ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-9128/21 от 15.09.2021 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении заявления

г.Чита Дело № А78-9128/21  15 сентября 2021 года 

Судья Арбитражного суда Забайкальского края Е.А. Перевалова, 

рассмотрев заявление и приложенные к нему документы общества с ограниченной  ответственностью «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Центральному  межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной  службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>) о  признании незаконным и отмене постановления № 10673342213426937148 от 20.08.2020,  вынесенное государственным инспектором Центрального МУГАДН ФИО1 в  г.Тверь Тверской обл. о признании ООО «Полигон» виновным в совершении  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее - заявитель, ООО  «Полигон», Общество) обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением к  Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган,  Центральное МУГАДН). 

Заявление не соответствует по форме и содержанию требованиям Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации) о  подсудности дела и не может быть принято к рассмотрению Арбитражным судом  Забайкальского края по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 2 АПК Российской Федерации задачами  судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе: защита нарушенных или  оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и  иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным  применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми  судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о  судопроизводстве в арбитражных судах (статья 6 АПК Российской Федерации). 

На основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1- ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской  Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и  рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции данным Федеральным  конституционным законом, АПК Российской Федерации и принимаемыми в соответствии  с ними другими федеральными законами. 


Согласно части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражный суд  рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации  арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства  возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические  споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об  административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Частью 2 статьи 207 АПК Российской Федерации прямо предусмотрено, что  производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается  на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности. 

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу  об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд в соответствии с  арбитражным процессуальным законодательством, если правонарушение связано с  осуществлением юридическим лицом предпринимательской или иной экономической  деятельности. 

Из совокупности приведенных норм КоАП Российской Федерации и АПК  Российской Федерации следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы  (заявления) на те постановления по делам об административных правонарушениях,  которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с  осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006  года № 262-О и от 20 февраля 2014 года № 261-О, часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской  Федерации не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или  лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом  административное правонарушение не связано с осуществлением ими  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

На основании части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации при принятии  решений (постановлений) арбитражным судам необходимо руководствоваться  сформированными Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным  Судом Российской Федерации правовыми позициями. 

В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 27 января 2003 года № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в  действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"  разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной  ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное  правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24  марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что  жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановление о  привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в  части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК 


Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к  административной ответственности не в связи с осуществлением ими  предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная  сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях  (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего  законодательства в области безопасности дорожного движения. 

С учетом приведенных выше разъяснений суд приходит к выводу о том, что  арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об  административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные  правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или  иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об  административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные  правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной  экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. 

В пункте 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24  декабря 2014 года, разъяснено, что из положения части 3 статьи 30.1 КоАП Российской  Федерации следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об  административном правонарушении, вынесенное административным органом, при  условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его  юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической  деятельности. 

При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном  регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются  как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение  совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные  предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений;  применение мер административного принуждения; применение материальных санкций;  контроль и надзор и т.д. 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в  нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся  предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной  ответственности. 

Для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о  привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к  административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в  данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать  следующие критерии: 


экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и  административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей. 

Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения,  совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии),  направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в  сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны  окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной  безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления  административных органов о привлечении к административной ответственности в любом  случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. 

Такой вывод прямо следует из содержания пункта 33 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях". 

Таким образом, Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации  императивно указали, что если объективная сторона административного правонарушения,  совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии),  направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в  области безопасности дорожного движения, жалобы на постановления административных  органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат  рассмотрению исключительно в судах общей юрисдикции. 

Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Общество  привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП  Российской Федерации за движение транспортного средства, имеющего разрешенную  максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким  транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным. 

При этом статья 12.21.3 включена законодателем в главу 12 "Административные  правонарушения в области дорожного движения" КоАП Российской Федерации. 

Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения выражается в  действии, выразившемся в невыполнении норм действующего законодательства в сфере  безопасности дорожного движения. 

Следовательно, привлечение в рассматриваемом случае к административной  ответственности связано не с осуществлением Обществом предпринимательской и иной  экономической деятельности, а с необходимостью соблюдения им правил дорожного  движения при перевозке тяжеловесных грузов, в связи, с чем названные требования  должны соблюдаться всеми лицами и вне зависимости от характера осуществляемой ими  деятельности. В рассматриваемом случае ООО «Полигон» привлечено к  административной ответственности как участник дорожного движения, не исполнивший  предписанную законом обязанность по возмещению вреда, причиняемого автомобильным  дорогам. 

Характер вменяемого Обществу правонарушения связан с соблюдением  требований законодательства, направленного на общественные отношения в сфере  безопасности дорожного движения, что не свидетельствует о его экономической основе,  связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью. При этом  принадлежность заявителя к субъектам предпринимательской деятельности не  характеризует его как экономический спор. 


По мнению арбитражного суда, обязанность соблюдать правила дорожного  движения имеется у всех лиц независимо от участия их в предпринимательских  отношениях и независимо от целей выезда на дорогу (личной (бытовой) или  предпринимательской) и т.п. 

Как отмечалось выше, в соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте  33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005  года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях" и Обзоре судебной  практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, жалобы юридических лиц  на постановления административных органов о привлечении к административной  ответственности за нарушение действующего законодательства в области безопасности  дорожного движения (глава 12 КоАП Российской Федерации) в любом случае подлежат  рассмотрению в судах общей юрисдикции. 

Принимая во внимание тот факт, что статья 12.21.3 КоАП Российской Федерации  направлена на охрану правоотношений в части соблюдения правил дорожного движения  при перевозке тяжеловесных грузов, то есть на охрану правоотношений в области  безопасности дорожного движения, дело об оспаривании постановления Центрального  МУГАДН не подсудно арбитражным судам. 

Суд также учитывает и положения действующего законодательства о  недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности которого оно не относится. 

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть  лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом. 

Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как  предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными  судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда,  уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным  законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде,  а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о  подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не  уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47  Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в  результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально  обеспечивающими права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской  Федерации от 21 января 2010 года № 1-П). 

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006  года № 3-П прямо указано, что правосудие должен осуществлять только тот суд и тот  судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом  рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно  выбранным составом суда. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006  года № 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в  соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности  обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела. 

Таким образом, несоблюдение правил подсудности также означает нарушение  права на рассмотрение дела законным составом суда. 

Единственным возможным исключением из приведенного правила могла бы  явиться ситуация, когда ООО «Полигон» до обращения в арбитражный суд оспорило то  же самое постановление административного органа в соответствующем суде общей  юрисдикции и последний вступившим в законную силу судебным актом возвратил  жалобу в связи с неподсудностью или направил ее в другой юрисдикционный орган 


(пункт 3 статьи 30.4 КоАП Российской Федерации). В таком случае арбитражный суд  обязан был бы рассмотреть неподсудное ему заявление Общества, поскольку  недопустимой является ситуация, в которой лицо не может реализовать предусмотренное  законодательством право на судебную защиту (постановления Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года № 7131/08, от 29 мая  2012 года № 17607/11, от 26 марта 2013 года № 15480/12 и от 25 июня 2013 года №  14520/12). 

Однако из материалов дела не следует, что ранее Общество обращалось в суд  общей юрисдикции с жалобой на постановление административного органа. 

Поскольку каких-либо решений о подсудности данного спора судом общей  юрисдикции не принималось, то у арбитражного суда отсутствуют законные основания  для рассмотрения заявления Общества по существу. 

Как следует из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 9 июля 2019 года № 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года №  451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации" после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в  суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления,  подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный  суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей  юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление  возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК  Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК Российской Федерации, пункта  2 части 1 статьи 129 КАС Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК Российской Федерации  арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о  принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или  подсудно суду общей юрисдикции. 

При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании, поскольку дело по  заявлению ООО ООО «Полигон» подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции,  заявление Общества и приложенные к нему документы подлежат возвращению  заявителю. 

Согласно части 5 статьи 18 АПК Российской Федерации совершение  процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе принятие  искового заявления или заявления и возбуждение производства по делу, рассмотрение  заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей  вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи. 

В силу разъяснения, содержащегося в пункте 3.11 Постановления Пленума ВАС  РФ от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от  27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс  Российской Федерации" согласно части 5 статьи 18 АПК РФ к процессуальным  действиям, совершение которых одним судьей вместо другого судьи может быть  произведено в случаях, не терпящих отлагательства, относится принятие искового  заявления или заявления. Следовательно, к таким действиям относятся также  процессуальные действия, связанные с оставлением искового заявления или заявления без  движения либо его возвращением. 

Заявление согласно реестру электронного распределения дел поступило на  рассмотрение судье Сюхунбин Е.С. 


С учетом изложенного, в связи с отпуском судьи Сюхунбин Е.С. вопрос о  возвращении заявления рассматривается судьей Переваловой Е.А. в порядке  взаимозаменяемости судей на основании распоряжения от 01.02.2021 № А78-К-3/6-21  (часть 5 статьи 18 АПК РФ). 

Руководствуясь статьями 129, 184, и 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

<***>, ИНН <***>) возвратить заявителю.

месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

В связи с тем, что заявление и приложенные документы поступили в суд в  электронной форме через сервис "Мой арбитр", определение направляется без  приложения. 

Судья Е.А. Перевалова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента

Дата 17.07.2020 6:00:23

Код доступа к материалам дела вК эолмеук втырдоаннан Помер еввиадлоев а( hЕtлtpен:/а/ Аkaлdек.aсаrнbдitрrо.вruна)


Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)