ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-18427/18 от 27.05.2021 АС Забайкальского края





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чита Дело № А78-18427/2018  03 июня 2021 года 

Резолютивная часть определения объявлена 27 мая 2021 года.  Определение в полном объеме изготовлено 03 июня 2021 года. 

Арбитражный суд Забайкальского края 

в составе судьи Сюхунбин Е.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микаелян  Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации  муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН 1057538004809,  ИНН 7538000522) о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда  Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А78-18427/2018 до 01 января 2022  года, 

при участии в деле в качестве взыскателя – первого заместителя прокурора  Забайкальского края, третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования  относительно предмета спора, – Федерального государственного бюджетного учреждения  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), 

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, 

установил:

Первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее – заявитель) обратился  в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к  Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (далее –  Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении  в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная  кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа,  воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или  изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных  зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне  видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной  зоны, об обязании Администрации в срок до 01.07.2019 года предоставить в филиал  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая  палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по  Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом 

[A1]

[A2] акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая  сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и  застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных  участков для каждой территориальной зоны. При участии в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая  палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  (далее – Кадастровая палата). 

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года (т. 1,  л.д. 108-114) заявленные заместителем прокурора требования удовлетворены, суд признал  незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал  Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего  сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила  землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах,  устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов  разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, и  обязал Администрацию представить соответствующие сведения в филиал Кадастровой  палаты. 

Названное решение арбитражного суда в апелляционном порядке не обжаловалось  и вступило в законную силу 5 марта 2019 года. 1 

О месте и времени судебного заседания Администрация, прокуратура, Кадастровая  палата и УФССП России по Забайкальскому краю извещены надлежащим образом в  порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми  уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда  Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии  заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих  представителей в судебное заседание не обеспечили. 

Протокольным определением суда от 27 мая 2021 года уточненные требования  приняты к рассмотрению, дополнительные документы приобщены к материалам дела. 

Рассмотрев материалы дела, в том числе дополнительно представленные  документы, арбитражной суд приходит к следующему. 

Частью 1 статьи 16 АПК Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в  законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов  государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,  должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской  Федерации. 

В соответствии с часть 1 статьи 324 АПК Российской Федерации при наличии  обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший  исполнительный лист, по заявлению должника вправе отсрочить или рассрочить  исполнение судебного акта. 

[A3]

[A4] Из диспозиции названной нормы следует, что отсрочка исполнения решения суда  представляет собой перенесение срока его исполнения, а рассрочка исполнения решения  суда – предоставленную возможность исполнять судебный акт частями в течение  определенного периода времени. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в определении от 18 декабря 2003 года № 467-О, АПК Российской Федерации  и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки,  рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь  устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение  судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать  вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. 

Отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в  исключительных случаях (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 7 октября 2005 года № С1-7/уп-1145). 

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при  рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»,  по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК  Российской Федерации, статьи 358 КАС Российской Федерации и статьи 324 АПК  Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки  исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент  обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником  исполнительного документа в установленный срок. 

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать  баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой  порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и  не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном  производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный  срок. 

В соответствии со статьей 65 АПК Российской Федерации должник обязан не  только обосновать требование о предоставлении отсрочки (рассрочки), но и представить  доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению  судебного акта, а также возможности в результате предоставления отсрочки или  рассрочки исполнить судебный акт к указанному должником сроку либо в установленные  соответствующим графиком сроки. 

В частности, заявление Администрации поселения мотивировано тяжелым  финансовым положением и отсутствием финансовых средств для проведения  необходимых мероприятий по постановке на кадастровый учет территориальных зон и  границ населенных пунктов в целях исполнения решения суда. Лимиты на 2021 год  выделены, работа по разработке документации ведется: получены коммерческие  предложения, приняты решения о подготовке проектов документов территориального  планирования (генеральные планы) и градостроительного зонирования (правила  землепользования и застройки) с описанием территориальных зон и границ населенных  пунктов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. 

Как отмечает должник, для полной разработки документации начата процедура  проведения открытого конкурса в соответствии с положениями Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

В качестве подтверждения возможности исполнить решение суда в заявленный  Администрацией поселения срок (с учетом уточнения) должник представил проект  муниципального контракта на выполнение научно-исследовательской работы  «Прикладные научные исследования с целью подготовки документов для осуществления 

[A5]

[A6] градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский  район», изменения извещения о проведении открытого конкурса для закупки №  0891200000621004670, постановления Администрации муниципального района  «Хилокский район» от 31 марта 2021 года № 163 «О подготовке проектов генеральных  планов сельских поселений «Закультинское», «Бадинское», «Хилогосонское»  муниципального района «Хилокский район» и № 164 «О подготовке проектов правил  землепользования и застройки сельских поселений «Закультинское», «Бадинское»,  «Хилогосонское» муниципального района «Хилокский район». 

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением  Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А7818427/2018 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в  непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом,  документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым  утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о  территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их  количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой  территориальной зоны. Суд обязал Администрацию представить указанные сведения в  филиал Кадастровой палаты (т. 1, л.д. 108-114). 

При рассмотрении дела по существу арбитражным судом было установлено, что с 1  января 2017 года вопросы государственного кадастрового учета недвижимого имущества  регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной  регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). 

В частности, статьей 8 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр  недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости  (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики  объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве  индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и  изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения  границ земельных участков (часть 2). К дополнительным сведениям об объекте  недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов)  органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения,  которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных  ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения,  которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся  в уведомительном порядке (часть 3). 

Согласно пунктам 3-6 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ дополнительными  сведениями об объекте недвижимости являются, в том числе: категория земель, к которой  отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;  вид или виды разрешенного использования земельного участка; сведения о том, что  земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми  условиями использования территории или территории объекта культурного наследия,  включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой  зоны или территории; сведения о том, что земельный участок расположен в границах  особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков. 

В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав  документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый  государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об  утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила  землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление  или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ  территориальных зон. 

[A7]

[A8] Частью 18.1 статьи 32 названного Закона также предусмотрено, что обязательным  приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган  регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8-10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3,  частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме  графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных  зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов  культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат  характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий. 

В свою очередь, в силу статьи 1 Закона № 218-ФЗ землеустройство представляет  собой мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации  рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или)  установлению на местности границ объектов землеустройства; объектами  землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории  муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а  также части указанных территорий и зон. 

Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 утвержден Порядок  описания местоположения границ объектов землеустройства (далее – Порядок № 267), из  пункта 2 которого следует, что о писание местоположения границ объектов  землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного  реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил  землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных  в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных  картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством  документов и сведений. 

Описание местоположения границ объектов землеустройства может  осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости  сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения)  сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый  государственный реестр недвижимости (пункт 5 Порядка № 267). 

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства  составляется карта (план) объекта землеустройства (пункт 8 Порядка № 267). 

Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по  описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в  землеустроительное дело (пункт 9 Порядка № 267). 

Таким образом, для направления в Кадастровую палату сведений о  территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их  количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой  территориальной зоны орган местного самоуправления должен провести  соответствующие землеустроительные работы по описанию и определению границ таких  объектов землеустройства (в случае, если фактически такие работы не были проведены  ранее). 

Администрация поселения в своем заявлении о предоставлении отсрочки  указывает, что для исполнения обязанности по направлению в Кадастровую палату  документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым  утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о  территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их  количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой  территориальной зоны, необходимо проведение землеустроительных работ в целях  внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения  «Хилогосонское» и дальнейшей постановки на кадастровый учет зон и территорий,  входящих в названное поселение. 

В обоснование своих доводов должник ссылается на то, что на 2021 год лимиты 

[A9]

[A10] для проведения данных работ выделены, однако Администрация поселения не может в  установленный судом срок исполнить решение суда в связи с тем, что Администрацией  района ведется работа по разработке конкурсной документации. 

Так, согласно письму Администрации муниципального района «Хилокский район»  от 4 февраля 2021 года № 317 (т. 2, л.д. 41) решением Совета муниципального района  «Хилокский район» от 29 декабря 2020 года № 29.240 «О бюджете муниципального  района «Хилокский район» на 2021 год и плановый период 2021-2022 годы»  предусмотрены расходы на финансирование муниципальной программы  «Территориальное развитие муниципального района «Хилокский район» на 2018-2022  годы» по подпрограмме «Территориальное планирование и обеспечение  градостроительной деятельности на территории муниципального района «Хилокский  район» по основному мероприятию «Описание территориальных зон поселений  муниципального района «Хилокский район» в размере 1 250 000 рублей. 

Администрацией муниципального района «Хилокский район» также приняты  постановления от 31 марта 2021 года № 163 «О подготовке проектов генеральных планов  сельских поселений «Закультинское», «Бадинское», «Хилогосонское» муниципального  района «Хилокский район» (т. 2, л.д. 45-47) и № 164 «О подготовке проектов правил  землепользования и застройки сельских поселений «Закультинское», «Бадинское»,  «Хилогосонское» муниципального района «Хилокский район» (т. 2, л.д. 48-51) с  описанием территориальных зон и границ населенных пунктов поселения для внесения  изменений сведений в государственный кадастр недвижимости. 

На официальном сайте для размещения заказов в сети Интернет  (http://zakupki.gov.ru) размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса  для закупки № 0891200000621004670, из которых следует, что начальная (максимальна)  цена контракта – 1 400 000 рублей; дата и время начала подачи заявок – значение  соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени  организации, осуществляющей размещение; дата и время окончания подачи заявок –  03.06.2021 07:00; дата подачи окончательных предложений – 09.06.2021; дата и время  рассмотрения и оценки вторых частей заявок – 11.06.2021 18:00. 

В соответствии с техническим заданием на выполнение научно-исследовательской  работы «Прикладные научные исследования с целью подготовки документов для  осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального района  «Хилокский район» сроки выполнения работ по муниципальному контракту – до 20  декабря 2021 года. 

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время объективно существуют  обстоятельства, которые не позволяют должнику исполнить решение Арбитражного суда  Забайкальского края от 4 февраля 2019 года. При этом суд признает наличие реальной  возможности для исполнения судебного акта в 2021 году. 

Согласно выраженной в Постановлении ЕСПЧ от 7 мая 2002 года «Дело «Бурдов  (Burdov) против России» (жалоба № 59498/00) правовой позиции несвоевременное  исполнение судебного решения может быть обосновано наличием определенных  обстоятельств, но отсрочка в исполнении решения не должна вредить сущности права,  гарантированного статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в  соответствии с которой «каждый в случае спора о его гражданских правах и  обязанностях… имеет право на справедливое… разбирательство дела… судом…», а в  системной связи с интерпретацией данной статьи судом не должно создаваться  препятствий для эффективного восстановления в правах путем исполнения судебного  акта, вступившего в законную силу. 

Иными словами, длительное исполнение судебного акта может приобрести форму  нарушения права на справедливое судебное разбирательство, если оно не может быть  оправдано при конкретных обстоятельствах дела. 

[A11]

[A12] Безосновательное предоставление рассрочки (отсрочки) исполнения судебного акта  арбитражного суда либо без серьезных к тому оснований, систематические отсрочки  одного и того же судебного акта либо предоставление ее на длительное время, без  соблюдения баланса интересов должника и взыскателя колеблет законную силу судебного  решения и лишает взыскателя возможности реализовать свои права, а потому не может  считаться законным и обоснованным в контексте защиты нарушенных прав и свобод. 

Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения  заявления обстоятельства, арбитражный суд считает возможным предоставить отсрочку  исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по  делу № А78-18427/2018 сроком до 30 декабря 2021 года (с учетом установленного  конкурсной документацией срока выполнения работ по контракту). 

Суд признает данный период отсрочки исполнения решения разумным,  обеспечивающим соблюдение взаимных интересов и баланса прав взыскателя и должника,  учитывая, что заместитель прокурора в рассматриваемом случае выступает от имени  неопределенного круга лиц (граждан, субъектов предпринимательской деятельности и  других заинтересованных лиц), а также принимая во внимание, что Администрация  предпринимает соответствующие действия по представлению сведений в отношении  спорных сельских поселений в орган кадастрового учета. 

Установленный период предоставления отсрочки исполнения вступившего в  законную силу решения (до 30 декабря 2021 года) суд полагает необходимым для  уточнения границ земельных участков и проведения землеустроительных работ,  поскольку денежные средства на их проведение уже включены в бюджет муниципального  района на 2021 год, начата процедура закупки (открытый конкурс на проведение работ по  описанию местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон сельских  поселений). 

Необходимости и наличия оснований для отсрочки исполнения судебного акта до 1  января 2022 года, Администрацией не представлено и документально не подтверждено. 

Оценив доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности на  основании статьи 71 АПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что  основания для удовлетворения заявления об отсрочке исполнения судебного акта по делу   № А78-18427/2018 имеются, в связи с чем считает необходимым предоставить  Администрации отсрочку исполнения решения арбитражного суда до 30 декабря 2021  года. 

Руководствуясь статьями 184, 185 и 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Предоставить Администрации муниципального образования сельского поселения  «Бадинское» (ОГРН 1057538004809, ИНН 7538000522) отсрочку исполнения решения  Арбитражного суда Забайкальского края от 4 февраля 2019 года по делу № А7818427/2018 сроком до 30 декабря 2021 года. 

На определение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с  момента принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд. 

Судья Е.С. Сюхунбин

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента

Дата 17.07.2020 3:09:56

Код доступа к материалам дела вК эолмеук втырдоаннан Сомю хвуинбдиен ( Еhлtеtpна:/ С/kеaрdге.еaвrнbаitr.ru)


Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)