АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чебоксары
Дело № А79-10148/2016
21 декабря 2016 года
Резолютивная часть определения объявлена 14 декабря 2016 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой Н.В.
рассмотрев в заседании суда заявление
ФИО1, Россия, 428000, г. Чебоксары, Чувашская Республика, бульвар Юности, д. 21, кв. 109
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике, Россия, 429500, Чебоксарский район, п. Кугеси, Чувашская Республика, ул. Советская, дом 32
о признании недействительными действий по внесению 06.09.2006 в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа
при участии:
от заявителя: ФИО1, представителей: ФИО2, ФИО3 (по устному ходатайству пункт 4 статьи 61 АПК РФ)
от налогового органа: ФИО4 по доверенности от 16.05.2016 № 1/1,
установил:
ФИО1 (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике от 06.09.2006 об исключении садоводческого товарищества «Иволга-2» из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании заявитель и его представители уточнили требования, пояснив, что фактически заявитель просит признать недействительными действия налогового органа по внесению 06.09.2006 в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица садоводческого товарищества «Иволга-2» , фактически прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа.
На основании статьи 49 АПК РФ суд принимает уточнения заявления.
Заявителю в соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ был восстановлен срок на обращение в суд с подобным заявлением.
Заявление мотивировано тем, что с 1992 года ФИО1 является членом садоводческого товарищества «Иволга-2», расположенного на землях Кугеського сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, за ним закреплен участок № 29.
Государственная регистрация товарищества была осуществлена администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики 12 ноября 1992 года № 484. В состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности юридического лица (обособленного подразделения) данные в отношении СТ «Иволга-2» были внесены 20.03.1998 № 05-04-244, ИНН <***>, КПП 211601001, ОГРН <***>.
Однако, решением Чебоксарской районной налоговой инспекции от 06 сентября 2006 года на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08. 08.2001 № 129-ФЗ садоводческое товарищество «Иволга-2» было исключено из ЕГРЮЛ 06 сентября 2006 года. Повторно садоводческое некоммерческое товарищество «Иволга-2» решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике было внесено в ЕГРЮЛ 21.05.2014 года.
Об исключении из ЕГРЮЛ в сентябре 2006 года ФИО1 узнал случайно 20 июля 2016 года. Решение нарушает его права, вытекающие из членства в товариществе. На обращение в Межрайонную инспекцию ФНС № 5 по Чувашской Республике о признании незаконным решения от 06 сентября 2006 года о снятии с налогового учета садоводческого товарищества «Иволга-2» 07 октября 2016 года был получен отказ.
При этом решением о снятии с налогового учета прерывается правопреемственность нынешнего садоводческого товарищества «Иволга-2» с образованным в 1992 году товариществом, что может явиться препятствием оформления права собственности на земельный участок.
Просят заявление удовлетворить.
Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике заявление не признал, возражал против ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, представил пояснения.
Суду пояснил, что садоводческое товарищество «Иволга-2» ИНН <***> снято с налогового учета в связи с признанием данной организации недействующим юридическим лицом и исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Относительно подведомственности данного спора арбитражному суду представитель налогового органа представил отзыв, считает дело не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, а в суде общей юрисдикции.
Выслушав участников процесса, изучив представленные документы, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 указанной нормы заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд на основании пункта 4 статьи 198 АПК РФ определил удовлетворить ходатайство заявителя, восстановить пропущенный срок подачи заявления.
Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 указанной статьи Кодекса арбитражному суду подведомственны дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
При этом специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в статье 33 Кодекса, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают дела по спорам, указанным в статье 225.1 Кодекса.
В силу статьи 225.1 Кодекса арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участие в деле юридического лица не всегда будет основанием для отнесения дела к компетенции арбитражного суда.
Обязательным условием рассмотрения дел с участием некоммерческих организаций является ведение ими предпринимательской и иной экономической деятельности, связанной с извлечением прибыли.
В соответствии со статьей 123.1 Гражданского Кодекса РФ (Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях) некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Согласно статье 123.12 Гражданского Кодекса РФ (Основные положения о товариществе собственников недвижимости) товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
При этом в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. (часть 4 статьи 50 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7 "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. (пункт 2 статьи 2 указанного закона).
Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Таким образом, судом установлено, что садоводческое некоммерческое товарищество «Иволга-2» является некоммерческой организацией.
Согласно уставам садоводческого товарищества «Иволга-2», как в новой, так и в прежней редакции в отношении ликвидированного товарищества, основной задачей садоводческого товарищества является организация коллективного сада и использование его членами для производства фруктов, ягод, овощей, а также создание условий для культурного проведения свободного времени трудящимися и их семьями, укрепление здоровья, приобщение к труду подростков.
Целью деятельности Товарищества является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, обеспечение реализации прав членов Товарищества на получение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками с правом возведения на них жилых строений, хозяйственных строений и сооружений, удовлетворение потребностей членов Товарищества в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья.
Факт создания товарищества не с целью извлечения прибыли также подтвержден представителями заявителя в судебном заседании.
Указанное садоводческое товарищество «Иволга-2» не объединяет собой коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций (статья 225.1 Арбитражного процессуального Кодекса РФ).
ФИО1, являясь физическим лицом, оспаривает действия Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Чувашской Республике по внесению в ЕГРЮЛ 06.09.2006 записи об исключении юридического лица, которое является некоммерческой организацией, созданной не для извлечения прибыли.
В силу изложенного, исходя из субъектного состава, характера спорных отношений, предмета и оснований заявленных требований, принимая во внимание положения действующего законодательства, в том числе статью 225.1 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд считает, что настоящий спор не связан с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности и соответственно спор по настоящему делу неподведомственен арбитражному суду.
Заявитель не представил доказательства невозможности рассмотрения указного спора в суде общей юрисдикции, поскольку в материалы дела не представлены документы, подтверждающие прекращение производства по делу в суде общей юрисдикции, которое могло бы привести к утрате заявителем права на судебную защиту, гарантированную статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, и, как следствие, к отказу в правосудии.
В материалы дела заявитель представил обращение в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением с аналогичными требованиями 02.08.2016.
Определением указанного суда от 03.08.2016 данное заявление ФИО5 было возвращено в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Суд в определении также разъяснил заявителю о возможности повторного обращения после досудебного порядка урегулирования спора.
Однако заявитель после соблюдения такого порядка посредством обращения в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, ошибочно обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Поскольку заявитель не представил в материалы дела определение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики о прекращении производства по данному административному заявлению в связи с не подведомственностью спора суду общей юрисдикции, то производство по настоящему делу в арбитражном суде подлежит прекращению в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 49, 150 пункт 1 части 1, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
прекратить производство по делу № А79-10148/2016.
Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
Судья О.С. Кузьмина