ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-5642/12 от 11.09.2013 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  Об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования социально-значимые объекты

г.Чита Дело №А78-5642/2012

16 сентября 2013 года

Резолютивная часть определения объявлена 11 сентября 2013 года.

Определение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Архипенко Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аршиновой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Забайкальского края по адресу: <...>, заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» ФИО1 об обязании Администрации Муниципального района «Читинский район» и Администрации сельского поселения «Угданское» принять от открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» социально-значимое имущество должника,

при участии в судебном заседании:

от конкурсного управляющего ФИО1: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.07.2013;

от ответчика 1: ФИО3 - представителя Администрации Муниципального района «Читинский район» по доверенности от 19.07.2013;

от ответчика 2: ФИО4 - главы администрации сельского поселения «Угданское», ФИО5 - представителя Администрации сельского поселения «Угданское» по доверенности от 30.08.2013,

В судебном заседании велась аудиозапись.

Суд установил:

конкурсный управляющий открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» ФИО1 (далее – ОАО «ДРСУ № 1», должник) 05 августа 2013 года обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Администрации Муниципального района «Читинский район» об обязании принять от открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» по договору о безвозмездного отчуждения имущество, а именно:

- здание котельной, назначение: производственное. Площадь: общая 345,4 кв.м. Инвентарный номер: 307786. Литер: В. Этажность: 1. Адрес (местоположение): Россия, Забайкальский кр., <...> Кадастровый (или условный) номер: 75-75-01 /084/2009-380;

- котел водяной, 1993 года выпуска, инв. № 00001128;

- котел водяной, 1993 года выпуска, инв. № 00001129;

- котельную установку КВр-1,25 Б/К, 2010 года выпуска, инв. № 00001546;

- водогрейный котел КВТ 1,25, 2011 года выпуска, инв. № 00001551;

- четыре объекта котлованных карт для сброса очистных вод. Адрес (местоположение): Россия, <...>;

- канализационную ветку протяженностью 1 км. Адрес (местоположение): Россия, <...>

- насосную станцию (канализация). Адрес (местоположение): Россия, <...>;

- две подземные емкости объемом 20 куб. каждая. Адрес (местоположение): Россия, <...>.

Определением суда от 09 августа 2013 года данное заявление принято к производству.

Определением суда от 03 сентября 2013 года в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения «Угданское». Судебное заседание было отложено на 10 сентября 2013 года для извещения Администрации сельского поселения «Угданское» о времени и месте судебного разбирательства.

Судом 11.09.2013 вынесено определение об удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего ОАО «ДРСУ № 1», привлечении для участия в деле в качестве второго ответчика Администрации сельского поселения «Угданское», исключении Администрации сельского поселения «Угданское» из числа третьих лиц, не заявлявшего самостоятельных требований, относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего требования поддержал в полном объеме, суд пояснил, что социально-значимые объекты коммунальной инфраструктуры здание котельной, котлы и котельная установка, принадлежащие ОАО «ДРСУ № 1», не были реализованы в ходе конкурсного производства должника.

Помимо этого, в ходе инвентаризации имущества должника, конкурсным управляющим было выявлено имущество - четыре объекта котлованных карт для сброса очистных вод, канализационная ветка протяженностью 1 км, насосная станция (канализация), две подземные емкости объемом 20 куб.

Данное имущество находится по адресу <...>, является неотъемлемой принадлежностью жилого 75-ти квартирного дома по адресу <...>, переданного в собственность Администрации Муниципального района «Читинский район». Указанное имущество обслуживалось ОАО «ДРСУ № 1», на балансе предприятия не состояло, правоустанавливающие документы и техническая документация по имуществу отсутствует. В связи с указанными обстоятельствами, имущество на торги не выставлялось.

На основании статьи 132 Закона о банкротстве имущество подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования. Конкурсным управляющим направлялись письма в адрес Администрации Муниципального района «Читинский район» и Администрации сельского поселения «Угданское» о необходимости принятия имущества по договору о безвозмездном отчуждении. До настоящего времени мер по принятию имущества предпринято не было. Конкурсному управляющему не известно, кто является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, требования в полном объеме заявляются одновременно к Администрации Муниципального района «Читинский район» и Администрации сельского поселения «Угданское».

Представитель Администрации Муниципального района «Читинский район» высказал возражения относительно заявленных требований, считает, что Администрация Муниципального района «Читинский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.09.2009 № 1754-8 десять квартир, находящихся по адресу <...>, канализация, протяженностью 539 п.м, теплосеть, протяженностью 132 п.м, холодный водопровод, протяженностью 33 п.м, газгольдерная, переданы в собственность сельского поселения «Угданское». В связи с указанными обстоятельствами, социально-значимое имущество - здание котельной, два котла водяные, котельная установка, водогрейный котел, являющееся объектами коммунальной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 5 статьи 1532 Закона о банкротстве должны быть переданы в собственность Администрации сельского поселения «Угданское». Имущество очистного канализационного комплекса не может быть передано в муниципальную собственность, так как отсутствуют документы, подтверждающие право собственности ОАО «ДРСУ № 1», следовательно, имущество является бесхозным и должно быть передано в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель Администрация сельского поселения «Угданское» не высказал возражений относительно передачи в муниципальную собственность сельского поселения имущества - здания котельной, двух котлов водяные, котельной установки, водогрейного котла. Возражал относительно требований в части передачи имущества очистного канализационного комплекса, так как отсутствует техническая документация на имущество.

В судебном заседании 10 сентября 2013 года в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 17 часов 30 минут 11 сентября 2013 года, информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель ФИО6 16 июля 2012 года обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «ДРСУ №1». Определением суда от 16 августа 2012 года заявление принято к производству.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2012 года ОАО «ДРСУ № 1» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на три месяца, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Как следует из материалов дела, 27.12.2012 конкурсным управляющим проведена инвентаризация, находящихся на балансе ОАО «ДРСУ № 1» социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры:

- Здание котельной, назначение: производственное. Площадь: общая 345,4 кв.м. Инвентарный номер: 307786. Литер: В Этажность: 1. Адрес (местоположение): Россия, Забайкальский кр., <...> Кадастровый (или условный) номер: 75-75-01/084/2009-380., принадлежащее ОАО «ДРСУ № 1» на праве собственности на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области № 1826 от 27.12.2007г., что подтверждается Свидетельством серия 75 АА № 039705 о государственной регистрации права, выданным 14.07.2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы г о Забайкальскому краю;

Согласно отчету по оценке рыночной стоимости данного имущества № 07Э1/13 от 09.01.2013 года, рыночная стоимость котельной составляла 8 260 000 руб.

- Котел водяной 1993 года выпуска, инв. № 00001128, котел водяной, 1993 года выпуска, инв. № 00001129, котельная установка, КВр-1,25 Б/К, 2010 года выпуска, инв. № 00001546, водогрейный котел КВТ 1,25, 2011 года выпуска, инв. № 00001551.

Согласно отчету по оценке рыночной стоимости данного имущества № 08Э1/13 от 09.01.2013 года, рыночная стоимость оборудования составила 1 070 000 руб.

Собранием кредиторов ОАО «ДРСУ № 1» от 11.01.2013 утверждены предложения конкурсного управляющего «О порядке, сроках и условиях продажи вышеуказанного имущества, принадлежащего ОАО «ДРСУ № 1», путем проведения последовательно:

- открытых по составу участников торгов путем проведения конкурса с открытой формой представления предложений о цене;

- повторных торгов путем проведения конкурса с открытой формой представления предложений о цене;

-посредством публичного предложения.

Торги, назначенные на 13.03.2013 (публикация в газете "Коммерсантъ" 02.02.2013, в местном издании - «Вся Чита» от 30.01.2013), были признаны несостоявшимися в связи с не поступлением заявок. 14.03.2013 организатором торгов подписан протокол № 1442-ОКОФ/2 о результатах открытых торгов в форме конкурса по продаже имущества и признания торгов несостоявшимися.

Повторные торги, опубликованные в газете "Коммерсантъ" 23.03.2013, в местном издании - «Вся Чита» от 27.03.2013, были также признаны несостоявшимися в связи с не поступлением заявок. Протокол № 1563-ОКОФ/2 о результатах открытых торгов в форме конкурса по продаже имущества и признания торгов несостоявшимися подписан организатором торгов 30.04.2013.

Протокол № 1691-ОТПП/2 о признании торгов в форме публичного предложения несостоявшимися подписан организатором торгов 19.06.2013 (публикация в газете "Коммерсантъ" 25.05.2013, в местном издании - «Вся Чита» от 29.05.2013).

Конкурсным управляющим также было выявлено имущество - очистной канализационный комплекс, состоящий из:

- Четырех объектов котлованных карт для сброса очистных вод. Адрес (местоположение): <...>.

- Канализационной ветки протяженностью 1 км. Адрес (местоположение): Россия, <...>

- Насосной станции (канализация). Адрес (местоположение): Россия, <...>

- Двух подземных емкостей объемом 20 куб. каждая. Адрес (местоположение): Россия, <...>

Очистной канализационный комплекс относится к жилому дому, обслуживанием которого в настоящее время занимается ОАО «ДРСУ№1».

В 2010 году состоялась передача жилого 75-пяти квартирного дома по адресу: Россия, <...>, в собственность Администрации муниципального района «Читинский район».

Арбитражным управляющим направлялось письмо 08.07.2013 главе Администрации сельского поселения «Угданское» о принятие социально-значимого имущества в собственность муниципального образования с приложением договора о безвозмездном отчуждении имущества и акта приема-передачи.

Помимо этого, конкурсный управляющий 07.06.2013, 04.07.2013 и 08.07.2013 обращался в адрес Администрации Муниципального района «Читинский район» с аналогичными требованиями.

08.07.2013 арбитражным управляющим направлено письмо прокурору Забайкальского края о взятии на прокурорский контроль передачи объектов коммунальной инфраструктуры от ОАО «ДРСУ№1» органам местного самоуправления.

Однако до настоящего времени Администрацией Муниципального района Читинский район» и Администрацией сельского поселения «Угданское» не принято никаких мер для принятия данного имущества в муниципальную собственность, что послужило основанием для обращения конкурсного управляющего в суд.

В соответствии с пунктами 5, 6 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Судам при применении данной нормы следует учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием (собственником жилищного фонда) или при отказе последних принять упомянутое имущество. В отсутствие же таких разногласий для его передачи определение суда не требуется.

Согласно пункту 6 статьи 129 Закона о банкротстве социально-значимыми являются объекты прекращение эксплуатации которых может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы. К ним относятся объекты, используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объекты, используемые для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.

Таким образом, все перечисленное в заявлении имущество подпадает под определение социально-значимых объектов.

Судом установлено, что в ходе конкурсного производства ОАО «ДРСУ№1» приняты все меры по реализации здания котельной, двух котлов водяных, котельной установки, водогрейного котла, однако по результатам первых и повторных торгов, также по результатам торгов в форме публичного предложения имущество должника, являющееся социально значимым, не было реализовано.

Таким образом, при разрешении вопросов о передаче социально значимых объектов и других объектов должника в порядке, предусмотренном названной нормой, необходимо устанавливать следующие обстоятельства: на каком основании должник владеет (пользуется) социальными объектами, являются ли данные объекты жизненно необходимыми для региона, определить соответствующий органам власти, которому они должны быть переданы, имеются ли разногласия между конкурсным управляющим и муниципальным образованием, исполнены ли конкурсным управляющим требования Закона о банкротстве о реализации социально-значимых объектов.

Судом установлено, что здание котельной, два котла водяные, котельная установка, водогрейный котел, являются объектами коммунальной инфраструктуры, относятся к социально-значимым объектам, принадлежат на праве собственности ОАО «ДРСУ №1». Конкурсным управляющим приняты все меры по реализации указанного имущества, а также меры по передаче имущества в муниципальную собственность. На день рассмотрения дела в суд социально-значимые объекты в муниципальную собственность не приняты, следовательно, имеются разногласия между конкурсным управляющим и муниципальным образованием.

Здание котельной, два котла водяные, котельная установка, водогрейный котел, являются объектами коммунальной инфраструктуры жилого дома, находящегося по адресу <...>.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 03.12.2007 № 1688 жилой дом по адресу. Угдан, ул. Трактовая, 1а, канализация, протяженностью 539 п.м, теплосеть, протяженностью 132 п.м, газгольдерная, холодный водопровод, протяженностью 33п.м., переданы в собственность муниципального района «Читинский район»

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.09.2009 № 1754-8 десять квартир, находящихся по адресу <...>, канализация, протяженностью 539 п.м, теплосеть, протяженностью 132 п.м, газгольдерная, холодный водопровод, протяженностью 33п.м., переданы в собственность сельского поселения «Угданское».

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 марта 2010 года по делу № А78-9301/2009 отказано в удовлетворении требований Сельского поселения «Угданское» муниципального района «Читинский район» о признании недействительными распоряжений территориального управления Росимущества в Забайкальском крае:

- № 1754-8 от 15.09.2009 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность сельского поселения «Угданское» Читинского района Забайкальского края»;

- № 2065-319 от 08.10.2009 «Об утверждении акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность сельского поселения «Угданское» Читинского района Забайкальского края».

Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 22.09.2010 удовлетворено исковое заявление прокурора Читинского района, суд принудил администрацию сельского поселения «Угданское» принять в муниципальную собственность сельского поселения «Угданское» и поставить на учет перечисленное в распоряжениях Территориального управления Росимущества по Забайкальскому краю № 1754-8 от 15.09.2009 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность сельского поселения «Угданское» Читинского района Забайкальского края» и № 2065-319 от 08.10.2009 «Об утверждении акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность сельского поселения «Угданское» Читинского района Забайкальского края» имущество.

С учетом изложенного, суд считает, что соответствующим муниципальным образованием, в собственность которого подлежат передаче социально-значимые объекты, являющиеся объектами коммунальной инфраструктуры жилого дома по адресу <...>, является сельское поселение «Угданское».

В удовлетворении требований конкурсного управляющего ОАО «ДРСУ №1» к Администрации муниципального района «Читинский район» надлежит отказать.

Кроме этого, суд считает, что надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований в части обязания принять в муниципальную собственность муниципального образования сельское поселение «Угданское» и муниципального района «Читинский район» имущества:

- четыре объекта котлованных карт для сброса очистных вод. Адрес (местоположение): Россия, <...>;

- канализационную ветку протяженностью 1 км. Адрес (местоположение): Россия, <...>

- насосную станцию (канализация). Адрес (местоположение): Россия, <...>;

- две подземные емкости объемом 20 куб. каждая. Адрес (местоположение): Россия, <...>.

В отношении данного имущества не представлены доказательства права владения (пользования) ОАО «ДРСУ №1», отсутствует какая-либо документация, позволяющая определить принадлежность указанного имущества.

Конкурсным управляющим не исполнены требования статьи 132 Закона о банкротстве о попытке реализации социально-значимых объектов.

Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, не включается в конкурную массу в соответствии с пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве.

Исходя из положений статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. К жилищному фонду относится и специализированный жилищный фонд, в том числе жилые помещения в общежитиях.

К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (подпункт 3 пункта 1 статьи 36 ЖК РФ).

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» централизованные сети инженерно-технического обеспечения – это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

С учетом указанных норм суд приходит к выводу, что спорное имущество, составляющее очистной канализационный комплекс, не является жилищным фондом социального использования, не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а подпадает под понятие централизованные сети инженерно-технического обеспечения.

Следовательно, спорные объекты не могут быть переданы собственнику жилищного фонда без предварительного проведения торгов.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о недоказанности заявителем совокупности обстоятельств, позволяющих обязать муниципальное образование принять в муниципальную собственность имущество очистного канализационного комплекса.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований конкурного управляющего ОАО «ДРСУ№1» ФИО1 об обязании Администрации сельского поселения «Угданское» принять от ОАО «ДРСУ№1» в муниципальную собственность муниципального образования социально-значимые объекты.

Учитывая начало отопительного сезона с 15 сентября 2013 года, суд считает необходимым установить срок принятия социально-значимого имущества в муниципальную собственность – в течение пяти дней.

Руководствуясь статьями 60, 129, 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

удовлетворить в части требования конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» ФИО1.

  Обязать Администрацию сельского поселения «Угданское» в течение пяти дней принять от открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» в муниципальную собственность муниципального образования социально-значимые объекты:

- здание котельной, назначение: производственное. Площадь: общая 345,4 кв.м. Инвентарный номер: 307786. Литер: В. Этажность: 1. Адрес (местоположение): Россия, <...>. Кадастровый (или условный) номер: 75-75-01/084/2009-380;

- котел водяной, 1993 года выпуска, инв. № 00001128;

- котел водяной, 1993 года выпуска, инв. № 00001129;

- котельную установку КВр-1,25 Б/К, 2010 года выпуска, инв. № 00001546;

- водогрейный котел КВТ 1,25, 2011 года выпуска, инв. № 00001551.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

В удовлетворении заявления конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» ФИО1 об обязании Администрации муниципального района «Читинский район» принять от открытого акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» имущество отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме.

Судья Т.В. Архипенко