ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-3904/17 от 24.04.2017 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул.Выставочная, 6

http://www.chita.аrbitr.ru: е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  о прекращении производства по делу

г. Чита Дело №А78-3904/2017

26 апреля 2017 года

Резолютивная часть определения объявлена 24 апреля 2017 года

Определение изготовлено в полном объёме 26 апреля 2017 года

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Д.С. Горкин

  рассмотрел в предварительном судебном заседании

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалТрансСервис" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к 1. Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН<***>, ИНН <***>), 2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), 3. Федеральному бюджетному учреждению «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Забайкальского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», 4. Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительными действия государственных органов по согласованию и утверждению Положения о государственном заказнике Федерального значения "Долина Дзерена", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 72; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов ООО «ЗабайкалТрансСервис», внести изменения в Положение о государственном заказнике Федерального значения "Долина Дзерена", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 72, позволяющее ООО «ЗабайкалТрансСервис» осуществлять предпринимательскую деятельность по добыче песка на Шарасунском месторождении в соответствии с действующей лицензией ЧИТ 03241 ТЭ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не было;

от заинтересованного лица – 3 – ФИО1, представителя по доверенности от 17.04.2017 года;

от заинтересованного лица – 4 – ФИО2, представителя по доверенности от 03.04.2017 года,

от заинтересованных лиц – 1, 2 – не явились (извещены).

Общество с ограниченной ответственностью "ЗабайкалТрансСервис" обратилось в арбитражный суд с требованием к 1. Министерству природных ресурсов Забайкальского края, 2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 3. Федеральному бюджетному учреждению «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» в лице Забайкальского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», 4. Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу о признании недействительными действия государственных органов по согласованию и утверждению Положения о государственном заказнике Федерального значения "Долина Дзерена", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 72; об обязании министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов ООО «ЗабайкалТрансСервис», внести изменения в Положение о государственном заказнике Федерального значения "Долина Дзерена", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 72, позволяющее ООО «ЗабайкалТрансСервис» осуществлять предпринимательскую деятельность по добыче песка на Шарасунском месторождении в соответствии с действующей лицензией ЧИТ 03241 ТЭ.

В предварительном судебном заседании, начатом 17.04.2017, объявлялся перерыв до 16-00 24.04.2017.

В предварительном судебном заседании представители заинтересованных лиц – 3, 4 требования отклонили по основаниям, согласно представленным отзывам.

Дело рассмотрено в порядке статьи 136 АПК РФ в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Комитетом промышленности и природных ресурсов Читинской области в сентябре 2008 года был объявлен аукцион на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи песка на Шарасунском месторождении, расположенном в Забайкальском районе Забайкальского края.

ООО «ЗабайкалТрансСервис» выиграло аукцион и получило лицензию ЧИТ 03241 ТЭ (дата регистрации 07 апреля 2009г, срок действия до 01 апреля 2029г.) на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка открытым способом на Шарасунском месторождении.

Право пользования земельными участками получено от Администрации муниципального района «Забайкальский район» (письмо от 08.07.2008г.). Сумма уплаченного размера разового платежа за пользование недрами по результатам аукциона составила 195000 рублей.

06.04.2009 года министром природных ресурсов и экологии Забайкальского края А.Н.Тарабарко и директором ООО «ЗабайкалТрансСервис» ФИО3 было подписано соглашение об условиях пользования участком недр с целью разведки и добычи песка на Шарасунском месторождении расположенного в Забайкальском районе Забайкальского края. В соответствии с п.5 данного соглашения, недропользователь имеет право использовать предоставленный участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.

В соответствии с лицензионным соглашением ООО «ЗабайкалТрансСервис» выполнило на участке недр разведочные работы, по результатам которых запасы песка на Шарасунском месторождении в 2011г. были поставлены на государственный баланс по категории А+В+С1 в количестве 923 тыс.м3. Проект освоения данного участка недр был согласован и утвержден в установленном порядке, в 2012 году оформлены документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода.

24.11.2011г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 211 б-р учрежден Заказник федерального значения «Долина дзерена». Проект распоряжения Правительства Российской Федерации был согласован Роснедрами (письмо от 13.04.2010 № АЛ-02-28/3401), Правительством Забайкальского края (письмо от 08.12.2010 № А-04-6991) без замечаний.

При установлении границ Заказника было учтено заключение Управления по недропользованию по Забайкальскому краю (Забайкалнедра, правоприемником является Департамент по недропользованию по Центрально-сибирскому округу) от 03 февраля 2009 года № 02-13/83 (подготовленное с учетом предоставленной информации ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Сибирскому федеральному округу») в соответствии с которым на площади проектируемого государственного заказника в Борзинском и Забайкальском районах Забайкальского края не указано наличие Шарасунского месторождения песка, в то время как Комитетом промышленности и природных ресурсов Читинской области уже в сентябре 2008 года был объявлен аукцион на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи песка на Шарасунском месторождении. Данный факт стал причиной включения Шарасунского месторождения в границы заказника.

Земельный участок на котором расположено Шарасунское месторождение с кадастровым номером 75:06:240101:785 на основании договора купли продажи от 30.03.2010 года, свидетельства о государственной регистрации права № 75-75/007-75/007/004/2015-911/1 принадлежит на праве собственности ООО «ЗабайкалТрансСервис» и находится на территории государственного заказника федерального значения «Долина Дзерена»

ООО «ЗабайкалТрансСервис» 16.06.2016 обратилось в Департамент с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 75:06:240101:785 из категорий земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. В ходатайстве было указано, что причиной перевода является намерение общества осуществлять на данном земельном участке добычу и разведку песка открытым способом.

Департаментом было принято распоряжение от 23.09.2016 № 5084/р «Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 75:06:240101:785 из категорий земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения». В качестве основания принятого распоряжения в приложенном к нему обосновании указано на недопустимость данного перевода. Ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что основанием для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую является установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Согласно ст.7 указанного Закона перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии с п. 12 Положения о государственном заказнике федерального значения «Долина дзерена», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2015 №72, на территории заказника запрещается разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных связанных с использованием недр работ, за исключением случаев, предусмотренных п.13 Положения, когда данные работы осуществляются собственниками земельных участков в их границах, по добыче общераспространенных полезных ископаемых в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.02.1992 № 12395-1 «О недрах». Ст. 19 Закона «О недрах» установлено, что собственники земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых.

ООО «ЗабайкалТрансСервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действия государственных органов по согласованию и утверждению Положения о государственном заказнике Федерального значения "Долина Дзерена", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 72; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов ООО «ЗабайкалТрансСервис», внести изменения в Положение о государственном заказнике Федерального значения "Долина Дзерена", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 72, позволяющее ООО «ЗабайкалТрансСервис» осуществлять предпринимательскую деятельность по добыче песка на Шарасунском месторождении в соответствии с действующей лицензией ЧИТ 03241 ТЭ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.

По существу, заявитель выражает несогласие с положениями подпункта 10 пункта 12 Положения, устанавливающего запрет на разведку и добычу полезных ископаемых, а также выполнение иных связанных с пользованием недрами работ, на территории государственного природного заказника федерального значения «Долина дзерена».

Предъявляя требование об обязании внести в Положение изменения,
 позволяющие ООО «ЗабайкалТрансСервис» осуществлять предпринимательскую деятельность по добыче песка, заявитель, фактически, просит признать указанные положения недействующими.

Вместе с тем приказ Минприроды России от 25.02.2015 № 72 «Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Долина дзерена» является нормативным правовым актом (зарегистрирован в Минюсте России 07.05.2015 № 37177).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации, положение о государственном природном заказнике содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области организации, охраны и использования территории государственного природного зоологического заказника. В частности, в нем указаны состав и описание границ заказника, его режим, запреты на осуществление определенной деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, установлены полномочия государственных инспекторов, осуществляющих охрану заказника и т.д., в связи с чем данное положение является нормативным правовым актом (решение от 08.10.2014 № АКПИ14-905).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части рассматриваются и разрешаются судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании такого акта не действующим полностью или в части.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд Российской Федерации (статья 21 КАС РФ).

Таким образом, споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов, неподведомственны арбитражным судам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ в случае прекращения производства по делу арбитражным судом уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату.

Учитывая, что заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины по рассматриваемому заявлению, государственная пошлина возврату не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Четвёртый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.С. Горкин