АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-10283/2008 | |
февраля 2009 года |
Арбитражный суд в составе:
судьи Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разумовой Е.А.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
закрытого акционерного общества «Научно-производственная внедренческая фирма «СВАРКА», 428000, Чувашская Республика, <...>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании недействительным решения от 17.12.2008 года № 16-09/389
при участии:
от заявителя: юрисконсульт ФИО1 по доверенности от 11.01.2009 № 1
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: специалист–эксперт юридического отдела ФИО2 по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/334
установил:
Закрытое акционерное общество «Научно-производственная внедренческая фирма «СВАРКА» г. Чебоксары обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 17.12.2008 года № 16-09/389 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, чтоИнспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары по итогам выездной налоговой проверки принято решение от 17.12.2008 № 16-09/389 о привлечении общества к налоговой ответственности, начислены налог на прибыль в размере 191876 руб., пени в сумме 128 руб., штраф в размере 6749 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ, что является неправомерным.
В соответствии с договором на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы от 16.06.2006 № 15-С ЗАО «НПФ «СВАРКА-2» поручает ЗАО «НПВФ «СВАРКА» разработку и изготовление «Автоматической линии контактной сварки «АЛИКС-1005» для изготовления арматурных сеток» со сроком сдачи работ 19.08.2006, стоимость которых составляет 11500000 руб., и договором на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы от 27.09.2006 № 21-С на разработку и изготовление «Автоматической линии контактной сварки «АЛИКС-2303» для изготовления арматурных сеток» со сроком сдачи работ 29.12.2006, стоимость которых составляет 19000000 руб. Сдача-приемка работ осуществлялась поэтапно согласно календарному плану.
В соответствии с договором на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы от 15.04.2005 № 4-С ООО «Конта» поручает ЗАО «НПВФ «СВАРКА» разработку и изготовление «Автоматической линии контактной сварки «АЛИКС-1004» для изготовления арматурных сеток» со сроком сдачи работ 15.02.2006, стоимость которых составляет 8100000 руб., и договором на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы от 01.11.2005 №7-С на разработку и изготовление «Автоматической линии контактной сварки «АЛИКС-2302» для изготовления арматурных сеток» со сроком сдачи работ 31.10.2006, стоимость которых составляет 17500000 руб. Сдача-приемка работ осуществлялась поэтапно согласно календарному плану.
Пунктом 2.4 договоров предусмотрена штрафная неустойка в размере учетной ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки платежа за несвоевременное перечисление денежных средств Исполнителю Заказчиком.
По мнению налогового органа заявителем в нарушение подпункта 4 статьи 271 Налогового Кодекса РФ были занижены внереализационные доходы на сумму доходов в виде штрафных санкций, пеней за нарушение договорных обязательств по договорам, заключенных с ООО «Конта» и с ЗАО «НПФ «СВАРКА-2». Так, Инспекция ссылается на акты сверки расчетов между Заказчиком и Исполнителем, но в них отражены фиксированные суммы стоимости этапов по календарному плану, и сумма задолженности соответствует сумме к оплате по закрытым этапам работ. Общая стоимость по договорам в актах сверки соответствует фиксированной сумме стоимости согласно пунктам 2.1 и 2.2 на дату заключения договоров.
Инспекция самостоятельно рассчитала суммы штрафной неустойки по договорам № 4-С и № 7-С с ООО «Конта и по договорам № 15-С и № 21-С с ЗАО «НПФ «СВАРКА-2».
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового Кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или иных санкций за нарушении договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 271 Налогового Кодекса РФ для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или иных санкций) за нарушение долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Следовательно, дата и основания для признания налогоплательщиком в целях налогообложения внереализационного дохода в виде штрафных неустоек связаны с признанием соответствующих сумм должником или датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм.
В соответствии с гражданским законодательством РФ кредитор вправе самостоятельно определять и реализовывать свое право истребования задолженности и способы защиты своего нарушенного права. Заявитель не реализовал право требования уплаты вышеуказанных санкций к должникам, а должники в свою очередь не совершили действия, свидетельствующие о признании долга в виде штрафной неустойки и готовности уплатить их. Обратного налоговый орган в нарушение налогового законодательства не доказал, материалами налоговой проверки указанный довод заявителя не опровергается.
Таким образом, заявитель не мог включить в налоговую базу неполученные суммы штрафов, так как это повлекло бы нарушение его имущественных прав и интересов как собственника, поскольку налог, в таком случае, фактически взимается не с прибыли, а за счет имущества, налоги с которого уже были уплачены, что находит свое подтверждение в письмах Министерства финансов РФ от 06.07.2006 № 03-03-04/1/63 и от 23.12.2004 № 03-03-01-04/1/189, судебной практике и позиции Конституционного Суда РФ от 28.10.1999 № 14-П. Следовательно, заявитель не произвел занижение налоговой базы по налогу на прибыль, в связи с чем начисление Инспекцией налога на прибыль, пеней и налоговых санкций является незаконным.
В связи с утверждением Инспекции об отсутствии предмета спора представитель заявителя пояснил, что общество обратились в арбитражный суд с заявлением до того как узнало, что оспариваемое решение Инспекции отменено решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Самостоятельно с апелляционной жалобой об отмене решения заявитель в Управление ФНС по ЧР не обращался. Письмо об отмене решения Управлением было получено заявителем только в январе 2009 года. Требования на уплату начисленных сумм Инспекция заявителю не выставляла. Однако общество продолжает настаивать на удовлетворении заявления о признании решения недействительным. Просил заявлением удовлетворить.
Представитель Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары заявление не признала по доводам, изложенным в отзыве, считает, что отсутствует предмет спора и дело подлежит прекращению по следующим основаниям. Согласно пункту 9 статьи 101 Налогового Кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. Данное право может быть реализовано налоговым органом и при отсутствии жалобы налогоплательщика.
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике рассмотрело решение Инспекции ФНС по г.Чебоксары № 16-09/389 от 17.12.2008, отменило его и дело о налоговом правонарушении прекратило, в связи с чем отсутствует вступивший в силу ненормативный правовой акт, который может быть обжалован в суд. Таким образом, отмена решения Инспекции не порождает гражданских прав и обязанностей, не нарушает права и законные интересы заявителя по делу.
Согласно статье 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога, пеней, штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направляется в установленном статьей 69 Налогового Кодекса РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В виду того, что Управление ФНС по ЧР отменило решение Инспекции и дело о налоговом правонарушении прекратило, то у Инспекции отсутствуют основания для выставления требования об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, штрафа, что и соблюдено налоговым органом, требование не выставлялось.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество «Научно-производственная внедренческая фирма «СВАРКА» г. Чебоксары зарегистрировано Администрацией Калининского района г. Чебоксары 11.12.1991.
В соответствии с действующим законодательством общество является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательствоми обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, с 21.02.2008 по 12.09.2008 Инспекция федеральной налоговой службы по г. Чебоксары провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.2005 по 31.12.2006, результаты которой зафиксированы актом № 16-09/278 от 10.11.2008.
Рассмотрев акт проверки, возражения общества заместителем начальника Инспекции принято решение № 16-09/389 от 17.12.2008 о привлечении ЗАО «НПВФ «СВАРКА» к налоговой ответственности. 26.12.2008 решение получено главным бухгалтером общества по доверенности.
Не согласившись с решением, общество обратилось 29.12.2008 с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.
29.12.2008 Управление федеральной налоговой службы по Чувашской Республике приняло решение № 07-21/19 об отмене решения Инспекции ФНС по г. Чебоксары № 16-09/389 и прекратило дело о налоговом правонарушении.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению.
Согласно пункту 7 статьи 101 Налогового Кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, в том числе за привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 9 названной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, применимой к спорным отношениям).
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
В рассматриваемом случае общество не подавало апелляционную жалобу на решение Инспекции ФНС по г. Чебоксары от 17.12.2008 года № 16-09/389.
Пунктом 13 статьи 101 Налогового Кодекса РФ установлено, что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 Налогового Кодекса РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. (пункт 2 статьи 6.1 Кодекса).
В силу пункта 6 данной нормы срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Учитывая, что решение Инспекции ФНС по г. Чебоксары № 16-09/389 от 17.12.2008 вручено представителю общества 26.12.2008, данное решение должно вступить в силу 20.01.2009.
Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции 29 декабря 2008 года, которое на момент обращения в суд в законную силу еще не вступило.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Налогового Кодекса РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
При этом Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике 29.12.2008 приняло решение № 07-21/19 от 29.12.2008 об отмене решения Инспекции ФНС по г. Чебоксары № 16-09/389 от 17.12.2008 и дело о налоговом правонарушении в отношении заявителя прекратило.
Таким образом, на момент принятия судом определением от 30.12.2008 заявления общества к производству и назначения предварительного судебного заседания фактически отсутствовал ненормативный акт Инспекции ФНС по г. Чебоксары – решение № 16-09/389 от 17.12.2008, привлекающее общество к налоговой ответственности и обязывающее уплатить начисленные налоги, пени и штрафы в виду его отмены и прекращения дела о налоговом правонарушении.
В соответствии со статьей 142 Налогового Кодекса РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.
Так, пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не обосновал, каким образом не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на него обязанности, создает иные препятствие для осуществления предпринимательской деятельности несуществующий на момент обращения заявителя в суд ненормативный акт. Заявитель преждевременно обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, которое на момент его обращения не вступило в законную силу, не порождало на момент обращения в суд обязанностей и до вступления его в силу и до принятия судом заявления к производству было отменено вышестоящим налоговым органом в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 101.3 Налогового Кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение. (пункт 3 статьи 101.3 Кодекса РФ).
В данном случае требование на уплату налогов, пени и штрафов заявителю не направлялось в виду не вступления в силу и последующей отмены решения Инспекции ФНС по г. Чебоксары, какие-либо иные нарушения и действия со стороны налогового органа отсутствуют, что также свидетельствует об отсутствии нарушений законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по делу по заявлению закрытого акционерного общества «Научно-производственная внедренческая фирма «СВАРКА», г. Чебоксары к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании недействительным решения № 16-09/389 от 17.12.2008.
Возвратить закрытому акционерному обществу «Научно-производственная внедренческая фирма «СВАРКА», <...>, ИНН <***>, зарегистрированному Администрацией Калининского района г. Чебоксары 11.12.1991 государственную пошлину в размере 5122 руб. 94 коп., уплаченную по платежному поручению № 321 от 24.03.2006.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Обеспечительные меры, принятые судом определением от 30.12.2008 сохраняют свое действие до вступления в законную силу определения суда о прекращении производства по делу от 17.02.2009, после вступления в законную силу определения суда обеспечительные меры подлежат отмене.
Судья О.С. Кузьмина