30/2020-11875(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-18427/2018
14 февраля 2020 года
Резолютивная часть определения объявлена 12 февраля 2020 года. Определение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Телушкиной Ю.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН 1057538004809, ИНН 7538000522) о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78-18427/2018 до 1 июля 2021 года,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, об обязании Администрации в срок до 01.07.2019 года предоставить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года (т. 1, л.д. 108-114) заявленные заместителем прокурора требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, и обязал Администрацию представить соответствующие сведения в филиал Кадастровой палаты.
Названное решение арбитражного суда в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 5 марта 2019 года.
О месте и времени судебного заседания Администрация, прокуратура, Кадастровая палата и УФССП России по Забайкальскому краю извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Названные документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражной суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 16 АПК Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с часть 1 статьи 324 АПК Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению должника вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
Из диспозиции названной нормы следует, что отсрочка исполнения решения суда представляет собой перенесение срока его исполнения, а рассрочка исполнения решения суда – предоставленную возможность исполнять судебный акт частями в течение определенного периода времени.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 декабря 2003 года № 467-О, АПК Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки,
рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года № С1-7/уп-1145).
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК Российской Федерации, статьи 358 КАС Российской Федерации и статьи 324 АПК Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 65 АПК Российской Федерации должник обязан не только обосновать требование о предоставлении отсрочки (рассрочки), но и представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта, а также возможности в результате предоставления отсрочки или рассрочки исполнить судебный акт к указанному должником сроку либо в установленные соответствующим графиком сроки.
В частности, заявление Администрации мотивировано тяжелым финансовым положением и отсутствием финансовых средств для проведения необходимых мероприятий по постановке на кадастровый учет территориальных зон и границ населенных пунктов в целях исполнения решения суда. Основные статьи расходов, обеспеченные источниками финансирования – это заработная плата и коммунальные платежи.
В обоснование своих доводов должник также ссылается на техническое задание на выполнение работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения «Бадинское» в части приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с приложением работ по описанию границ территориальных зон. Целями разработки названного проекта является, в том числе, подготовка документов, содержащих графическое и текстовое описание местоположения границ территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки поселения с последующим внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ территориальных зон.
При этом в качестве подтверждения возможности исполнить решение суда в заявленный Администрацией срок (до 1 июля 2021 года) должник представил письмо Администрации муниципального района «Хилокский район» от 7 февраля 2020 года № 378, в соответствии с которым решением Совета муниципального района «Хилокский район» от 26 декабря 2019 года № 12.177 «О бюджете муниципального района «Хилокский район» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы», предусмотрены расходы на финансирование муниципальной программы «Территориальное развитие муниципального района «Хилокский район» на 2018-2022 годы» по подпрограмме
«Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский район» по основному мероприятию «Описание территориальных зон поселений муниципального района «Хилокский район» по сельскому поселению «Бадинское» в размере 700 000 рублей.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78- 18427/2018 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. Суд обязал Администрацию представить указанные сведения в филиал Кадастровой палаты (т. 1, л.д. 108-114).
При рассмотрении дела по существу арбитражным судом было установлено, что с 1 января 2017 года вопросы государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
В частности, статьей 8 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (часть 2). К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).
Согласно пунктам 3-6 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ дополнительными сведениями об объекте недвижимости являются, в том числе: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории; сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Частью 18.1 статьи 32 названного Закона также предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8-10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме
графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
В свою очередь, в силу статьи 1 Закона № 218-ФЗ землеустройство представляет собой мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства; объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.
Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства (далее – Порядок № 267), из пункта 2 которого следует, что о писание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Порядка № 267).
В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (пункт 8 Порядка № 267).
Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело (пункт 9 Порядка № 267).
Таким образом, для направления в Кадастровую палату сведений о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны орган местного самоуправления должен провести соответствующие землеустроительные работы по описанию и определению границ таких объектов землеустройства (в случае, если фактически такие работы не были проведены ранее).
Администрация в своем заявлении о предоставлении отсрочки указывает, что для исполнения обязанности по направлению в Кадастровую палату документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, необходимо проведение землеустроительных работ в целях внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения «Бадинское» и дальнейшей постановки на кадастровый учет зон и территорий, входящих в названное поселение.
Однако бюджетом сельского поселения «Бадинское» на 2019 год расходы на проведение землеустроительных работ в 2019 году не были предусмотрены.
Согласно письму Администрации муниципального района «Хилокский район» от 7 февраля 2020 года № 378 решением Совета муниципального района «Хилокский район» от 26 декабря 2019 года № 12.177 «О бюджете муниципального района «Хилокский район» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы» предусмотрены расходы на
финансирование муниципальной программы «Территориальное развитие муниципального района «Хилокский район» на 2018-2022 годы» по подпрограмме «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский район» по основному мероприятию «Описание территориальных зон поселений муниципального района «Хилокский район» по сельскому поселению «Бадинское» в размере 700 000 рублей.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время объективно существуют обстоятельства, которые не позволяют должнику исполнить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года. При этом суд признает наличие реальной возможности для исполнения судебного акта в 2020 году.
При этом суд отмечает следующее.
Согласно выраженной в Постановлении ЕСПЧ от 7 мая 2002 года «Дело «Бурдов (Burdov) против России» (жалоба № 59498/00) правовой позиции несвоевременное исполнение судебного решения может быть обосновано наличием определенных обстоятельств, но отсрочка в исполнении решения не должна вредить сущности права, гарантированного статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях… имеет право на справедливое… разбирательство дела… судом…», а в системной связи с интерпретацией данной статьи судом не должно создаваться препятствий для эффективного восстановления в правах путем исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.
Иными словами, длительное исполнение судебного акта может приобрести форму нарушения права на справедливое судебное разбирательство, если оно не может быть оправдано при конкретных обстоятельствах дела.
Безосновательное предоставление рассрочки (отсрочки) исполнения судебного акта арбитражного суда либо без серьезных к тому оснований, систематические отсрочки одного и того же судебного акта либо предоставление ее на длительное время, без соблюдения баланса интересов должника и взыскателя колеблет законную силу судебного решения и лишает взыскателя возможности реализовать свои права, а потому не может считаться законным и обоснованным в контексте защиты нарушенных прав и свобод.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения заявления обстоятельства, арбитражный суд считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78-18427/2018 сроком до 1 июля 2020 года (то есть до начала 3 квартала 2020 года).
Суд признает данный период отсрочки исполнения решения, являющийся менее продолжительным, чем просит должник, разумным, обеспечивающим соблюдение взаимных интересов и баланса прав взыскателя и должника, учитывая, что заместитель прокурора в рассматриваемом случае выступает от имени неопределенного круга лиц (граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц).
Установленный период предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения (до 1 июля 2020 года, то есть до начала 3 квартала 2020 года) суд полагает необходимым для подготовки органом местного самоуправления к проведению соответствующих землеустроительных работ (разработки конкурсной документации и проведению торгов по определению исполнителя таких работ).
Необходимости и наличия оснований для отсрочки исполнения судебного акта на более длительный срок (до 1 июля 2021 года), Администрацией не представлено и документально не подтверждено.
Оценив доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности на основании статьи 71 АПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения судебного акта по делу
№ А78-18427/2018 имеются, в связи с чем считает необходимым предоставить Администрации отсрочку исполнения решения арбитражного суда до 1 июля 2020 года.
Руководствуясь статьями 184, 185 и 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Предоставить Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН 1057538004809, ИНН 7538000522) отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78- 18427/2018 сроком до 1 июля 2020 года.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с момента принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.С. Сюхунбин
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.05.2019 1:56:01
Кому выдана Сюхунбин Елена Сергеевна