Арбитражный суд Читинской области
672000 г. Чита, ул. Выставочная, 6
www.сhita.arbitr.ru; E-mail: info@chita.arbitr.ru
г. Чита Дело № А78-192/2006
С2-8/19
28 апреля 2008 года.
Судья Арбитражного суда Читинской области Сизикова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сизиковой С.М.
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Читинской области
о замене ответчика (должника) – Администрации Верхнечитинского сельского округа Муниципального образования «Читинский район» Читинской области на правопреемника – Администрацию сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального образования «Читинский район» Читинской области
При участии:
от заявителя (взыскателя): ФИО1 ведущего юрисконсульта, доверенность от 09.01.2008г. № 3
от ответчика (должника): ФИО2 – главы администрации,
от УФК по Читинской области: ФИО3 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела доверенность от 15.01.2008 г.
от ССП: не было.
установил, что 03.05.2006 года Арбитражным судом Читинской области вынесено решение о взыскании с Администрации Верхнечитинского сельского округа муниципального образования «Читинский район» Читинской области в пользу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области задолженности по страховым взносам в сумме 99.150 рублей.
На основании данного решения, Арбитражным судом Читинской области 05.06.2006 года выдан исполнительный лист № 8875.
Взыскатель, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о замене ответчика (должника) - Администрации Верхнечитинского сельского округа муниципального образования «Читинский район» Читинской области на правопреемника – Администрацию сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального образования «Читинский район» Читинской области.
В судебном заседании представитель взыскателя заявленные требования поддержала.
Читинский отдел ФССП явку представителей не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Представитель УФК по Читинской области пояснил, что в казначействе с 2006 года открыты счета только Администрации сельского поселения «Верх-Читинское» и Управлению по финансам Администрации муниципального района «Читинский район».
Представитель ответчика (должника) сославшись на Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на образование вновь созданных в границах района муниципальных образований – сельских поселений с самостоятельными бюджетами, указал на отсутствие оснований для правопреемства.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, с учетом постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2008 года, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником.
Под реорганизацией, согласно части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа
В соответствии с подпунктом «г» пункта 26 статьи 1 Закона Читинской области от 19.05.2004г. № 552-ЗЧО «Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области» на территории Читинского района Читинской области было образовано муниципальное образование сельское поселение «Верх-Читинское».
При этом, согласно свидетельства о государственной регистрации серии 75 № 000870013 от 30.11.2005 года и Устава сельского поселения «Верх-Читинское» Администрация сельского поселения «Верх-Читинское» является вновь созданным юридическим лицом, а не образованным в порядке реорганизации.
Свидетельство от 22.12.2005 года (т.1 стр. 77) подтверждает включение вновь образованного муниципального образования – сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» Читинской области в Государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.
Законность регистрации вновь образованного юридического лица - Администрации сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» Читинской области подтверждена постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области от 27.07.2006 года по делу № А78-932/2006-С2-27/76, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.12.2006 года.
Согласно пункту 10 статьи. 85 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, законодатель разделил правопреемство органов вновь созданных муниципальных образований:
- как органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
- как юридических лиц по имущественным обязательствам (в части имущественных правоотношений).
Таким образом, если в части исполнения функций органа местного самоуправления правопреемство возникает в силу закона, то в имущественных – в силу передаточного (разделительного) акта.
Согласно абз. 2 п. 4 Правил составления передаточного (разделительного) акта, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 903 от 31.12.2004 года, наделение законом субъекта РФ сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских, сельских поселений не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями.
Исходя из этого, суд считает, что поскольку сельские, поселковые администрации, действовавшие на территории муниципальных районов Читинской области до вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г., являлись структурными подразделениями администрации данного муниципального района (хотя и с правами самостоятельных юридических лиц, но представлявших интересы муниципального района), то имущественные обязательства, возникшие в результате их действий, являлись обязательствами муниципального района, а значит, они не могут передаваться вновь созданным в пределах границ данного района муниципальным образованиям.
Такая позиция соответствует и позиции разработчиков Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г., изложенной в письме председателя Комитета ГД ФС РФ по вопросам местного самоуправления № 320-29/380 от 08.06.2006г.
До 01.01.2006 года заработная плата работникам администраций сельских округов и соответственно, налоги и страховые взносы в фонды, в том числе и в Пенсионный фонд, перечислялись на счета администраций сельских округов Администрацией муниципального района «Читинский район» из средств районного (местного) бюджета.
С 2006 года в силу статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельские поселения имеют свои бюджеты.
Оснований для возложения на бюджеты вновь образованных муниципальных образований - сельских поселений имущественных обязательств, возникших у районных бюджетов в период до 01.01.2006 года у суда нет.
На основании изложенного, довод взыскателя о том, что Администрация сельского поселения «Верх-Читинское» является правопреемником по обязательствам Администрации Верхнечитинского сельского округа на основании Постановления Главы администрации муниципального района «Читинский район» № 1278 от 31.08.2005г. «О перенаименовании (преобразовании) администраций сельских и городских округов Читинского района Читинской области» подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления о замене ответчика (должника) – Администрации Верхнечитинского сельского округа муниципального образования «Читинский район» Читинской области на правопреемника – Администрацию сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» Читинской области - Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области отказать.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд.