ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-2461/17 от 17.09.2020 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул.Выставочная, 6

http://www.chitarbitr.ru: е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чита                                                                                                Дело №А78-2461/2017

21 сентября 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 17 сентября 2020 года.

Определение изготовлено в полном объеме сентября 2020 года .

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микаелян Л.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации сельского поселения «Байхорское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Красночикойскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением от 6 ноября 2019 года № 75049/19/30473 в рамках исполнительного производства № 3539/17/75049-ИП, сроком до 31 июля 2021 года,

при участии в деле взыскателя – прокуратуры Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

Первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее – прокурор, взыскатель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения «Байхорское» (далее – Администрация, должник) о признании незаконным бездействия, выразившего в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю (далее – Кадастровая палата) в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, и об обязании представить в Кадастровую палату документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Определением суда от 20 февраля 2017 года (т. 1, л.д. 1-2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кадастровая палата.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2017 года (т. 1, л.д. 56-62) заявленные заместителем прокурора требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, и обязал Администрацию представить соответствующие сведения в филиал Кадастровой палаты.

Названное решение арбитражного суда в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 21 апреля 2017 года.

21 апреля 2017 года Арбитражным судом Забайкальского края выдан исполнительный лист серии ФС 012627737 (т. 1, л.д. 67-70).

На основании данного исполнительного документа в отношении Администрации постановлением судебного пристава-исполнителя Красночикойского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю от 17 мая 2017 года (т. 2, л.д. 92-93) возбуждено исполнительное производство № 3539/17/75049-ИП.

В связи с неисполнением должником в установленный срок требований исполнительного документа с него взыскан исполнительский сбор в минимальном размере – 50 000 рублей, о чем судебным приставом-исполнителем 6 ноября 2019 года вынесено соответствующее постановление № 75049/19/30473 (т. 2, л.д. 94-95).

24 августа 2020 года Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора сроком до 31 июля 2021 года.

Определением суда от 26 августа 2020 года (т. 3, л.д. 88-89) заявление принято к производству, к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее – Служба).

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями, отчетом об отслеживании отправления с сайта Почты России, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определения о принятии заявления к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения заявления. От Администрации и Службы поступили ходатайства о рассмотрении заявления в отсутствие представителей.

Администрация в своем заявлении указывает на необходимость предоставления отсрочки взыскания исполнительского сбора в связи с тяжелым имущественным положением.

Служба, прокуратура и Кадастровая палата письменные отзывы на заявление не представили.

Рассмотрев материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражной суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2017 года (т. 1, л.д. 56-62) заявленные заместителем прокурора требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в филиал Кадастровой палаты в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, и обязал Администрацию представить соответствующие сведения в филиал Кадастровой палаты.

Решение арбитражного суда в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 21 апреля 2017 года.

21 апреля 2017 года Арбитражным судом Забайкальского края выдан исполнительный лист серии ФС 012627737 (т. 1, л.д. 67-70).

На основании данного исполнительного документа в отношении Администрации постановлением судебного пристава-исполнителя Красночикойского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю от 17 мая 2017 года (т. 2, л.д. 92-93) возбуждено исполнительное производство № 3539/17/75049-ИП.

Названным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, также было указано, что в случае неисполнения в установленный срок требований неимущественного характера будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей с должника-организации.

Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником в 2017 году, что Администрацией по существу не оспаривается.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации вынесено требование от 23 октября 2019 года № 75049/19/29064 о предоставлении в 3-дневный срок со дня поступления требования в Красночикойский РОСП информации об исполнении исполнительного листа арбитражного суда с приложением подтверждающих документов.

В этот же день (23 октября 2019 года) названное требование направлено в адрес Администрации по электронной почте.

В связи с неисполнением должником в установленный срок требований исполнительного документа с него взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, о чем судебным приставом-исполнителем 6 ноября 2019 года вынесено соответствующее постановление № 75049/19/30473 (т. 2, л.д. 94-95).

24 августа 2020 года Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора сроком до 31 июля 2021 года.

В соответствии со статьей 324 АПК Российской Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и, в силу закона, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи.

Часть 2 названной статьи предусматривает, что заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 59 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» указано, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 50) также разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 467-О выражена правовая позиция, в соответствии с которой АПК Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта (в рассматриваемом случае исполнительного документа), предоставляя суду возможность, в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии, с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.

В связи с этим, решая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, суд в каждом конкретном случае устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих его взыскание.

В силу статьи 65 АПК Российской Федерации заявитель, ходатайствующий о предоставлении рассрочки взыскания исполнительского сбора, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих его уплату.

Заявление Администрации о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением от 6 ноября 2019 года № 75049/19/30473 в рамках исполнительного производства № 3539/17/75049-ИП, сроком до 31 июля 2021 года, мотивировано тяжелым имущественным положением. Также в заявлении приведены доводы, аналогичные по содержанию с заявлением должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по настоящему делу.

При этом Администрация не представила арбитражному суду доказательств невозможности в настоящее время оплатить в полном объеме назначенный исполнительский сбор (учитывая, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем еще в ноябре 2019 года).

Ссылка должника на отсутствие денежных средств для проведения землеустроительных работ сама по себе (в отсутствие документов финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющих оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения) не свидетельствует о тяжелом материальном положении Администрации и невозможности оплаты исполнительского сбора.

Следовательно, основания для предоставления отсрочки взыскания исполнительского сбора на срок до 31 июля 2021 года у суда отсутствуют, в связи с чем заявление Администрации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 184, 185 и 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления Администрации сельского поселения «Байхорское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением от 6 ноября 2019 года № 75049/19/30473 в рамках исполнительного производства № 3539/17/75049-ИП, сроком до 31 июля 2021 года, отказать.

Определение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               Е.С. Сюхунбин