АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, город Чита, улица Выставочная, 6
www.chita.arbitr.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Город Чита дело № А78-4663/2007
«05» февраля 2008 года С1-1/200
Арбитражный суд Читинской области
В составе судьи Стремецкой Т.Ф.
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Иркутск-Нафта» к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 66500 руб. 77 коп.
При участии
От истца – не было, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
От ответчика – ФИО1 – представителя по доверенности от 20.12.2007 г.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутск-Нафта» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о возврате неосновательно списанной со справки централизованных расчетов № 4833763 суммы 66500 руб. 77 коп.
На основании представленных ответчиком учредительных документов суд с согласия представителя истца произвел замену первоначального ответчика Забайкальскую железную дорогу – филиал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на надлежащего - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, представив дополнительно подробное пояснение по существу заявленного иска.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор N100107-1 от 10.01.2007. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции П-Завод, через стрелку №32 пути 13 локомотивом Владельца.
В соответствии с условиями договора подача вагонов под погрузку на подъездные пути ООО «Иркутск-Нафта» производилась согласно поданных заявок.
По накопительной ведомости N210203 ответчику за период с 09.04. по 20.04.2007. начислен штраф за пользование вагонами в сумме 42369,08 руб., в том числе:
- по акту общей формы №400841 от 09.04.2007г. за вагон 5346313,
- по акту общей формы №400872 от 11.04.2007г. за вагон № 42603514,
- по акту общей формы №400882 от 12.04.2007г. за вагоны 42800839, 43133578,
44954238, 43015122, 43644046, 92612464, 92620061, 43793207, 42522110,
44334712.
В актах общей формы в разделе описания обстоятельств указано, что «вагоны стоят на путях станции в ожидании подачи ввиду закрытия подъездного пути клиента по указанию ФИО2 со слов ДС ФИО3». Вагоны порожние были поданы под погрузку.
Сумма штрафа 42369,08 списана со справки централизованных расчетов №483376 по накопительной ведомости 116/210403 (по коду 116 – за пользование вагонами).
Кроме того, железной дорогой начислен штраф за невыполнение заявок 24131,69 руб. (по коду №213), в том числе по накопительной ведомости №120501 – 1800 руб. и по накопительной ведомости №120502 - 21492,00 руб.
Сумма 24131,69 руб. списана со справки централизованных расчетов №4833763, в том числе по учетной карточке №11411845 – 21492,00 руб. и по учетной карточке №11388784 – 1800,00 руб.
Согласно заявлению истца штрафные санкции по накопительным ведомостям №210203, №120501 и №120502 в общей сумме 66500,77 руб. списаны необоснованно по статье 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как основанием для закрытия подъездного пути в актах общей формы указано распоряжение ФИО2 (начальника железнодорожной станции), со слов ФИО3
Предъявленные истцом претензии оставлены ответчиком без удовлетворения с указанием, что подъездной путь ООО «Иркутск-Нафта» в период с 09.04.2007г. по 20.04.2007г. на станции Петровский Завод был закрыт до устранения замечаний, выявленных в ходе комиссионного осмотра согласно акту от 09.04.2007г.
В судебном заседании 22.11.2007г. истец поддержал исковые требования, указав, что подъездной путь ООО «Иркутск-Нафта» был закрыт созданной ОАО «РЖД» комиссией необоснованно, так как в силу ст.ст.16, 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно Положению о федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. за №397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции в сфере железнодорожного транспорта.
По мнению истца, запрещение подачи вагонов на пути не общего пользования ООО «Иркутск-Нафта» проводилось должностным лицом Забайкальской железной дороги в отсутствие соответствующих полномочий.
Представитель ответчика отклонил исковые требования.
Подтвердив списание оспариваемых истцом сумм, ответчик указал, что штрафные санкции были списаны обоснованно.
Ответчиком в судебное заседание представлен отзыв по существу заявленного иска, согласно которому 09 апреля 2007 года был составлен акт по результатам комиссионного осмотра пути необщего пользования ООО «Иркутск-Нафта». Место примыкания железнодорожного пути ООО «Иркутск-Нафта» стрелка №32, путь 13 нечетной системы станции, границей является изолированный стык маневрового сигнала М-22.
Ветвевладельцу предложено устранить указанные в акте от 09.04.2007г. недостатки в техническом состоянии подъездного пути и, согласно выписке из журнала ДУ-46 с 09.04.2007г., подъездной путь «Иркутск-Нафта» закрыт для подачи вагонов под погрузку в связи с не устранением замечаний комиссионного осмотра.
19 апреля 2007г. ООО «Иркутск-Нафта» представлен акт устранения выявленных замечаний по результатам комиссионного осмотра от 09.04.2007г. подъездного пути и согласно записи в журнале ДУ-46 от 19.04.2007г. – после устранения замечаний по комиссионному осмотру, подъездной путь ООО «Иркутск-Нафта» открыт для подачи вагонов.
Ответчиком представлены согласительные письма ООО «Иркутск-Нафта» о снятии штрафов со справки ТехПД №4833763, в том числе 1800,00 руб. по ведомости №11388784 и 21492,00 руб. по ведомости №11444845.
Кроме того, ответчиком указано, что в пункте 3.14 договора от 10.01.2007г., заключенном между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Иркутск-Нафта» на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, согласовано, что при выявлении в ходе осмотра нарушений состояния железнодорожного пути необщего пользования представитель перевозчика имеет право выдавать акт комиссионной проверки железнодорожного пути и прекратить подачу вагонов на пути необщего пользования на основании акта комиссионной проверки.
При этом представителем ответчика представлено телеграфное указание (телеграмма) НР 748 ЦВГР ФИО4 от 09.04.07г., которое явилось основанием для составления акта комиссионного осмотра пути необщего пользования от 09.04.2007г.
Заявив, что руководство железнодорожной станции Петровский Завод исполняло распоряжение должностного лица, действующего в соответствии с Положением о старшем инспекторе МПС России по сохранности вагонного парка, представитель ответчика пояснил, что нарушений действующего законодательства не было.
В судебное заседание 22.12.2007г. истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика поддержал ранее заявленные доводы, представив распоряжение начальника Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» от 25.10.2004г. за №42р/НЗ-1, которым введен временный порядок проведения комиссионных осмотров подъездных путей необщего пользования, до окончания формирования института уполномоченных представителей федерального органа в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность.
Железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать утвержденной проектной и технической документации на данные пути необщего пользования.
В силу статей 16, 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта осуществляет федеральный орган исполнительной власти.
Согласно Федеральному закону №17-ФЗ от 10.01.2003г. правом проверять соблюдение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров наделено Управление безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Предписания, выданные в ходе указанных проверок Управлением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, являются обязательными для исполнения.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации №26 от 18 июня 2003 года утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожный путей не общего пользования, разработанные в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», которые регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей не общего пользования, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей не общего пользования.
Согласно пункту 1.3. Правил железнодорожные пути необщего пользования могут принадлежать владельцу инфраструктуры и другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель МПС РФ составляет акт, утвержденный Приказом МПС РФ "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.
По ходатайству ответчика, суд определением от 20.12.2007г. для полного и объективного рассмотрения дела привлек по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) для дачи оценки деятельности Забайкальской железной дороги, исходя из требований Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
В судебное заседание 05.02.2008г. истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебном заседании 05.02.2008г. представил суду Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 марта 2005 года № АН-124ФС «Об утверждении Положения о Дальневосточном управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (с изменениями от 27 декабря 2005 года, от 16 января, 28 марта 2007 года).
Заявив, что законодательством не урегулирован порядок взаимодействия железных дорог с территориальными Управлениями государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представитель ответчика заявил ходатайство о привлечении по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для получения разъяснения действующего законодательства.
Привлеченная по делу в качестве третьего лица Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) пояснений суду не представила.
Заслушав представителя ответчика, и исходя из материалов дела, суд находит необходимым удовлетворить заявленное ходатайство, судебное разбирательство отложить.
Руководствуясь ст.ст.51, 158, 159 АПК РФ, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Судебное разбирательство отложить на 16 час. 27 февраля 2008 года.
Привлечь по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, юридический адрес: 680000, <...>.
Истцу уточнить исковые требования, обеспечить явку представителя.
Ответчику представить пояснение по существу заявленного иска с учетом дополнительно представленного истцом пояснения по иску, документально подтвердить свои доводы, обеспечить явку представителя.
Привлеченному по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представить суду пояснение по существу заявленного иска; разъяснить порядок исполнения обязательств в области железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом №17-ФЗ от 10.01.2003г. (порядок взаимодействия с железными дорогами, в том числе с Забайкальской железной дорогой, исходя из Федерального закона №17-ФЗ), разъяснить порядок взаимодействия с ОАО «РЖД», исходя из требований Устава.
Судья - Т.Ф.Стремецкая