ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-4760/09 от 12.10.2009 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г. Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении судебного разбирательства

г. Чита                                                                                                         Дело № А78-4760/2009

12 октября 2009 года

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Т.Ф. Стремецкая

При ведении протокола судебного заседания секретарем Павличенко Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Иркутск-Нафта» к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 1336800 руб. 04 коп.

при участии:

от истца – ФИО1 – генерального директора,

от ответчика  - ФИО2 – представителя по доверенности от 19.06.2009 г.

установил:

          Согласно исковому заявлению, за период с декабря 2008 года по март 2009 года на основании ведомостей подачи и уборки вагонов, актов общей формы, согласно представленному суду перечню, с лицевого счета ООО «Иркутск-Нафта» № 4833763 в ТехПД Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» списана общая сумма 1336800,06 руб. как плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования.

          Претензией от 05 июня 2009 года истец заявил ответчику о незаконном списании суммы 1336800,06 руб. и возврате данной суммы, однако в удовлетворении претензии ответчиком было отказано.

          Заявив, что ответчик не доказал правомерность списания суммы 1336800,06 руб. со счета ТехПД Забайкальской железной дороги, истец заявил о взыскании данной суммы как неосновательное обогащение.

          Представитель истца в предварительном заседании поддержал исковые требования.

          Ответчик исковые требования отклонил, однако отзыва на иск не представил.

          В судебном заседании представитель истца представил уточненный расчет суммы иска, согласно которому уточнил исковые требования на основании ст. 49 АПК РФ, заявив о взыскании незаконно списанной суммы 1336800,04 руб., в том числе:

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105013 от 14.12.2008 г. 81763,60 руб., в том числе НДС 14717,45 руб. (дата списания 19.01.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105034 от 09.12.2008 г. 165818,40 руб., в том числе НДС 29847,31 руб. (дата списания 05.02.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105036 от 14.12.2008 г. 81762,00 руб., в том числе НДС 14717,45 руб. (дата списания 05.02.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105052 от 09.12.2008 г. 172048,80 руб., в том числе НДС 30968,78 руб. (дата списания 18.02.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105063 от 14.12.2008 г. 79514,40 руб., в том числе НДС 14312,59 руб. (дата списания 24.02.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105075 от 09.12.2008 г. 179059,40 руб., в том числе НДС 32230,69 руб. (дата списания 27.02.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105113 от 10.12.2008 г. 153170,40 руб., в том числе НДС 27570,67 руб. (дата списания 15.03.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105114 от 10.12.2008 г. 152468,80 руб., в том числе НДС 27444,38 руб. (дата списания 15.03.2009 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105215 от 15.12.2008 г. 13653,60 руб., в том числе НДС 2457,65 руб. (дата списания 23.12.2008 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105237 от 10.12.2008 г. 49955,40 руб., в том числе НДС 8991,97 руб. (дата списания 31.12.2008 г.),

- согласно ведомости подачи-уборки вагонов № 105236 от 19.12.2008 г. 3666,60 руб., в том числе НДС 659,99 руб. (дата списания 31.12.2008 г.).

          Ответчик исковые требования отклонил, представив отзыв на исковое заявление, согласно которому указал, что ОАО «РЖД» является перевозчиком грузов в области железнодорожного транспорта и осуществляет свою деятельность на основании соответствующих лицензий, согласно Постановлению Правительства РФ № 134 от 15 марта 2006 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте».

          Согласно пп. а п. 4 Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов (утв. Постановлением Правительства РФ № 314 от 15.03.2006г.) лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении перевозок грузов является соблюдение федеральных законов «О железнодорожном транспорте в РФ» и УЖТ РФ в части требований к перевозчику, правил и условий осуществления перевозок грузов.

          В статье 2 УЖТ РФ раскрыто понятие тарифного руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

          В ст. 4 ФЗ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» закреплены основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта, а также закреплено, что государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти.

          Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

          В п. 6 Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 787 от 15.12.2004 г., закреплено, что государственное регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта РФ.

          Постановлением Правительства РФ № 787 от 15.12.2004 г. утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, в котором определяются основы государственного регулирования тарифов на ж/д транспорте на осуществляемые субъектами естественной монополии ж/д перевозки и услуги по использованию инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, подлежащих государственному регулированию.

          При этом государственное регулирование тарифов осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения. Тарифы вводятся в действие актами Федеральной службы по тарифам или Минтранса России (п. 10 Положения).

          Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам (ФСТ), утвержденном Постановлением Правительства РФ № 332 от 30.07.2004 г., ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          На основании указанного Положения ФСТ разрешено в пределах полномочий, закрепленных за ней соответствующими актами, определяющими ее статус, вносить в установленном порядке изменения в принятые ранее решения Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК) и упраздненных федеральных органов исполнительной власти по вопросам, правовое регулирование которых передано Федеральной службе по тарифам, а также при необходимости признавать их утратившими силу (п. 9 Положения о ФСТ).

          ФСТ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением (п. 3 Положения о ФСТ).

          В полномочия ФСТ входят следующие права и обязанности:

- принимает правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий (п. 5.2.4.1 Положения о ФСТ);

- устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита) - п. 5.3.1.21 Положения о ФСТ;

- устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита) - п. 5.3.1.22 Положения о ФСТ;

          Так, Постановлением ФЭК РФ № 25/12 от 19.06.2002 г. были утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2).

          ФСТ систематически, на основании делегированных полномочий, вносит изменения в акты, издаваемые ФЭК, в том числе и в Тарифное руководство № 2.

          Тарифное руководство № 2 утверждено полномочным органом государственной власти и является общепринятым правилом начисления платы за пользования вагонами и платы за нахождения арендованных, собственных вагонов на путях общего пользования, а также в Тарифном руководстве № 2 конкретно установлены условия и размер платы.

          Так в пункте 12 Тарифного руководства № 2 закреплено условие взыскания с грузоотправителей, грузополучателей платы за время нахождения их собственных вагонов, либо вагонов арендованных у организации федерального железнодорожного транспорта арендованных на железнодорожных путях общего пользовании.

          Основываясь на действующем законодательстве РФ, следует, что - условие п. 12 Тарифного руководства № 2 является обязательным как для перевозчика, так и для грузоотправителя и грузополучателя.

          В абз. 5 ст. 33 УЖТ РФ закреплено, что грузы считаются также доставленными в
срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения
указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

          В п. 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом указывается, что порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя.

          По мнению ответчика, арендованные вагоны, прибывшие на станцию назначения были доставлены в срок, ООО «Иркутск-Нафта» о прибытии вагонов в его адрес уведомлен, перевозочные документы грузополучателем раскредитованы. Все обязательства перевозчиком по данной перевозке выполнены.

          Взысканная с ООО «Иркутск-Нафта» по накопительным ведомостям плата за
нахождение вагонов на путях общего пользования начислена на основании соответствующих актов общей формы. Все накопительные ведомости, а также акты общей формы подписаны полномочными представителями ООО «Иркутск-Нафта».

          Расчеты платы за нахождение вагонов на путях общего пользования произведены на основании п.12 Постановления ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. № 35/12 «Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта», в котором закреплено, что при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, вагонов принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат.

          В статье 34 УЖТ РФ закреплено, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

          В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами до получения уведомления об их прибытии.

          Согласно абз. 3 п. 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ № 29 от 18 июня 2003г., перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.

          В пункте 14 Правил закреплено, что в соответствии со статьей 36 УЖТ РФ грузополучатель обязан принять, прибывший в его адрес груз. При этом порожний вагон считается грузом на своих осях.

          В свою очередь ОАО «РЖД» уведомило ООО «Иркутск-Нафта» о прибывших в его адрес порожних вагонов, кроме того указанные вагоны были приняты полномочными представителями ООО «Иркутск-Нафта» и раскредитованы ими, но распоряжения о дальнейшей судьбе прибывших порожних вагонов ОАО «РЖД» не получало и вагоны находились на путях общего пользования.

          Согласно абз. 2,3 п. 3.2.4. «Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (утвержденных приказом МПС РФ № 45 от 18.06.03г.) - ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением». Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

          Однако в подписанных представителями актах общей формы не изложено мнение грузополучателя о том, что они не согласны с обстоятельствами, послужившими факту составления актов общей формы, свидетельствующих о нахождении вагонов на железнодорожных путях общего пользования. Следовательно, полномочные представители (грузополучателя) были согласны с тем, что вагоны находятся на путях общего пользования по причинам, зависящим от ООО «Иркутск-Нафта».

          Порожние вагоны считаются грузом на своих осях, т.к. они оформляются отдельными железнодорожными накладными. Следовательно, грузополучатель производит раскредитацию порожних вагонов, прибывших в его адрес и несет ответственность за простой (время нахождения) вагонов на путях общего пользования.

          Порожние вагоны, прибывшие в адрес грузополучателя - ООО «Иркутск-Нафта» были раскредитованы их полномочными представителями. Кроме того, представителями ООО «Иркутск-Нафта» были подписаны акты общей формы и накопительные ведомости без каких-либо замечаний и разногласий.

          Кроме того, подпунктом б пункта 4.1. договора № 100107/1 на эксплуатацию ж.д. пути необщего пользования предусмотрена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования (выставочный путь) в соответствии с Тарифным руководством № 2.

          Ответчик считает, что плата за нахождение арендованных вагонов ООО «Иркутск-Нафта» на железнодорожных путях общего пользования в сумме 1336800,06 рубля начислена в соответствии с п.12 Постановления ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. № 35/12 «Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта», взыскана правомерно и возврату не подлежит.

          В связи с представленным ответчиком отзывом, представитель истца заявил ходатайство об отложении судебного заседания для ознакомления с доводами ответчика.

          Заслушав представителей сторон и исследуя материалы дела, суд находит необходимым заявленное ходатайство удовлетворить, судебное разбирательство отложить.

          Руководствуясь ст.ст.158, 159 АПК РФ, арбитражный суд

                                                               О П Р Е Д Е Л И Л :

          Судебное заседание отложить на 15 час. 17 ноября 2009 года.

          Истцу уточнить исковые требования с учетом отзыва ответчика, обеспечить явку представителя.

          Ответчику представить пояснения с учетом уточненного расчета исковых требований, обеспечить явку представителя.

          В подтверждение фактического списания спорных сумм сторонам провести сверку за оспариваемый период.

                                                     Судья -                           Т.Ф.Стремецкая