АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в удовлетворении заявления об исключении
имущества из конкурсной массы должника
г.Чита Дело № А78-641-6/2021
06 мая 2022 года
Определение в полном объёме изготовлено 06 мая 2022 года.
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Архипенко Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смыкаловой Е.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по даресу <...> этаж, заявления Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и ФИО1 исключении имущества из конкурсной массы должника,
в рамках дела о банкротстве ФИО1,
при участии в судебном заседании:
ФИО2 – представителя ПАО «Промсвязьбанк» по доверенности от 03.06.2020 (посредством онлайн-заседания),
установил:
ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: пос.Покровск, Орджоникидзевского района Якутской АССР, адрес зарегистрированного места жительства согласно данным паспорта: Забайкальский край, Борзинский район, г.Борзя, мкр. Борзя - 3, дом 16, кв.57, ИНН <***>, СНИЛС: <***>) 22 января 2021 года обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании его банкротом в порядке главы Х Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Заявление принято к производству определением суда от 27 января 2021 года.
Определением от 29 марта 2021 года заявление о признании должника банкротом признано обоснованным, введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО3 (далее – финансовый управляющий) с единовременным вознаграждением в размере 25 000 руб. за счет имущества должника.
Решением от 14 января 2022 должник признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина, ФИО3 – утверждена финансовым управляющим должника,с единовременным денежным вознаграждением в размере 25000 руб. за счет имущества должника.
07 февраля 2022 года в суд поступило заявление (вх.А78-Д-4/8537) Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» об исключении квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 409 кв.м., из конкурсной массы должника.
Определением суда от 09 февраля 2022 года заявление было принято к производству.
24 февраля 2022 года в суд поступило заявление (вх.А78-Д-4/10378) ФИО1 об исключении квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 409 кв.м., из конкурсной массы должника.
Определением суда от 02 марта 2022 года заявление должника принято к производству.
Определением суда от 17 марта 2022 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках обособленного спора № А78-641-6/2021 заявление Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» об исключении имущества из конкурсной массы должника (обособленный спор № А78-641-6/2021 вх.А78-Д-4/8537) и заявление ФИО1 об исключении имущества из конкурсной массы должника(обособленный спор № А78-641-7/2021 вх.А78-Д-4/10378).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку не обеспечили, о дате и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом заказными письмами с уведомлениями.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 05.05.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 06.05.2022, информация о перерыве размещена в сети Интернет в свободном доступе на официальном сайте суда и в системе «Картотека арбитражных дел».
В суд 28.04.2022 посредством системы «Мой Арбитр» от ПАО «Промсвязьбанк» поступил отзыв на заявленные требования, содержащий возражения против исключения квартиры из конкурсной массы. В судебном заседании представитель банка возражения поддержала, пояснила, что отсутствует возможность заключения мирового соглашения в рамках рассматриваемого обособленного спора.
Финансовый управляющий в отзыве на заявление указал, что считает необходимым исключить квартиру из конкурсной массы, так как правоотношения возникли из договора целевого жилищного займа, являющегося по своей природе частью социальной программы жилищного обеспечения военнослужащих.
Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
В решении о введении процедуры реализации имущества гражданина установлено, что ФИО1 зарегистрирован по адресу места жительства согласно данным паспорта: Забайкальский край, Борзинский район, г.Борзя, мкр. Борзя - 3, дом 16, кв.57. Должник в зарегистрированном браке не состоит, на иждивении не имеет несовершеннолетних детей.
Согласно выписке из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.12.2020 на имя должника зарегистрировано недвижимое имущество: - жилое помещение, кадастровый номер 14:36:105001:411, общей площадью 40,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.БестужеваМарлинского, д. 22, корп.2, кв.95, дата государственной регистрации 10.09.2020, вид ограничения прав и обременение объекта недвижимости: ипотека.
В реестр требований кредиторов должника в настоящее время включены требования:
- определением суда от 29.04.2021 требования Федеральной налоговой службы в размере 17938,50 руб., в том числе: 17645 руб. – налог, 293,50 руб. – пени, в состав третьей очереди;
- определением суда от 16.06.2021 требования Банка ВТБ (публичного акционерного общества) третьей очереди в размере 1 555 238 руб. 95 коп., в том числе: 1 369 698 руб. 96 коп. - просроченный основной долг, 161 228 руб. 63 коп. – плановые проценты, 24 311 руб. 36 коп. - неустойка на просроченные проценты.;
- определением суда от 16.06.2021 требования публичного акционерного общества «Сбербанк России» третьей очереди в размере 477 868 руб. 70 коп., из которых: 429 997 руб. 29 коп. - просроченный основной долг, 41 762 руб. 60 коп. - просроченные проценты, 6 108 руб. 81 коп. - неустойка.;
- определением суда от 14.09.2021 требования публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» третьей очереди в размере 2 799 439 руб. 00 коп., в том числе: 2 691 997 руб. 69 коп. – основной долг, 107 441 руб. 31 коп. – проценты, из них требование в размере 1 886 586 руб. 26 коп. как требование обеспеченное залогом квартиры, общей площадью 57,2 кв.м., кадастровый номер 14:36:105001:411, расположенной по адресу: <...>.;
- определением суда от 17.11.2021 требование Федеральной налоговой службы лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю в размере 1058 руб. по налогу на имущество физических лиц за 2020 год признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества ФИО1 оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Определением от 14.09.2021 судом признаны установленными и включены требования публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» в реестр требований кредиторов ФИО1 третьей очереди в размере 2 799 439 руб. 00 коп., в том числе: 2 691 997 руб. 69 коп. – основной долг, 107 441 руб. 31 коп. – проценты, из них требование в размере 1 886 586 руб. 26 коп. как требование обеспеченное залогом квартиры, общей площадью 57,2 кв.м., кадастровый номер 14:36:105001:411, расположенной по адресу: <...>.
В определении установлены следующие обстоятельства:
Банк является кредитором должника по кредитному договору от 15.07.2020 №5219618, сумма кредита, предоставленная по договору, - 1956970 руб., срок – 114 месяцев, процентная ставка 7,4 % годовых.
Задолженность по кредитному договору на 28.03.2021 составляет 1 886 586 руб. 26 коп., в том числе: 1 875 181 руб. 05 коп. - основной долг, 11 405 руб. 21 коп. – проценты.
Между банком и должником 15.07.2020 заключен договор об ипотеке №5219618-ДИ, в соответствии с которым предметом залога является принадлежащая на праве собственности должнику квартира, кадастровый номер 14:36:105001:411, расположенная по адресу: <...>. В соответствии с пунктом 2.3 договора оценка предмета залога составляет 4047873 руб.
Договор ипотеки зарегистрирован в установленном законе порядке.
Квартира, являющаяся предметом залога, приобретена должником по договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств и средств целевого жилищного займа от 19.12.2013.
В заявлении ФГКУ «Росвоенипотека» указывает, что ФИО1 является действующим военнослужащим – участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, обязательства которого исполняются за счет средств федерального бюджета.
24 марта 2011 г. ФГКУ «Росвоенипотека» на основании сведений из регистрирующего органа ФИО1 был открыт именной накопительный счет с датой возникновения основания для включения в НИС - 20 июня 2009 г., на котором осуществляется учет накоплений для жилищного обеспечения.
Между ФГКУ «Росвоенипотека» и ФИО1 был заключен договор целевого жилищного займа №1306/00086441 (далее – Договор ЦЖЗ).
Целевой жилищный заем предоставлен ФИО1 в размере 913 650 руб. для приобретения по договору купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 40,9 кв.м., договорной стоимостью 3 550 000 руб.
Таким образом, для приобретения жилья использовались денежные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации (ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 117-ФЗ), право на которые у должника в соответствии со ст.10. Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не наступило.
Квартира приобретена с использованием целевого жилищного займа и на основании Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ (далее – ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»), Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008г. № 370 (далее – Правила предоставления целевых жилищных займов) и Договора ЦЖЗ находится в залоге у Российской Федерации в лице ФГКУ «Росвоенипотека» с даты государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Ипотека в силу закона в пользу ФГКУ «Росвоенипотека» зарегистрирована 25.12.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Таким образом, ФГКУ «Росвоенипотека» является залогодержателем данного жилого помещения и при наличии законных оснований (увольнении военнослужащего без права на использование накоплений) и не исполнения должником своих обязанностей по возврату средств ЦЖЗ вправе удовлетворить свои требования за счет заложенного имущества.
Согласно п. 8. ст. 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Согласно статье 6 указанного федерального закона субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры. Как следует из приведенной нормы, иные непоименованные лица в ней лица, в том числе, участвующие в процедуре банкротства, финансовый управляющий, участниками таких отношений являться не могут.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона, данный закон регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование отношений в указанной сфере осуществляется также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Заявитель считает, что с учетом системного толкования данной нормы, а также норм Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ и Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" свободный оборот недвижимого имущества, предоставленного военнослужащему в рамках целевого жилищного займа, до достижения военнослужащим соответствующей выслуги, не допускается и может использоваться только для проживания военнослужащего и обеспечения обязательств перед Российской Федерацией. Кроме того, имущественные права на данное имущество неразрывно связаны с личностью должника, его особым правовым статусом военнослужащего, в связи с чем такое имущество должно быть исключено из конкурсной массы.
Финансовый управляющий в отзыве ссылается на пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», в соответствии с которым в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).
Оценив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам:
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного Закона.
В силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Перечень такого имущества определен в абзацах 2 - 11 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и пунктах 1 - 17 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
ФГКУ «Росвоенипотека», должник и финансовый управляющий полагают, что включение квартиры, приобретенной с использованием средств ЦЖЗ в конкурсную массу, фактически лишает должника, как военнослужащего участника накопительно-ипотечной системы, гарантии жилищного обеспечения, предоставленных государством.
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательства всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
Положениями статьи 446 ГПК РФ установлено, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 456-О разъяснено, что положения статьи 446 ГПК РФ, запрещающие обращать взыскание не на любое принадлежащее должнику жилое помещение, а лишь на то, которое является для него единственным пригодным для проживания, направлены на защиту конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение охраны государством достоинства личности, как того требует статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека.
Иными словами, жилое помещение может быть исключено из конкурсной массы при наличии следующих условий: жилое помещение принадлежит гражданину-должнику на праве собственности; гражданин-должник и члены его семьи совместно проживают в данном помещении; для гражданина-должника и членов его семьи данное помещение является единственным пригодным для постоянного проживания.
Исполнительский иммунитет в отношении единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, не обремененного ипотекой, действует и в ситуации банкротства должника (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»).
Вместе с тем, на основании абзаца второго пункта 1 статьи 50 Закона об ипотеке залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого имущества требований, указанных в настоящем пункте и вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства должником, в отношении которого введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
По смыслу положений пункта 2 статьи 213.11 и пункта 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве, срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» исполнительский иммунитет в отношении единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, не обремененного ипотекой, действует и в ситуации банкротства должника (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, абзац второй части 1 статьи 446 ГПК РФ).
Таким образом, в случае введения процедуры реализации имущества гражданина, квартира, имеющаяся у должника в собственности и обремененная ипотекой, включается в конкурсную массу должника. Исполнительский иммунитет на единственное жилое помещение, обремененное ипотекой, не распространяется.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе, его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Правовое регулирование функционирования накопительно-ипотечной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ), Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ), Правилами предоставления целевых жилищных займов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включённые в реестр участников. Целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с Федеральным законом (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ).
Статьей 14 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника. Со дня предоставления целевого жилищного займа учёт дохода на именном накопительном счёте участника осуществляется, исходя из остатка накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
Целевой жилищный заём предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ направление кредитору участника накопительно-ипотечной системы средств целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) является показателем исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ предусмотрено, что погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заём участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117- ФЗ при досрочном увольнении участников накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у них не возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ, участники накопительноипотечной системы обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
Категории военнослужащих, относящихся к участникам накопительно-ипотечной системы, определены частью 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года 117- ФЗ. При наличии оснований, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие включаются в реестр участников, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является увольнение его с военной службы; исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счёт средств федерального бюджета.
Иных оснований для исключения военнослужащего из числа участников накопительно-ипотечной системы, в том числе, такого как введение в отношении него процедуры банкротства, действующим законом не предусмотрено.
В соответствии с частью 4 стати 77 Федерального закона от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» жилое помещение (жилые помещения), приобретенное или построенное полностью либо частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на этот жилой дом или эту квартиру. В случае использования кредитных (заемных) средств банка или иной организации оно считается находящимся в залоге (ипотеке) в силу закона у соответствующего кредитора и у Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, предоставившего целевой жилищный заем на приобретение или строительство жилого помещения (жилых помещений).
При этом закладная в целях удостоверения прав Российской Федерации по обеспеченному ипотекой обязательству не выдается. В случае нахождения в залоге жилого помещения (жилых помещений) одновременно у соответствующего кредитора и у Российской Федерации требования Российской Федерации удовлетворяются после удовлетворения требований указанного кредитора.
Данные положения также отражены в пункте 18 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2008 года № 370.
В соответствии с пунктом 72 указанных Правил погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным органом при возникновении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со статьей 10Федерального закона и в случаях, указанных в статье 12Федерального закона, с учетом требований настоящих Правил.
Согласно пункту 91 данных Правил в случае прекращения договора целевого жилищного займа в связи с выполнением сторонами своих обязательств (в том числе по возврату участником излишне перечисленных средств) уполномоченный орган и участник осуществляют действия, связанные с погашением регистрационной записи об ипотеке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что должник, являясь военнослужащим, был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Сведений об исключении должника из реестра, а также сведения о внесении изменений в реестр в отношении указанного участника не имеется.
Таким образом, договор целевого жилищного займа не прекращен, является действующим, обязательства между ФГКУ «Росвоенипотека» и должником сохраняются.
Использование средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не предполагает в случае признания гражданина несостоятельным (банкротом) безусловное исключение из конкурсной массы должника имущества, приобретенного, в том числе за счет средств (части средств) накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В связи с чем, оснований считать, что данное имущество чем-то отличается от иного имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу, не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 77 Закона об ипотеке, жилое помещение (жилые помещения), приобретенное или построенное полностью либо частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Законом о военной ипотеке, считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на этот жилой дом или эту квартиру.
В случае использования кредитных (заемных) средств банка или иной организации оно считается находящимся в залоге (ипотеке) в силу закона у соответствующего кредитора и у Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и предоставившего целевой жилищный заем на приобретение или строительство жилого помещения (жилых помещений).
При этом, закладная в целях удостоверения прав Российской Федерации по обеспеченному ипотекой обязательству не выдается.
В случае нахождения в залоге жилого помещения (жилых помещений) одновременно у соответствующего кредитора и у Российской Федерации требования Российской Федерации удовлетворяются после удовлетворения требований указанного кредитора (абзац 2 пункта 4 статьи 77 Закона об ипотеке).
Предметом залога в обеспечение требования Банка, включенного в реестр требований кредиторов, является квартира и исключение этого имущества из конкурсной массы повлечет нарушение как прав данного кредитора, так и иных кредиторов, имеющих право на удовлетворение своих требований за счет продажи предмета залога, при недоказанности наличия у должника иного имущества, достаточного для такого погашения.
Доводы заявителей основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, признаются судом несостоятельными.
Аналогичная позиция изложена в сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.12.2021 № Ф09-6243/21, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 № 13П-43191/2021, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 по делу № А55-9475/2021 и др.).
Кроме этого, по мнению суда, заявления об исключении имущества и конкурсной массы направлены на пересмотр определения Арбитражного суда Забайкальского края от 14.09.2021 по данному делу, которым судом признаны установленными и включены требования ПАО «Промсвязьбанк» в реестр требований кредиторов ФИО1 как требование обеспеченное залогом квартиры, расположенной по адресу: <...>. Определение вступило в законную силу, должником не обжаловалось.
Из изложенного следует, что основания для исключения квартиры, являющейся предметом залога у Банка, из конкурсной массы должника отсутствуют.
Доступ к судебным актам по делу № А78-641/2021, выполненным в форме электронных документов, может быть получен на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) с использованием кода доступа.
Руководствуясь статьями 60, 213.25 Закона о банкротстве, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
В удовлетворении заявлений Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и ФИО1 об исключении из конкурсной массы должника квартиры, расположенной по адресу: <...>, отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесении путем подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Т.В. Архипенко