20/2019-65842(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-389/2019
22 августа 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 16 августа 2019 года
Определение изготовлено в полном объёме 22 августа 2019 года
Судья Арбитражного суда Забайкальского края Е. А. Бронникова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О. В. Гальченко, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края
к Судебному приставу исполнителю Тунгокоченского РОСП
об освобождении администрации от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением службой судебных приставов, полностью, (постановление о взыскании исполнительского сбора от 21.06.2019),
при участии в судебном заседании:
от администрации - не было, извещено,
от первого заместителя прокурора Забайкальского края - не было, извещено, от службы судебных приставов - не было, извещено.
Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в арбитражный суд к администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края, выразившегося в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны; об обязании администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края в срок до 01.08.2019 предоставить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение в вышестоящие инстанции не обжаловалось, вступило в законную силу 27.05.2019.
Рассмотрев материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражной суд приходит к следующему.
В виду того, что должник требования по исполнительному документу в установленный для добровольного исполнения срок не исполнил, судебным приставом- исполнителем Тунгокоченского РОСП ФИО1 21.06.2019 вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должником не оспаривается.
Администрация 18.07.2019 обратилась в арбитражный суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., с указанием на следующее.
Администрацией в 2011 году был заключен договор на проведение научно- исследовательских работ с ООО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального планирования и управления" по программе "Разработка муниципальных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность на территории сельского поселения "Усуглинское", "Разработка правил землепользования и застройки сельского поселения "Усуглинское", "Разработка генерального плана сельского поселения "Усуглинское".
В рамках указанных программ выполнение работ по описанию границ территориальных зон не предусматривались. 09.06.2014 нормативно правовые акты, регулирующие градостроительную деятельность сельского поселения "Усуглинское", были утверждены советом сельского поселения "Усуглинское". Утвержденные сведения направлялись в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, за исключением сведений о территориальных зонах, поскольку они изначально не разрабатывались и не утверждались.
Администрация и по настоящее время не располагает указанными сведениями. 01.01.2015 были внесены изменения в закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", в связи с которыми администрация не имеет права заложить в бюджет поселения сумму для оплат специалистам за разработку и описание границ территориальных зон.
Суд приходит к следующим выводам.
Статьей 318 АПК Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Решение судом вынесено 24.04.2019, вступило в законную силу 27.05.2019.
Таким образом, вступившее в законную силу решение подлежит безусловному исполнению.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Положения Закона об исполнительном производстве предусматривают, что исполнение требований исполнительных документов производится путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения.
В соответствии с часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве по общему правилу срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Законом.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера.
Частью 7 статьи 112 Закона установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" установлено, что при применении положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований
исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Обращаясь в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, должник должен представить доказательства, подтверждающие принятие им всех необходимых мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Непредставление должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок, исключает применение положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В качестве обоснования для освобождения от исполнительского сбора администрация указывает, что сведениями о территориальных зонах она не располагала, поскольку они не разрабатывались, а также на отсутствие права заложить в бюджет суммы на проведение таких работ.
Указанные доводы судом рассмотрены, но подлежат отклонению в связи со следующим.
Отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
При этом, суд отмечает, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Усуглинское" были утверждены еще 09.06.2014 Решением сельского поселения "Усуглинское". Согласно указанным правилам были установлены территориальные зоны. Таким образом, еще с 2014 года были зафиксированы положения о территориальных зонах. Судебным актом от 24.04.2019 возложена обязанность на администрацию представить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. Вместе с тем, ни с момента принятия Правил, ни с момента вынесения судебного акта администрация в полной мере не предпринимала меры по установлению сведений о территориальных зонах.
Факт неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.
Таким образом, освобождение администрации от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля. Доказательств наличия таких обстоятельств администрация не представила.
Доводы о том, что администрацией велась работа в рамках программ по регулированию градостроительной деятельности на территории сельского поселения "Усуглинское" принята судом в качестве основания для снижения исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
Оценив представленные сторонами доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений частей 6, 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора, на одну четверть от размера, установленного постановлением от 21.06.2019 до 37500 руб.
Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявленные требования администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора взыскиваемого Тунгокоченским районным отделом судебных приставов с администрации муниципального образования сельского поселения "Усуглинское" муниципального района "Тунгокоченский район" до 37 500 руб., в остальной части заявленных требований отказать.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Е.А. Бронникова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.05.2019 5:33:17
Кому выдана Бронникова Елена Александровна