ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-2806/10 от 22.04.2010 АС Забайкальского края

22/2010-28916(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии предварительных обеспечительных мер

г.Чита

Дело №А78-2806/2010

22 апреля 2010 года

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Н.В. Ломако

рассмотрел в помещение арбитражного суда по адресу: г. Чита, ул. Выставочная, 6 заявление и приложенные к нему документы Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение имущественных интересов ОАО «ТГК-14» до предъявления в суд заявления о признании недействительным требования № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г.

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» (далее – ОАО «ТГК-14») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде приостановления действия принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам №4 требования № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г. и запрещении налоговым органам, а также иным третьим лицам совершать действия, направленные на применение предусмотренных законодательством (ст.46, 47, 76, 77 НК РФ и др.) обеспечительных мер и мер принудительного взыскания (в том числе за счет денежных средств и иного имущества) сумм налогов, пени и штрафов, указанных в требовании № 13А об уплате налога, сбора, пени и штрафа, принятом Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 до вступления в законную силу судебного акта о признании недействительным принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 требования № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г.

Заявитель указывает на то, что Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 по итогам выездной налоговой проверки в отношении ОАО «ТГК-14» вынесено решение № 03-123/252 от 27.11.2009г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы утверждено ФНС России. Решением № 03-123/252 от 27.11.2009г. Обществу доначислена сумма в размере 665 865 210 рублей.

На основании решения № 03-123/252 от 27.11.2009г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом почтой в адрес ОАО «ТГК-14» направлено требование № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г. с предложением уплатить указанные в нем платежи в общей сумме 199 817 098 рублей в течение 10 календарных дней с момента получения требования.


Подача заявления о принятии предварительных обеспечительных мер обусловлена тем, что ОАО «ТГК-14», готовящее в настоящее время в суд заявление о признании недействительным требования № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г., территориально отдалено от г.Москвы, в котором находится Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4. А также в связи с тем, что основное имущество и расчетные счета, используемые ОАО «ТГК-14» для осуществления текущей деятельности, находятся по месту расположения Общества в г.Чите.

Заявитель в качестве основания применения предварительных обеспечительных мер указывает на то, что непринятие этих мер позволит налоговому органу произвести процедуру принудительного бесспорного взыскания, что причинит ОАО «ТГК-14» значительный ущерб и затруднит или сделать невозможным исполнение судебного акта.

В качестве доказательств возможного причинения значительного ущерба заявитель приводит следующие доводы.

ОАО "ТГК-14" является основной генерирующей компанией, осуществляющей свою деятельность на территории двух субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа: Забайкальский край и Республика Бурятия.

Основными видами деятельности Общества являются: производство электрической энергии; производство, передача и сбыт тепловой энергии.

По состоянию на 01.03.2010г. общее количество потребителей тепловой энергии составляет 194 082, из них 188 790 потребителей – население, и только 5 292 - юридические лица, в том числе финансируемые за счет бюджетов разных уровней (см. "Справку ОАО "ТГК-14" по заключенным договорам теплоснабжения в Забайкальском крае: крупные потребители и объекты социального значения"; "Справку ОАО "ТГК-14" по заключенным договорам теплоснабжения в Республике Бурятия: крупные потребители и объекты социального значения").

Согласно справки ОАО "ТГК-14" "Информация об остатках денежных средств на расчетных счетах по состоянию на 15.03.2010г." за исх.№ФО-14 от 17.03.2010г. и справок об остатках денежных средств на счете (счетах) организации по состоянию на 15.03.2010г., выданных банками, остаток денежных средств на счетах Общества, используемых для осуществления текущей производственной деятельности, составляет 55 665 334,39 рублей. Недостаточность денежных средств на счетах обуславливается установленными Обществу тарифами (ОАО "ТГК-14" не имеет возможности самостоятельно регулировать свои доходы, поскольку тарифы на данные виды деятельности являются государственно регулируемыми на основании Федерального закона РФ №41-ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ») и наличием дебиторской задолженности, которая объясняется, прежде всего, субъектным составом потребителей.

Общая сумма дебиторской задолженности потребителей перед Обществом на 01.03.2010г. составляет 968 454 000,00 рублей, при этом в соответствии со стр. 010 Отчета о прибылях и убытках за 12 месяцев 2009 года среднемесячная выручка Общества от реализации товаров, работ и услуг составляла в 2009 году 553,746млн. рублей (6 644,962 млн.руб./12).

Таким образом, размер дебиторской задолженности фактически сопоставим с двухмесячной среднемесячной выручкой Общества, что свидетельствует о затруднениях, испытываемых Обществом с наличием оборотных средств для осуществления текущей деятельности.

При таких обстоятельствах, в случае бесспорного списания налоговым органом оспариваемой Обществом суммы, ОАО "ТГК-14" будет не в состоянии исполнять свои обязательства по заключенным гражданско-правовым договорам и иным обязательствам, в результате чего у Общества не только возникнет обязанность по уплате санкций за нарушение гражданско-правовых и иных обязательств, но и вообще возможность


осуществления Обществом своей основной производственной деятельности будет поставлена под угрозу.

Для выполнения своей основной деятельности (производство электрической энергии; производство, передача и сбыт тепловой энергии) Общество закупает топливо. Без наличия топлива Общество не сможет обеспечивать оба региона (республика Бурятия и Забайкальский край) теплом.

В силу климатических условий отопительный сезон длится в регионах до середины мая, что подтверждается письмом Министерства территориального развития Забайкальского края (исх.№Б/1246 от 17.03.2010г.), согласно которому в соответствии с п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и п.4 ч.1 ст.16 ФЗ РФ от 06.10.03г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сроки начала и окончания отопительного сезона определяются органами местного самоуправления.

О продолжающемся отопительном сезоне свидетельствуют справки о температуре воздуха, выданные ГУ "Читинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (исх.№20/1 от 18.03.2010г.), согласно которой среднесуточная температура в марте 2010 года составила -18*С; ГУ "Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (исх.№6-17/688 от 18.03.2010г.), согласно которой среднесуточная температура в марте 2010 года составила -16,9*С.

В связи с продолжающимся отопительным сезоном ОАО "ТГК-14" обязано закупать и поддерживать нормативные запасы топлива. На сегодняшний день основными поставщиками угля являются: ОАО "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" (ОАО "СУЭК"), поставляющая уголь в адрес ОАО "ТГК-14" на основании договоров №СУЭК-08/1086с/ЧЭК-09-035, №СУЭК-08/1087с/ЧГ-09-036, №СУЭК-08/1088с/ГБ-09- 034, №СУЭК-08/1089с/УУЭК-09-033 и ОАО "СибУР" (ОАО "СУЭК"), поставляющая уголь в адрес ОАО "ТГК-14" на основании Договора на поставку угля от 25.01.2010г.

По состоянию на 11.03.2010г. общая задолженность по договорам, заключенным с ОАО "СУЭК", составляла 387 533 903,14 рублей, о чем свидетельствует претензия за исх.№04-4-1/2873 от 12.03.2010г., направленная ОАО "СУЭК" в адрес ОАО "ТГК-14".

По состоянию на 18.03.2010г. задолженность ОАО "ТГК-14" по договору, заключенному с ОАО "СибУР" (ОАО "СУЭК") составляла 57 256 480,18 рублей.

Соответственно, в случае дальнейшего неисполнения ОАО "ТГК-14" обязательств по оплате (что случится при обращении налоговым органом взыскания к расчетным счетам) помимо уже начисленных процентов по ст.395 ГК РФ за несвоевременное исполнение обязательств, Обществу будут и дальше начисляться проценты на сумму задолженности по ст.395 ГК РФ, что ежемесячно составит порядка 2 745 031.82 рублей (387 533 903.14*8.5%/12).

Более того, в соответствии с пунктами 7.3 всех указанных выше договоров (как по ОАО "СУЭК", так и по ОАО "СибУР"), при нарушении одной из сторон условий договоров, другая сторона обязана уведомить о таком нарушении, при дальнейшем неисполнении обязательств другой стороной, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Соответственно, в случае бесспорного взыскания сумм налогов, штрафов и пени в указанном выше размере, ОАО "ТГК-14" не сможет выполнить обязательства по оплате топлива, вследствие чего помимо причинения Обществу ущерба в виде начисления процентов по ст.395 ГК РФ, контрагенты смогут прибегнуть к расторжению договоров в одностороннем порядке, следовательно, под угрозу ставится осуществление Обществом своей основной производственной деятельности, а, значит и возможность исполнять свои обязательства перед потребителями; кроме того, сбои в деятельности приведут к недополучению Обществом доходов, а также соответствующими бюджетами - налоговых


отчислений, которые Общество производило бы при нормальной хозяйственной деятельности.

В ситуации дефицита денежных средств, получаемых от основной деятельности, в целях недопущения срыва отопительного сезона, ОАО "ТГК-14" вынуждено прибегать к кредитованию.

В соответствии со справкой "Кредитный портфель ОАО "ТГК-14" по состоянию на 22.03.2010г." размер ссудной задолженности Общества на текущую дату составляет 900 000 000,00 рублей.

Вся эта сумма была привлечена Обществом в первом квартале 2010 года, при этом в этом же периоде (1 квартал 2010 года) Общество направило 847,700 млн. рублей в счет уплаты кредитов, срок возврата которых наступал в 1 квартале 2010 года.

За пользование кредитными ресурсами Общество обязано уплачивать проценты, что составляет 9 105 507,00 рублей в месяц по договорам №032/2010 от 15.03.2010г., №033/2010 от 15.03.2010г., №025/2010 от 27.02.2010г., №001/2010 от 19.01.2010г.

Таким образом, ОАО "ТГК-14" фактически осуществляет свою деятельность за счет заемных источников, в связи с чем, в случае бесспорного взыскания предъявленной к уплате суммы, источником для взыскания будут, прежде всего, кредитные ресурсы ОАО "ТГК-14", а оборотных средств для осуществления текущей производственной деятельности у Общества не останется.

Заявитель указывает, что бесспорное взыскание доначисленных сумм налогов, штрафов и пени в указанном размере не позволит ОАО «ТГК-14» своевременно исполнять обязанности по оплате труда работников.

В соответствии со справкой о численности персонала ОАО «ТГК-14» по состоянию на 01.03.2010г. общая численность работающих составляет 5 619 человек, заработная плата которых, согласно справки «Сведения о заработной плате за январь-март 2010 года» составила в январе 2010г. – 128 523 000 руб., в феврале 2010г. – 128 902 000 руб., в марте 2010г. – 118 667 000 руб., что в 1,8 раза меньше суммы, предъявленной налоговым органом к единовременной уплате.

Таким образом, принудительное бесспорное взыскание предъявленной к уплате суммы повлечет за собой невозможность выплаты заработной платы в установленный срок, что в свою очередь повлечет начисление в пользу работников денежной компенсации.

Принудительное бесспорное взыскание налоговым органом предъявленной к уплате суммы повлечет за собой невозможность исполнения Инвестиционной программы, в целях обеспечения реализации которой ОАО «ТГК-14» было заключено Соглашение акционеров от 23.06.2008г. между ОАО «ЕЭС России», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» и ООО «Энергопромсбыт».

В заявлении в качестве доказательств затруднения или невозможности исполнения судебного акта заявитель приводит следующие доводы.

Бесспорное взыскание денежных средств со счетов Общества и зачисление их в бюджет до момента разрешения судом спора по существу затруднит исполнение судебного акта в случае признания оспариваемого требования недействительным, так как установленная статьей 79 НК РФ процедура возврата из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей продолжительна и затруднительна.

В силу принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ) и иммунитета бюджета (статья 239 БК РФ), а также требования об исполнении бюджетов по расходам в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования (статья 219 БК РФ) возврат взысканных сумм налога и пеней осуществляется в течении длительного времени, то есть возврат взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (в случае вынесения решения в пользу налогоплательщика) не сможет быть осуществлен незамедлительно.


В заявлении о принятии предварительных обеспечительных мер ОАО «ТГК-14» указывает, что в случае, если суд признает требования налогового органа законными и обоснованными, налоговый орган будет иметь возможность взыскать указанные в требовании суммы.

Кроме того, ОАО «ТГК-14» заключен договор о предоставлении поручительства № 51-03/2010 от 30.03.2010г. с ООО "Энергопромсбыт", согласно которому в случае вынесения судебного акта не в пользу ОАО "ТГК-14" ООО «Энергопромсбыт» готово нести солидарную ответственность по доначисленной Обществу сумме.

Договор заключен в пользу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4 и является средством обеспечения интересов налогового органа в порядке ст. 430 ГК РФ, согласно которой договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу, что полностью соответствует правоприменительной практике.

В подтверждение исполнения взятого на себя поручительства ООО "Энергопромсбыт" предоставило следующие документы: выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Устав. Данные документы подтверждают факт регистрации ООО "Энергопромсбыт" в качестве юридического лица и его надлежащую постановку на налоговый учет; документы в подтверждение полномочий Генерального директора ООО "Энергопромсбыт"; справку, выданную ОАО "Регистратор Р.О.С.Т.", в соответствии с которой ООО "Энергопромсбыт" зарегистрировано в системе ведения реестра и имеет на своем лицевом счете акции, стоимость которых подтверждается справкой, выданной ЗАО "ММВБ"; выписки со счетов в банках о наличии остатков денежных средств.

Заявитель указывает, что ОАО "ТГК-14" всегда являлось добросовестным налогоплательщиком, своевременно исполняющим обязанности по уплате текущих налогов, подтверждением чего являются справка №174372 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.12.2009г. по налогам, администрируемым Межрайонной ИФНС России №2 по г.Чите; справка №12838 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.02.2010г.; справка №13047 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 11.03.2010г. Соответственно, если суд признает требование налогового органа законным и обоснованным, основания полагать, что ОАО "ТГК-14" будет уклоняться либо будет не в состоянии исполнить свои налоговые обязательства, отсутствуют.

В заявлении о принятии предварительных обеспечительных мер ОАО «ТГК-14» указывает, что уплата налогов - это исполнение обязанности перед государством. В свою очередь, энергообеспечение и теплообеспечение являются стратегически важными отраслями Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 26.03.2003г. №35- Ф3 электроэнергетика и выработка тепловой энергии являются основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. При этом согласно ст.6 данного закона общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики.

Исследовав заявление и представленные с ним документы, суд установил следующие обстоятельства.

На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» зарегистрировано в качестве юридического лица под основным государственным


регистрирующим номером 1047550031242 по юридическому адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Лазо, дом 1.

Видами деятельности общества являются производство электроэнергии и тепловой энергии тепловыми электростанциями, передача и распределение электроэнергии и тепловой энергии, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций, другие виды дополнительной деятельности.

Согласно уведомлению Федеральной службы по тарифам № ДС-1793/13 от 18.04.2005г. ОАО «ТГК-14» признано субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передачи тепловой энергии и приказом ФТС России от 11.04.2005г. № 131-э включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Как крупнейший налогоплательщик ОАО «ТГК-14», состоящий на учете по месту своего нахождения в Межрайонной ИФНС России № 2 по г.Чите, 29.06.2006г. поставлен на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

На основании решения от 27.11.2009г. № 03-1-23/252 Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4, находящейся по адресу: г. Москва, Орликов переулок, д.3, строение 1, ОАО «ТГК-14» выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №13А от 04.03.2010г., которым обществу предложено в течение 10 календарных дней с момента получения требования уплатить в бюджет налог на прибыль организаций, водный налог, транспортный налог, пени, штрафы в общей сумме 199 817 098 руб.

Решением № 24508 от 15.04.2010г. Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите в связи с неисполнением требования № 13А от 04.03.2010г. приостановлены операции по счетам налогоплательщика в Читинском ОСБ № 8600, к расчетным счетам выставлены инкассовые поручения.

ОАО «ТГК-14» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в связи с подготовкой заявления о признании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13А по состоянию на 04.03.2010г. недействительным. Заявитель мотивировал свое обращение в Арбитражный суд Забайкальского края необходимостью эффективной реализации своего права на обеспечительные меры по заявляемому требованию.

В соответствии с частью 3 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об обеспечении имущественных интересов подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя.

В силу разъяснений данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Информационного письма от 07.07.2004г. № 78 «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер» при выборе компетентного арбитражного суда в соответствии с частью 3 статьи 99 АПК РФ следует учитывать, в частности, характер обеспечиваемого требования, вид истребуемой меры, ее исполнимость в рамках компетенции данного суда, а также период времени, необходимый для реализации ходатайства о предварительных обеспечительных мерах в ином компетентном суде.

Обращение в суд по месту нахождения заявителя допускается нормой части 3 статьи 99 АПК РФ, предусматривающей альтернативную подсудность, заявитель вправе самостоятельно выбирать арбитражный суд для обращения с ходатайством о применении предварительных обеспечительных мер.


В соответствии с Уставом ОАО «ТГК-14», свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе местонахождением общества является адрес юридической регистрации – Забайкальский край, г. Чита, ул. Лазо, дом 1.

Из свидетельств о государственной регистрации права, выданных ГУ ФРС по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу следует, что ОАО «ТКГ-14» имеет в собственности Энергетические Производственно-Технологические комплексы, другие объекты недвижимости, расположенные в г.Чите, Борзинском, Приаргунском районах Забайкальского края, в Республике Бурятии.

Согласно справке Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите № 07/43/010694 от 19.03.2010г. ОАО «ТГК-14» открыты 35 расчетных счетов, в кредитных организациях на территории г. Читы и Республики Бурятия.

Таким образом, из фактических обстоятельств следует, что принудительное бесспорное взыскание налоговым органом обязательных платежей, указанных к уплате в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13А по состоянию на 04.03.2010г. подлежит исполнению по месту нахождения налогоплательщика, то есть на территории Забайкальского края либо Республики Бурятия. Следовательно, обращение заявителя с ходатайством о принятии предварительных обеспечительных мер в арбитражный суд по месту своего нахождения способствует быстрому и эффективному обеспечению имущественных требований.

С учетом установленных обстоятельств, на основании части 3 статьи 99 АПК РФ, Арбитражный суд Забайкальского края признает себя компетентным по рассмотрению заявленного ОАО «ТГК-14» ходатайства о принятии предварительных обеспечительных мер.

По существу заявленного ходатайства о применении предварительных обеспечительных мер суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Частью 1 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.

Согласно части 2 статьи 99 АПК РФ предварительные обеспечительные меры принимаются арбитражным судом по правилам, предусмотренным главой 8, с особенностями, установленными настоящей статьей.

Из смысла разъяснений данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 07.07.2004г. № 78 «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер» заявление стороны о применении предварительных обеспечительных мер признается обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив в совокупности изложенные ОАО «ТГК-14» доводы и представленные в доказательство их документы, суд полагает их достаточными для обоснования необходимости принятия предварительных обеспечительных мер в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Представленными суду документами подтверждаются доводы ОАО «ТГК-14» о том, что, являясь монополистом по производству, передаче и распределению электроэнергии и


тепловой энергии тепловыми электростанциями, общество осуществляет крупные денежные обороты в целях поддержания производственной деятельности, исполнения своих гражданско-правовых, налоговых и трудовых обязательств.

Согласно справки о движении денежных средств за март-апрель 2010г. ОАО «ТГК- 14» общество за март 2010г. получило выручки от операционной деятельности в размере 1 266 925 000 руб. и привлекло кредитных средств в сумме 555 000 руб. За этот же период обществом израсходовано на топливо, покупную энергию, материалы на ремонт и эксплуатацию, услуги производственного характера, заработную плату (без НДФЛ), налоги, финансовую деятельность, в том числе гашение кредитов денежных средств в сумме 1 798 029 000 руб.

Из указанной справки усматривается, что расходы общества, необходимые для осуществления производственной деятельности на 531 104 000 руб. превышают доходы, полученные обществом от своей производственной деятельности. Следовательно, денежные средства в размере 78 277 000 руб., оставшиеся на конец марта 2010г., сложились из кредитных средств, полученных в марте и остатка денежных средств в размере 54 381 000 руб., имевшегося у общества на начало марта 2010г., который, согласно пояснениям, также является кредитным.

Обстоятельство того, что расходы общества превышают его доходы подтверждается представленными ведомостями оборотов по счетам клиента, открытых в Читинском ОСБ №8600. Согласно ведомости оборотов по счету 40702810774000104195, который согласно пояснений заявителя (пункт «в» стр.12 ходатайства) является основным расчетным счетом, в январе 2010г. списано со счета 904 614 003,61 руб., поступило на счет 864 215 500,19 руб., в феврале 2010г. списано со счета 1 433 464 398,69 руб., поступило на счет 1 391 469 891,76 руб.

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009 года также свидетельствует о том, что производственная деятельность ОАО «ТГК-14» осуществляется, в том числе, за счет имеющихся свободных в обороте денежных средств, поскольку по строке 260 баланса размер денежных средств на начало отчетного периода составляет 4 409 584 руб., на конец отчетного периода – 2 717 599 руб.

Согласно справок банков, в которых открыты расчетные счета ОАО «ТГК-14», по состоянию на 15.03.2010г. общий остаток денежных средств общества составляет 55 665 334,39 руб.

Одной из причин, по которой расходы общества превышают его доходы, является низкая платежеспособность населения и юридических лиц, финансируемых из бюджетов различных уровней.

Из приложения к бухгалтерскому балансу за 2009 год следует, что на конец года дебиторская задолженность общества составляла 2 499 146 000 руб., а из сведений заявителя по состоянию на 01.03.2010г. дебиторская задолженность составляет 968 454 000 руб. Несмотря на это, ОАО «ТГК-14» продолжает обеспечивать всех потребителей электрической и тепловой энергией.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом ОАО «ТГК-14», что в случае бесспорного принудительного взыскания налоговым органом сумм, указанных в выставленном требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, оно не сможет в полном объеме исполнять свои обязательства по гражданско-правовым договорам, в том числе на поставку топлива, что приведет к начислению санкций. Исполнение обязанностей работодателя, предусмотренных трудовым законодательством, и обязанностей налогоплательщика по уплате текущих налоговых платежей также будет проблематичным, что приведет к начислению компенсационных выплат и налоговых санкций, в связи с чем, обществу будет нанесен ущерб, влияющий на его способность осуществлять основную производственную деятельность.

Из представленных суду документов следует, что в целях пополнения оборотных средств, необходимых для осуществления основной производственной деятельности


ОАО «ТГК-14», в первом квартале 2010г. обществом были заключены кредитные договоры, по условиям которых за пользование кредитом установлена процентная ставка средний размер которой составляет 11,91%.

По условиям договоров в случае несвоевременной уплаты заемщиком процентов по кредитам подлежит начислению неустойка от 23,70% до 23,90% на подлежащую уплате сумму.

Учитывая недостаток собственных оборотных средств, являющийся результатом превышения расходов над доходами от производственной деятельности, суд соглашается с доводом заявителя, что в случае осуществлении налоговым органом бесспорного принудительного взыскания из оборота общества будут изъяты кредитные ресурсы, за которые им уплачиваются банковские проценты в размере 11,91%. А в случае последующего признания судом недействительным требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа, влекущего признание незаконной всей процедуры принудительного взыскания, налогоплательщику на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат уплате проценты на сумму излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, исчисленные исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая на текущий момент составляет 8,25%.

Таким образом, налогоплательщик понесет убытки в виде суммы процентов, определяемой как разница между ставками, установленными кредитными договорами и ставкой, предусмотренной статьей 79 НК РФ. По расчетам ОАО «ТГК-14» такой убыток составит сумму около 609 442,15 руб. ежемесячно.

Из представленного суду Соглашения акционеров от 23.06.2008г. усматривается, что ОАО «ТГК-14» осуществляется реализация Инвестиционной программы, для целей которой открыт счет в ОАО «ТрансКредитБанке». В соответствии с дополнительными соглашениями №4 и№5 от 19.08.2009г. к договору банковского счета в валюте РФ № 1617 от 26.04.2009г. общество обязуется поддерживать на счете остаток денежных средств, за что банк выплачивает ему проценту (13,75% и 13,40% годовых соответственно). По условиям соглашений в случае не сохранения обществом остатка денежных средств (который возникнет при обращении налоговым органом взыскания на данный счет), ОАО «ТГК-14» потеряет уже начисленные банком проценты размере 201,161 млн. руб. и не получит подлежащие начислению проценты в сумме 119,415 млн. руб.

Дана сумма возможных к потери процентов несопоставима с процентами, которые могут подлежать выплате обществу по статье 79 НК РФ, в случае если судебным актом будет признано недействительным требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым налоговый орган начал процедуру бесспорного принудительного взыскания.

Суд полагает, что возможность возникновения указанных обстоятельств нарушает баланс интересов сторон.

Учитывая изложенные судом оценки доводов заявителя и представленных в доказательство их документов, суд полагает, что ОАО «ТГК-14» представлены доказательства того, что принудительное бесспорное взыскании по требованию № 13А об уплате налога, сбора, пени, штраф по состоянию на 04.03.2010г., законность и обоснованность которого будет оспариваться заявителем в арбитражном суде, может повлечь за собой значительный и невосполнимый ущерб для финансово-хозяйственной деятельности Общества, нарушить баланс интересов налогоплательщика и налогового органа.

В соответствии с частью 4 статьи 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче заявления об обеспечении имущественных интересов заявитель представляет в арбитражный суд документ, подтверждающий произведенное встречное обеспечение в размере указанной в заявлении суммы обеспечения имущественных интересов.


В случае непредставления указанного документа арбитражный суд вправе предложить заявителю предоставить встречное обеспечение в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса и оставляет заявление об обеспечении имущественных интересов без движения по правилам статьи 128 настоящего Кодекса до представления документа, подтверждающего произведенное встречное обеспечение.

В качестве встречного обеспечения имущественных интересов налогового органа при предварительных обеспечительных мерах ОАО «ТГК-14» (Должник) представил договор о предоставлении поручительства № 51-03/2010 от 30.03.2010г., заключенный с ООО Энергопромсбыт» (Поручитель).

Суд не принимает указанный договор в качестве встречного обеспечения, поскольку предметом договора является солидарное исполнение обязательства по уплате в бюджет сумм налогов, пеней и штрафов в случае вступления в силу судебных актов, которыми будет отказано в признании недействительным полностью или в части решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 от 02.11.2009г. № 03-123/252. Следовательно, предмет обеспечения по указанному договору иной, чем по рассматриваемому судом заявлению.

Однако при рассмотрении заявленного ходатайства о принятии предварительных обеспечительных мер, суд учитывает следующие обстоятельства.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 11 Постановления Пленума от 12.10.2006г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в том случае если доказательства, представленные заявителем, подтверждают наличие оснований применения обеспечительных мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, непредоставление заявителем встречного обеспечения при подаче заявления об обеспечительных мерах, в том числе о предварительных обеспечительных мерах, не может служить основанием для отказа в применении таких мер.

Арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 94 и абзацем вторым части 4 статьи 99 АПК РФ вправе самостоятельно оценить необходимость предоставления встречного обеспечения и применить обеспечительные меры с учетом положений, изложенных в пункте 10 настоящего Постановления.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 55 в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.

Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.

В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.

В связи с этим при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:

- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;

- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;

- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;

- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.


Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.

Из представленных суду документов усматривается, что по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13А по состоянию на 04.03.2010 налоговым органом проводится процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налогов, пеней, штрафов.

Статьями 46, 47 НК РФ предусматривается обязанность налогового органа в случае не исполнения в добровольном порядке требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа произвести взыскание за счет денежных средств или имущества налогоплательщика.

Указанные обязанности обеспечиваются правами налогового органа, предоставленными статьями 76, 77 НК РФ в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика и арестом имущества.

Учитывая, что заявитель не согласен с законностью выставленного ему требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13А от 04.03.2010г. и намеривается обжаловать его в судебном порядке, реализуя тем самым право, предоставленное ему статьей 198 АПК РФ, обязанность налогового органа принудительного исполнения обжалуемого ненормативного акта ведет к возможности возникновения нарушения баланса интересов сторон.

Давая оценку доводам и представленным в доказательство их документам заявителя, суд признал их обоснованными и высказался о необходимости применения предварительных обеспечительных мер в целях недопущения причинения заявителю значительного ущерба.

Суд полагает, что при установленных судом обстоятельствах, применение предварительных обеспечительных мер способствует соблюдению баланса интересов заинтересованных сторон, поскольку будет предотвращен ущерб финансово- хозяйственной деятельности заявителя, а возможные потери поступлений бюджета, в связи с принятием обеспечительных мер, подлежат компенсации за счет взыскания с налогоплательщика пеней на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении № 390-О от 06.11.2003г. обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.

А соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта или решения.

В силу разъяснений, данных Президиумом ВАС РФ в пункте 4 Информационного письма от 13.08.2004 №83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2007г. № 83 указывает арбитражным судам на необходимо иметь в виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих


органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Суд полагает, что заявленная ОАО «ТГК-14» предварительная обеспечительная мера соразмерна требованиям, которые предполагает заявить общество.

У суда нет оснований предполагать, что приостановление действия требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13А по состоянию на 04.03.2010г. и запрещение в связи с этим мероприятий принудительного взыскания, может повлечь за собой утрату возможности взыскания с налогоплательщика сумм обязательных платежей, указанных в этом ненормативном акте при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Положение ОАО «ТГК-14» как субъекта естественной монополии, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль, характер производственной деятельности, наличие имущества и объемы оборотов денежных средств по расчетным счетам общества с учетом отсутствия у налогоплательщика в предыдущих налоговых периодах недоимки по налогам, свидетельствуют о том, что при отказе обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13А от 04.03.2010г. налоговый орган не утратит возможность принудительного взыскания сумм обязательных платежей, указанных в требовании № 13А от 04.03.2010г.

Напротив, сохранение платежеспособности общества, недопущение начисления ему неустоек, штрафных санкций, компенсационных выплат, равно как и сохранение возможности получения дополнительного дохода способствует возможности уплаты ОАО «ТГК-14» предъявленных к взысканию налоговых платежей.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявление ОАО «ТГК-14» о принятии предварительных обеспечительных мер.

Руководствуясь статьей 91, 99, 184, 185, частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» о принятии предварительных обеспечительных мер удовлетворить.

До вступления в законную силу судебного акта по делу о признании недействительным принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 требования №13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г. приостановить действие принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам №4 требования №13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010 г.

Запретить налоговым органам, а также третьим лицам совершать действия, направленные на применение предусмотренных законодательством (ст.46, 47, 76, 77 НК РФ и др.) обеспечительных мер и мер принудительного взыскания (в том числе за счет денежных средств и иного имущества) сумм налогов, пени и штрафов, указанных в требовании № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г., принятом Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 до вступления в законную силу судебного акта по делу о признании недействительным принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 требования №13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г.


Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» в течение 14 дней со дня принятия настоящего определения подать в арбитражный суд заявление о признании недействительным требования № 13А об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 04.03.2010г., принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4, уведомив об этом Арбитражный суд Забайкальского края.

Настоящее определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

ФИО1



2 А78-2806/2010

3 А78-2806/2010

4 А78-2806/2010

5 А78-2806/2010

6 А78-2806/2010

7 А78-2806/2010

8 А78-2806/2010

9 А78-2806/2010

10 А78-2806/2010

11 А78-2806/2010

12 А78-2806/2010

13 А78-2806/2010