом N 171-ФЗ  и Правилах продажи товаров. 

Из пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях" следует, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16  КоАП Российской Федерации надлежит учитывать, что нарушением иных правил  розничной продажи алкогольной продукции является нарушение любых правил продажи  указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 - 2.1 этой же статьи. 

Привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП  Российской Федерации возможно в том случае, если документы, подтверждающие  легальность производства и оборота алкогольной продукции, и сертификат соответствия  по каждому наименованию такой продукции вообще отсутствуют у организаций,  осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. В том случае, если такие  документы отсутствовали только на момент проведения проверки, но были представлены  позже (например, при составлении протокола об административном правонарушении или  в судебное заседание), действия организации необходимо квалифицировать по части 3  статьи 14.16 КоАП Российской Федерации. 

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 3 апреля 2007 года N 15206/06 указано, что особенностью квалификации  административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской  Федерации является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи  алкогольной продукции, а именно - нарушении любых правил продажи указанной  продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 этой статьи. Квалификация  административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской  Федерации может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о  легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их  непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело  об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на  момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает  нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за  которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации. 

Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 2375/07. 

В рассматриваемом случае сопроводительные документы, подтверждающие  легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции (товарно- транспортные накладные и справки к ним, сертификаты соответствия) не были  представлены ответчиком при проведении проверки, но фактически имелись и были  предъявлены им в ходе судебного разбирательства. 

Факт наличия у ИП ФИО1 сопроводительных документов,  свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, подтверждается  материалами дела. 

Представление необходимых документов не по первому требованию проводившего  проверку должностного лица, а лишь на момент составления протокола об  административном правонарушении, подтверждает нарушение ответчиком требований  пункта 12 Правил продажи товаров, ответственность за которое предусмотрена частью 3  статьи 14.16 КоАП Российской Федерации. 

Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2005 года  N 16314/04 и от 14 июня 2007 года N 2375/07. 


П.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в случае,  если заявление административного органа о привлечении к административной  ответственности или протокол об административном правонарушении содержат  неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять  решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с  надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и  представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной  квалификации противоправного деяния. 

Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о  совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением  органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной  ответственности. 

Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о  привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ  не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1  части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в  арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и  прилагаемых к нему документов административному органу. 

Поскольку п.3 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к  административной ответственности не отнесено к компетенции арбитражных судов,  производство по делу подлежит прекращению, протокол об административном  правонарушении и прилагаемые к нему документы возвращению административному  органу. 

Судом вынесено определение об исправлении опечатки от 16.02.2018.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

 Р Е Ш И Л :

В заявленном Отделом МВД России по Читинскому району Забайкальского края  требовании о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью  2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  предпринимателя без образования юридического лица ФИО1,  ОГРНИП <***>, ИНН <***>, отказать. 

Возвратить предпринимателю без образования юридического лица ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, алкогольную  продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия от 26.11.2017 в общем количестве 9  бутылок. 

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный  апелляционный суд. 

 Судья Горкин Д.С.