АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-10172/2006 | |
декабря 2006 года |
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Березка»», <...> а
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, <...>
к третьему лицу – Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары, <...>
о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки № 22135 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 25.09.2006,
при участии:
от Общества – ФИО1 по доверенности от 10.04.2006,
от Инспекции – ведущего специалиста юридического отдела ФИО2 по доверенности № 05-22/10 от 12.04.2006,
от УПФР в г. Чебоксары – начальника юридического отдела ФИО3 по доверенности № 09-20/5032 от 07.07.2006, руководителя группы отдела взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами ФИО4 по доверенности № 09-20/4504 от 09.11.2004,
установил:
Закрытое акционерное общество «Торгово-промышленная компания «Березка»» (далее – ЗАО «ТПК «Березка»», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция или налоговый орган), с участием третьего лица – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары (далее – УПФР в г. Чебоксары) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки № 22135 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 25.09.2006, в которую включена сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязании Инспекцию исключить из лицевого счета данную сумму пени и выдать справку о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности суммы пени.
В обоснование заявленных требований указано, что 27.09.2006 ЗАО «ТПК «Березка»» от Инспекции была получена справка № 22135 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.09.2006, в которую включена задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации в части пени в размере 929 862 руб. 42 коп. (754 153 руб. 78 коп. - страховая часть трудовой пенсии, 175 708 руб. 64 коп. - накопительная часть трудовой пенсии). Общество полагает, что тем самым были нарушены законные права ЗАО «ТПК «Березка»» на основании следующего.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Статей 17 указанного Закона установлено, что бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет страховых взносов, а также за счет сумм пени и иных финансовых санкций.
В пункте 1 статьи 25 данного Закона указано, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Статья 25.1 вышеназванного Закона устанавливает четкий порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В частности, до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 25.1 Закона). В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 25.1 Закона).
По состоянию на сегодняшний день ЗАО «ТПК «Березка»» задолженности перед Пенсионный Фондом Российской Федерации не имеет, каких-либо требований об уплате задолженности по страховым взносам в части пени в адрес Общества от территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации не поступало.
Таким образом, Общество считает, что Инспекцией неправомерно, без должных оснований была выдана справка о состоянии расчетов, в которую включена сумма пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Кроме того, наличие или отсутствие у Общества задолженности по налогам, сборам, а также страховым взносам перед бюджетами различных уровней является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому ЗАО «ТПК «Березка»» полагает, что включение в справку расчетов в качестве задолженности пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления нормальной предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
УПФР в г. Чебоксары о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание от 21.12.2006 не направило.
Представитель Общества в заседании суда от 21.12.2006 заявил ходатайство о приобщении к материалам дела ксерокопии инкассового поручения № 11545 от 15.11.2006, таблицы начисления пеней за период с 05.08.2006 по 29.08.2006 на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме 5 228 руб. 00 коп., требований ГУ – УПФ РФ в г. Чебоксары об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, накопительную часть трудовой пенсии и пеней за их несвоевременную уплату № 4028 от 11.07.2006 с таблицей начисления пеней с 14.04.2006 по 11.07.2006, № 4318 от 30.08.2006 и № 4904 от 24.11.2006.
Суд в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил указанные документы к материалам дела.
Представитель Общества в заседании суда от 21.12.2006 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Инспекции в судебном заседании от 21.12.2006 требования, изложенные в заявлении не признала, указав на их необоснованность и одновременно пояснив, что на основании заявления ЗАО «ТПК «Березка»» от 27.09.2006 Инспекцией была выдана справка о состоянии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 25.09.2006, в которой было указано об имеющейся задолженности по пени: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 929 862 руб. 42 коп. (страховая часть трудовой пенсии - 754 153 руб. 78 коп., накопительная часть трудовой пенсии - 175 708 руб. 64 коп.).
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Следовательно, должностные лица налоговых органов, действуя в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы долга.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов является одновременное наличие двух условий - несоответствия обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов по ведению карточек лицевого счета, а также порядок их ведения.
Лицевые счета налогоплательщика являются формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов. Данные лицевых счетов используются налоговыми органами для отражения в них всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков с бюджетами всех уровней.
Поэтому отражение в лицевом счете налоговых платежей и пени само по себе не ущемляет права налогоплательщика, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие нарушение Инспекцией какого-либо закона, либо иного нормативного правового акта, а также реальное нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Карточка лицевого счета является документом первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приказ МНС РФ № БГ-3-10/411 от 05.08.2002 «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов»).
Лицевые счета относятся к документам внутриведомственной учетной системы налоговых платежей, и используется налоговыми органами для отражения в них всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков с бюджетами всех уровней. Следовательно, отражение в лицевых карточках всех сведений и сумм само по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика. Нарушение прав налогоплательщика может иметь место, например, в случае осуществления налоговым органом действий, направленных на взыскание задолженности в порядке статей 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации, за счет излишней уплаты налога и другие основания неверно отраженных в лицевом счете сведений.
В лицевом счете налогоплательщика отражаются по мере поступления данные налоговых обязательств, начисления по налогам и сборам, на основании представленных обязательств, суммы пени, начисленные за несвоевременную уплату налога или сбора, уменьшения по налоговым обязательствам, и другие сведения. Таким образом, в лицевой карточке отражается оперативная работа по определенному налогоплательщику.
Справка о состоянии расчетов для юридических лиц формируется с помощью программных средств налогового органа. Методические рекомендации по заполнению справки, утвержденные Приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138 предусматривают, что справка содержит сведения о текущих платежах налогоплательщика, отсроченных платежах, приостановленных для взыскания и т.д. Таким образом, справка о состоянии расчетов в полной мере содержит достоверную информацию о налогоплательщике.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 11 час. 00 мин. 21.12.2006 до 15 час. 00 мин. 28.12.2006.
Представитель Общества в заседании суда от 28.12.2006 заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства и продлении срока рассмотрения дела на один месяц для уточнения расчета пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 – 2006 года.
Представители Инспекции и УПФР в г. Чебоксары в судебном заседании от 28.12.2006 не возражали против удовлетворения заявленного ходатайства представителя Общества.
С учетом заявленного ходатайства представителя Общества, суд считает возможным отложить судебное разбирательство по делу и в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации продлить срок на его рассмотрение для полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 158, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Удовлетворить ходатайство ЗАО «ТПК «Березка»» об отложении судебного разбирательства по настоящему делу. Продлить на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок рассмотрения дела не более чем на один месяц.
Отложить рассмотрение дела на 23 января 2007 года на 14 час. 00 мин.
Сторонам представить уточненный расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ЗАО «ТПК «Березка»» за период с 01.01.2002 по 25.09.2006 с учетом правовой позиции, указанной в решении ВАС РФ от 11.10.2006 по делу № 8540/2006.
Явка сторон и третьего лица в судебное заседание обязательна.
Судья А.А. Афанасьев