АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-10274/2008 | |
января 2009 года |
г. Чебоксары | Дело № А79-10274/2008 |
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Степановой В.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой В.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору по Чувашской Республике-Чувашии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) г. Чебоксары по Чувашской Республике
к государственному унитарному предприятию «Биологические очистные сооружения» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики г. Новочебоксарска
о взыскании 28 495 700 руб. 32 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
при участии:
от Управления- ФИО1 и ФИО2 (копии доверенностей в деле),
от ответчика- ФИО3 и ФИО4 (копии доверенности в деле)
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору по Чувашской Республике - Чувашии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) г. Чебоксары (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному унитарному предприятию «Биологические очистные сооружения» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики г. Новочебоксарска (далее – ответчик, Предприятие, ГУП «БОС») о взыскании 28 495 700 руб. 32 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год.
Заявление мотивировано тем, что на основании части 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных районов.
Приказом Ростехнадзора России от 08.06.2006 № 557 срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Согласно расчету платы за 2005 год, представленному Предприятием в Управление, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил 9 804 263 руб. 00 коп. В ходе проверки правильности исчисления платы Управлением доначислена плата за 2005 год в размере 24 242 655 руб. 00 коп., Всего плата за 2005 год составила 34 046 918 руб. 00 коп.
В период с 01.01.2005 по 01.10.2008 ГУП «БОС» перечислило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год в размере 5 000 000 руб. 00 коп. (платежное поручение (далее – п/п) № 170 от 14.03.2005 на сумму 1 000 000 руб. 00 коп., п/п № 190 от 22.03.2005 на сумму 1 600 000 руб. 00 коп., п/п № 483 от 28.06.2005 на сумму 1 400 000 руб. 00 коп., п/п № 706 от 02.09.2005 на сумму 500 000 руб. 00 коп., п/п № 710 от 05.09.2005 на сумму 500 000 руб. 00 коп.)
С учетом переданной налоговыми органами переплаты на 01.01.2005
(в соответствии с Порядком передачи органами ФНС органам Ростехнадзора информации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду и дальнейшего взаимодействия органов ФНС и органов Ростехнадзора в части указанной платы по вопросам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом и инициирования процедур банкротства, утвержденным приказом
Ростехнадзора и ФНС России от 01.11.2005 № 806/САЭ-3-21/553) в
размере 551 217 руб. 68 коп., задолженность ответчика за 2005 год (на 24.12.2008) составила 28 495 700 руб. 32 коп.
В связи с тем, что направленное в адрес ответчика требование Управления от 01.11.2008 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок - до 24.11.2008 исполнено не было, заявитель просит взыскать с ответчика 28 495 700 руб. 32 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год.
Представители заявителя в судебном заседании указали, что согласно расчету размер платы ответчика за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год составил 9 804 263 руб. 00 коп., поэтому с учетом переплаты в размере 551 217 руб. 68 коп., задолженность предприятия за 2005 год составила 4 253 045 руб. 32 коп.
В связи с чем уменьшили сумму своих требований до 4 253 045 руб. 32 коп., которую поддержали по изложенным в заявлении основаниям и просили взыскать с ответчика.
Представители ответчика в судебном заседании требования не признали и пояснили, что в заявлении Управления в приложении № 4 приведен расчет платы для ГУП «БОС» за размещение отходов за 2005 год, размер которой по расчетам Управления составляет 31 055 022 руб. 90 коп.
Таким образом, плата только за размещение отходов составляет 29,1% от полной выручки предприятия за 2005 год.
При этом 80% вышеуказанной платы - 25 791 768,52 рублей относятся к периоду с 01.01.2005 до 25.03.2005, то есть к первому кварталу 2005 года.
Такой размер платы делает невозможным достижение основных целей деятельности ГУП «БОС», как коммерческой организации, определенных частью 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом предприятия.
В соответствии с пунктом 11.5. «Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утверждённого приказом Ростехнадзора от 24.07.2006 № 724, Ростехнадзор разрешил вопрос, касающийся срока действия лимитов на размещение отходов ГУП «БОС» Минстроя Чувашии в период с 01.01.2005 по 24.03.2005. Таким образом, применение повышающего пятикратного коэффициента к нормативам платы за этот период в расчете Управления неправомерно.
Вместе с этим, ГУП «БОС» заявляет, что срок предъявления
Управлением иска о взыскании в судебном порядке задолженности по плате за 2005 год за негативное воздействие на окружающую среду в размере 28 495 700,32 рублей:
• не соответствует законодательству;
• в соответствии со статьёй 196 Гражданского Кодекса Российской Федерации пропущен для 1-3 кварталов 2005 года по следующим основаниям:
До принятия в установленном порядке федерального закона, регулирующего плату за негативное воздействие на окружающую среду, действует постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - постановление Правительства РФ № 632) действительность которого подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответствии с Определением КС РФ от 10.12.2002 № 284-О постановление Правительства РФ № 632 принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
Как указано в постановляющей части Определения КС РФ от 10.12.2002 №284-О, вытекающий из настоящего Определения конституционно-правовой смысл постановления Правительства РФ № 632 является общеобязательным, что исключает любое иное истолкование данного постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.
В Определении КС РФ от 10.12.2002 г. № 284-О установлено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
В силу сформулированных КС РФ Определении от 10.12.2002 г. №284-О правовых позиций обязательные индивидуально-возмездные федеральные платежи, внесение которыхявляется одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции РФ.
При этом статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ № 632 были утверждены нормативные документы, определяющие механизм перечисления природопользователями платы за загрязнение окружающей природной среды и порядок направления указанных средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации (Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды РФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 03.03.1993 №№04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10) (далее - Порядок направления 10% платы в ФБ РФ) и во внебюджетные экологические фонды (Письмо Минфина РФ, Минприроды РФ от 21, 22 декабря 1992 г. №№ 04-04/72-6344, 9-5-12 «Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды» (далее - Порядок направления платы в экологические фонды).
При этом оба порядка были зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и опубликованы в соответствии с Указом Президента РФ от 26.03.1992 № 302 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (Указом Президента РФ от 23.05.1996 №763 настоящий Указ признан утратившим силу).
Таким образом, все вопросы, связанные с порядком перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, сроки, платежные периоды и т.д. определялись вышеуказанными порядками.
Порядок направления платы в экологические фонды признан утратившим силу приказом МПР РФ и Минфина РФ от 10.06.2002 №355/50н с 13.07.2002, при этом данные платежи в спорный период регулировались статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, Федеральным законом от 23.12.2004 №173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год» и Порядком направления 10% платы в ФБ РФ.
Порядок направления 10% платы в ФБ РФ действовал до его отмены приказом МПР РФ и Минфина РФ от 22.11.2005 № 313/143н «О признании утратившим силу Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 03.03.1993 № 04-15/61-638, Министерством финансов Российской Федерации 03.03.1993 № 19, Государственной налоговой службой Российской Федерации 03.03.1993 № ВГ-6-02/10», то есть до 22.12.2005 и распространялся на 1-3 кварталы 2005 года.
Абзацем 1 пункта 6 раздела IV Порядка направления 10% платы в ФБ РФ отчетным (платежным) периодом платы за негативное воздействие признавался квартал, а перечисление предприятиями 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета осуществлялось ежеквартально в следующие сроки:
плановые платежи не позднее 20 числа последнего месяца квартала;
фактические платежи не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
При этом в соответствии с абзацем 1 пункта 4 раздела III Порядка направления 10% платы в ФБ РФ по истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по форме согласно приложению № 2, с 01.01.2005 - территориальным управлениям Ростехнадзора.
Таким образом, Управлением незаконно доначислена плата за негативное воздействие на 2005 год, а не за первый квартал 2005 года. Тем более, что в своем заявлении Управлением признается, отчетным периодом - квартал, а также то, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год истек.
Также представители ответчика не согласны со ссылкой Управления в исковом заявлении на приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - приказ Ростехнадзора № 557) неправомерна, так как данный приказ не распространяется на правоотношения по взиманию платы за негативное воздействие в 2005 году. (приказ вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24.07.2006 №30 и касается платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная с третьего квартала 2006 года по настоящее время).
Далее просят обратить внимание, что до вступления с силу приказа Ростехзнадзора № 557 действовал приказ Ростехнадзора от 27.01.2006 № 49 «Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - приказ Ростехнадзора № 49), которым было приказано руководителям управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональных управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установить и довести до сведения природопользователей рекомендованные Ростехнадзором следующие сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду:
по итогам четвертого квартала 2005 года - 30 января 2006 года;
по итогам первого квартала 2006 года - 20 апреля 2006 года;
по итогам второго квартала 2006 года - 20 июля 2006 года;
по итогам третьего квартала 2006 года - 20 октября 2006 года;
по итогам четвертого квартала 2006 года - 20 января 2007 года.
Следовательно, по мнению представителей ответчика приказ Ростехнадзора № 49 распространялся в 2005 году только на четвертый квартал.
Приказ Ростехнадзора № 49 впервые был опубликован в журнале «Энергонадзор и энергобезопасность», 2006 г., № 1, а затем в журнале «Экологический вестнике России», 2006 г., №8.
При этом научный аналитико-информационный журнал «Энергонадзор и энергобезопасность» является информационным изданием Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам государственного энергетического надзора, согласно приказу Ростехнадзора от 26.11.2007 № 61-рп. Статус журнала «Экологический вестник России» вообще не определен.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров, на что указывается и в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, у Управления отсутствуют основания для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2005 года.
Пунктом 2 статьи 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
То есть, срок исковой давности:
за первый квартал 2005 года закончился 20 апреля 2008 года;
за второй квартал 2005 года закончился 20 июля 2008 года;
за третий квартал 2005 года закончился 20 октября 2008 года.
Также следует указать, что сроки исковой давности по размеру, порядку и срокам внесения сумм, уплаченных ГУП «БОС» в течение 2005 года в виде авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, также истек, поскольку последняя сумма была внесена ГУП «БОС» Минстроя Чувашии 05.09.2005, о чем сообщено суду в заявлении Управления.
В соответствии со вторым абзацем пункта 2 статьи 199 Гражданского Кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в иске.
Пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632) установлено, что «Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей».
В 2005 году имел юридическую силу только один нормативный правовой документ, определяющий сроки перечисления платежей за негативное воздействие, а именно, Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды РФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 03.03.1993 г. №№ 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10), который был только утвержден Минэкономики РФ (20.01.1993), Минфином РФ (25.01.1993) и Минприроды РФ (26.01.1993).
Установленный разделом 9 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (рег. № 190, 27.03.1993 в Минюста РФ) (далее - ИМУ) порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды, а именно, (Письмо Минфина РФ, Минприроды РФ от 21, 22 декабря 1992 года №№ 04-04/72-6344, 9-5-12 «Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды» признан утратившим силу приказом МПР РФ и Минфина РФ от 10.06.2002 № 355/50н с 13.07.2002, а юридически не действовал с 01.01.2001 в соответствии с тем, что Федеральный экологический фонд был упразднён Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ.
Самими ИМУ сроков перечисления платы за негативное воздействие не установлено, но, однако, пунктом 4.3. предписывается, что плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Минприроды России в установленные им сроки.
Плановый размер платежей на 2005 год был направлен в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике письмом от 20.01.2005 № 42, то есть в предусмотренные сроки.
Пунктом 5.4. ИМУ предусмотрены варианты определения (расчета) ежеквартального фактического объема сброса, выброса, размещения отходов.
Пунктом 5.2. ИМУ определено только то, что фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем е ежегодной статистической отчетности по формам №2-ТП (воздух) и 2-ТП (водхоз).
Таким образом, действовавшим в то время законодательством, равно как и действующим законодательством в настоящее время (приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 признавался и признается квартал в качестве отчетного периода.
Единообразие норм применения законодательства в части установления календарного квартала отчетным периодом подтверждается следующей судебной практикой (решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2008 № А79-749/2008, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2008 № АЗЗ-2805/2007-ФО2-2310/2008 и др.).
Пунктом 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
То же самое подтверждено приказами МПР РФ от 06.2001 № 480 (абзац 2 пункта 3) и от 11.03.2002 №115 (пункт 10). В приложении № 2 к приказу МПР РФ от 11.03.2002 №115 приведена форма данного отчета, которая не предусматривает согласования или утверждения отчета.
ГУП «БОС» Минстроя Чувашии представило отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья за отчетный период письмом от 24.08.2004 № 513, о получении которого территориальным органом МПР РФ свидетельствует их ответ от 01.09.2004 № 07/2339.
По делу объявлен перерыв с 26 по 30 января 2009 года.
После перерыва участвующие в деле лица повторили свои ранее данные пояснения.
Суд считает необходимым дело слушанием отложить для тщательного изучения материалов дела и ознакомления с действующим законодательством.
Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложить рассмотрение дела на час. мин. февраля 2009 года .
Судья В.М. Степанова