109/2010-37631(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела к судебному разбирательству
г.Чита | Дело № А78-2666/2010 |
27 мая 2010 года |
Судья Арбитражного суда Забайкальского края Т.Ф. Стремецкая
рассмотрев в предварительном заседании дело по иску исполняющего обязанности прокурора Забайкальского края к Открытому акционерному обществу «Читинская энергосбытовая компания» и Военному комиссариату Ононского района Забайкальского края о признании частично недействительным договора энергоснабжения
при участии
от истца – ФИО1 – прокурора отдела,
от ответчика 1 – ФИО2 – представителя по доверенности от 25.03.2010 г., ФИО3 – представителя по доверенности от 15.03.2010 г.,
от ответчика 2 – не было, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
установил:
Исполняющим обязанности прокурора Забайкальского края заявлен иск о признании недействительным пункта 3.2.2 договора энергоснабжения № 040278, заключенного 26.01.2009 г. между ОАО «Читинская энергосбытовая компания» и Военным комиссариатом Ононского района Забайкальского края.
Договором энергоснабжения № 040278 от 26.01.2009 г. ОАО «Читинская энергосбытовая компания» обязалось осуществлять продажу электроэнергии Военному комиссариату Ононского района Забайкальского края в согласованных объемах и по адресам, указанным в таблице № 1.
При этом в пункте 3.2.2 договора энергоснабжения № 040278 стороны определили одним из прав Поставщика «Приостанавливать исполнение обязательств по настоящему договору путем введения частичного и (или полного) ограничения режима потребления электроэнергии в порядке и в случаях, определенных в соответствии с разделом 5 настоящего договора и законодательства РФ».
Согласно исковому заявлению, пункт 3.2.2 договора энергоснабжения № 040278 нарушает интересы Военного комиссариата Ононского района, поскольку не исключает возможности приостановления (то есть временного прекращения) подачи электроэнергии по основаниям и в порядке, не предусмотренным законом, и может повлечь невозможность выполнения военным комиссариатом возложенных на него задач в сфере обеспечения безопасности общества и государства.
Как указано истцом, договор об оказании услуг энергоснабжения является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом, иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий истребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской
Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пл. 1, 2, 4 ст. 426 ГК РФ).
Согласно статье 548 Г К РФ к оспариваемому договору применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотренные в отношении договоров энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, эпергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ (для договора энергоснабжения - при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты потребленной энергии), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Как предусмотрено статьей 2 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» отношения, связанные с деятельностью в области энергоснабжения, регулируются кроме Конституции Российской Федерации, закона об электроэнергетике, также правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статьям 1, 4 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
В соответствии со статьей 12 названного Закона РФ средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации, в том числе с Указами Президента Российской Федерации.
Государственное регулирование в области электроэнергетики согласно статьям 80, 90 Конституции Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ и другими компетентными органами.
Вместе с тем, в силу п.п. 1, 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 23.11.1995 года № 1173 запрещается ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Нарушения данных положений считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ одним из видов федеральной государственной службы в Российской Федерации является военная служба. Также, согласно статье 6 указанною ФЗ РФ военная служба - вид федеральной государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 года № 1132, в пункте 4 определено, что военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Основными задачами военного комиссариата являются, в том числе, выполнение задач территориальной обороны по решению командующих войсками военных округов; обеспечение круглосуточной готовности военных комиссариатов к приему по средствам связи телеграммы «Мобилизационная».
Также, согласно пункту 18 указанного Положения материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на эти цели.
неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией при отсутствии у Потребителя установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств, являются недействительными в силу статьи 168 ГК РФ как противоречащие вышеуказанным нормам действующего законодательства.
В силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительность прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной се части.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно Приложению № 1, а также в договоры энергоснабжения согласно Приложению № 3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федеральною бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органв исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Согласно Приложению № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 года № 364 эпергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
В связи с этим к оспариваемому договору применяются установленные приложением постановления Правительства РФ от 29.05.2002 года № 364 особые условия поставки электрической энергии.
Военный комиссариат Ононского района относится к объектам, на которые распространяется действие Указа Президента РФ от 23.J J. 1995 года № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», следовательно, любое ограничение или прекращение обеспечения услугами энергоснабжения военного комиссариата определяется федеральным законодательством как действие, нарушающее безопасность государства.
Как указано истцом, на основании изложенного условия пп. а п. 3.2.2. договора, предусматривающие право поставщика приостанавливать исполнение обязательств но договору путем введения частичного (или полного) ограничения режима потребления электроэнергии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Потребителем обязательств по оплате потребленной электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией при отсутствии у Потребителя установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств, являются недействительными в силу статьи 268 ГК РФ, как противоречащие вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Представитель истца в предварительном заседании 20.05.2010 г. поддержала исковые требования.
Ответчик ОАО «Читинская энергосбытовая компания» отклонил исковые требования, указав в отзыве на иск, что ограничение или прекращение отпуска топливно- энергетических ресурсов предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при буквальной трактовке п. 1 Указа Президента РФ № 1173, является нарушением безопасности государства, а не нарушением закона. Поэтому по указанному основанию сделка, совершенная между ОАО Читинская энергосбытовая компания и Военным комиссариатом Ононского района признана недействительной быть не может.
Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков...», т.е. подзаконный акт, изданный после Указа Президента РФ № 1173, не противоречит указанному Указу, поскольку согласно пункту 168 Постановления № 530 от 31.08.2006 года, «в отношении потребителей, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы безопасности государства, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень таких организаций зафиксирован в Приложении №6 к указанному Постановлению Правительства РФ.
В Приложении № 6 отсутствуют такие объекты, как военные комиссариаты. Стороны свободны в заключении договоров в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Обязательства сторон по заключенному договору энергоснабжения регулируются нормами §6 Гражданского кодекса.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса установлено: «к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное».
Порядок введения на объекты потребителей режима ограничения энергоснабжения установлен положениями Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года. Положения Указа Президента РФ № 1173 от 23.11.1995 года такого порядка не содержат.
Учитывая, что п.3.2.2. договора энергоснабжения № 040278 от 26.01.2009 года не противоречит нормам Гражданского кодекса, Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ, Постановления Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года
«Об утверждении Правил функционирования розничных...», считаем требования и.о. прокурора Забайкальского края незаконными.
При этом ответчиком указано, что с 01.01.2010 года во исполнение Распоряжения Правительства РФ № НР-78-Р от 02.02.2010 года, плательщиком за потребленную подведомственными МО РФ организациями электрическую энергию на территории Забайкальского края является ОАО «Оборонэнергосбыт», таким образом, РФ, самостоятельно проявлена необходимая степень озабоченности о безопасности государства. В связи с указанным обстоятельством, договор энергоснабжения № 040278 от 26.01.2009 года сторонами расторгнут с 01.01.2010 года.
Ответчик Военный комиссариат Ононского района явку представителя не обеспечил, указав в отзыве на иск, что на основании Директивы МО РФ № 79 Отдел военного комиссариата Забайкальского края по Ононскому району является обособленным подразделением военного комиссариата Забайкальского края и не может осуществлять сделки от имени юридического лица.
После объявленного судом перерыва, в предварительном заседании 27.05.2010 г. представитель истца поддержала исковые требования.
Ответчики явку представителей не обеспечили.
На основании ст.156 АПК РФ дело в предварительном заседании рассматривалось в отсутствие неявившихся ответчиков.
Заслушав представителя истца и исследуя материалы дела, суд находит необходимым назначить дело к судебному разбирательству в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.136, 137, 156 АПК РФ, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 16 час. 29 июня 2010 года.
Истцу уточнить исковые требования со ссылкой на нормы права с учетом заявлений ответчиков, обеспечить явку представителя.
Ответчикам обеспечить явку представителя.
Судья - | Т.Ф.Стремецкая |
2 А78-2666/2010
3 А78-2666/2010
4 А78-2666/2010
5 А78-2666/2010