АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-18427/2018 03 июня 2021 года
Резолютивная часть определения объявлена 27 мая 2021 года. Определение в полном объеме изготовлено 03 июня 2021 года.
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микаелян Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН 1057538004809, ИНН 7538000522) о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78-18427/2018 до 01 января 2022 года,
при участии в деле в качестве взыскателя – первого заместителя прокурора Забайкальского края, третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, об обязании Администрации в срок до 01.07.2019 года предоставить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом
[A1]
[A2] акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года (т. 1, л.д. 108-114) заявленные заместителем прокурора требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, и обязал Администрацию представить соответствующие сведения в филиал Кадастровой палаты.
Названное решение арбитражного суда в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 5 марта 2019 года. 1
О месте и времени судебного заседания Администрация, прокуратура, Кадастровая палата и УФССП России по Забайкальскому краю извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Протокольным определением суда от 27 мая 2021 года уточненные требования приняты к рассмотрению, дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражной суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 16 АПК Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с часть 1 статьи 324 АПК Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению должника вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
[A3]
[A4] Из диспозиции названной нормы следует, что отсрочка исполнения решения суда представляет собой перенесение срока его исполнения, а рассрочка исполнения решения суда – предоставленную возможность исполнять судебный акт частями в течение определенного периода времени.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 декабря 2003 года № 467-О, АПК Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года № С1-7/уп-1145).
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК Российской Федерации, статьи 358 КАС Российской Федерации и статьи 324 АПК Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 65 АПК Российской Федерации должник обязан не только обосновать требование о предоставлении отсрочки (рассрочки), но и представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта, а также возможности в результате предоставления отсрочки или рассрочки исполнить судебный акт к указанному должником сроку либо в установленные соответствующим графиком сроки.
В частности, заявление Администрации поселения мотивировано тяжелым финансовым положением и отсутствием финансовых средств для проведения необходимых мероприятий по постановке на кадастровый учет территориальных зон и границ населенных пунктов в целях исполнения решения суда. Лимиты на 2021 год выделены, работа по разработке документации ведется: получены коммерческие предложения, приняты решения о подготовке проектов документов территориального планирования (генеральные планы) и градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки) с описанием территориальных зон и границ населенных пунктов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Как отмечает должник, для полной разработки документации начата процедура проведения открытого конкурса в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В качестве подтверждения возможности исполнить решение суда в заявленный Администрацией поселения срок (с учетом уточнения) должник представил проект муниципального контракта на выполнение научно-исследовательской работы «Прикладные научные исследования с целью подготовки документов для осуществления
[A5]
[A6] градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский район», изменения извещения о проведении открытого конкурса для закупки № 0891200000621004670, постановления Администрации муниципального района «Хилокский район» от 31 марта 2021 года № 163 «О подготовке проектов генеральных планов сельских поселений «Закультинское», «Бадинское», «Хилогосонское» муниципального района «Хилокский район» и № 164 «О подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений «Закультинское», «Бадинское», «Хилогосонское» муниципального района «Хилокский район».
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А7818427/2018 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. Суд обязал Администрацию представить указанные сведения в филиал Кадастровой палаты (т. 1, л.д. 108-114).
При рассмотрении дела по существу арбитражным судом было установлено, что с 1 января 2017 года вопросы государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
В частности, статьей 8 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (часть 2). К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).
Согласно пунктам 3-6 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ дополнительными сведениями об объекте недвижимости являются, в том числе: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории; сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
[A7]
[A8] Частью 18.1 статьи 32 названного Закона также предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8-10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
В свою очередь, в силу статьи 1 Закона № 218-ФЗ землеустройство представляет собой мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства; объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.
Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства (далее – Порядок № 267), из пункта 2 которого следует, что о писание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Порядка № 267).
В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (пункт 8 Порядка № 267).
Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело (пункт 9 Порядка № 267).
Таким образом, для направления в Кадастровую палату сведений о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны орган местного самоуправления должен провести соответствующие землеустроительные работы по описанию и определению границ таких объектов землеустройства (в случае, если фактически такие работы не были проведены ранее).
Администрация поселения в своем заявлении о предоставлении отсрочки указывает, что для исполнения обязанности по направлению в Кадастровую палату документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, необходимо проведение землеустроительных работ в целях внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения «Хилогосонское» и дальнейшей постановки на кадастровый учет зон и территорий, входящих в названное поселение.
В обоснование своих доводов должник ссылается на то, что на 2021 год лимиты
[A9]
[A10] для проведения данных работ выделены, однако Администрация поселения не может в установленный судом срок исполнить решение суда в связи с тем, что Администрацией района ведется работа по разработке конкурсной документации.
Так, согласно письму Администрации муниципального района «Хилокский район» от 4 февраля 2021 года № 317 (т. 2, л.д. 41) решением Совета муниципального района «Хилокский район» от 29 декабря 2020 года № 29.240 «О бюджете муниципального района «Хилокский район» на 2021 год и плановый период 2021-2022 годы» предусмотрены расходы на финансирование муниципальной программы «Территориальное развитие муниципального района «Хилокский район» на 2018-2022 годы» по подпрограмме «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский район» по основному мероприятию «Описание территориальных зон поселений муниципального района «Хилокский район» в размере 1 250 000 рублей.
Администрацией муниципального района «Хилокский район» также приняты постановления от 31 марта 2021 года № 163 «О подготовке проектов генеральных планов сельских поселений «Закультинское», «Бадинское», «Хилогосонское» муниципального района «Хилокский район» (т. 2, л.д. 45-47) и № 164 «О подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений «Закультинское», «Бадинское», «Хилогосонское» муниципального района «Хилокский район» (т. 2, л.д. 48-51) с описанием территориальных зон и границ населенных пунктов поселения для внесения изменений сведений в государственный кадастр недвижимости.
На официальном сайте для размещения заказов в сети Интернет (http://zakupki.gov.ru) размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса для закупки № 0891200000621004670, из которых следует, что начальная (максимальна) цена контракта – 1 400 000 рублей; дата и время начала подачи заявок – значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение; дата и время окончания подачи заявок – 03.06.2021 07:00; дата подачи окончательных предложений – 09.06.2021; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок – 11.06.2021 18:00.
В соответствии с техническим заданием на выполнение научно-исследовательской работы «Прикладные научные исследования с целью подготовки документов для осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский район» сроки выполнения работ по муниципальному контракту – до 20 декабря 2021 года.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время объективно существуют обстоятельства, которые не позволяют должнику исполнить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года. При этом суд признает наличие реальной возможности для исполнения судебного акта в 2021 году.
Согласно выраженной в Постановлении ЕСПЧ от 7 мая 2002 года «Дело «Бурдов (Burdov) против России» (жалоба № 59498/00) правовой позиции несвоевременное исполнение судебного решения может быть обосновано наличием определенных обстоятельств, но отсрочка в исполнении решения не должна вредить сущности права, гарантированного статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях… имеет право на справедливое… разбирательство дела… судом…», а в системной связи с интерпретацией данной статьи судом не должно создаваться препятствий для эффективного восстановления в правах путем исполнения судебного акта, вступившего в законную силу.
Иными словами, длительное исполнение судебного акта может приобрести форму нарушения права на справедливое судебное разбирательство, если оно не может быть оправдано при конкретных обстоятельствах дела.
[A11]
[A12] Безосновательное предоставление рассрочки (отсрочки) исполнения судебного акта арбитражного суда либо без серьезных к тому оснований, систематические отсрочки одного и того же судебного акта либо предоставление ее на длительное время, без соблюдения баланса интересов должника и взыскателя колеблет законную силу судебного решения и лишает взыскателя возможности реализовать свои права, а потому не может считаться законным и обоснованным в контексте защиты нарушенных прав и свобод.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения заявления обстоятельства, арбитражный суд считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78-18427/2018 сроком до 30 декабря 2021 года (с учетом установленного конкурсной документацией срока выполнения работ по контракту).
Суд признает данный период отсрочки исполнения решения разумным, обеспечивающим соблюдение взаимных интересов и баланса прав взыскателя и должника, учитывая, что заместитель прокурора в рассматриваемом случае выступает от имени неопределенного круга лиц (граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц), а также принимая во внимание, что Администрация предпринимает соответствующие действия по представлению сведений в отношении спорных сельских поселений в орган кадастрового учета.
Установленный период предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения (до 30 декабря 2021 года) суд полагает необходимым для уточнения границ земельных участков и проведения землеустроительных работ, поскольку денежные средства на их проведение уже включены в бюджет муниципального района на 2021 год, начата процедура закупки (открытый конкурс на проведение работ по описанию местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон сельских поселений).
Необходимости и наличия оснований для отсрочки исполнения судебного акта до 1 января 2022 года, Администрацией не представлено и документально не подтверждено.
Оценив доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности на основании статьи 71 АПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения судебного акта по делу № А78-18427/2018 имеются, в связи с чем считает необходимым предоставить Администрации отсрочку исполнения решения арбитражного суда до 30 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 184, 185 и 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Предоставить Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН 1057538004809, ИНН 7538000522) отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А7818427/2018 сроком до 30 декабря 2021 года.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с момента принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.С. Сюхунбин
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 17.07.2020 3:09:56
Код доступа к материалам дела вК эолмеук втырдоаннан Сомю хвуинбдиен ( Еhлtеtpна:/ С/kеaрdге.еaвrнbаitr.ru)
Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)
Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)
Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)
Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)
Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)
Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)