ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-10678/17 от 20.12.2018 АС Чувашской Республики

38/2018-210839(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары Дело № А79-10678/2017  27 декабря 2018 года 

Резолютивная часть определения объявлена 20 декабря 2018 года.

Полный текст определения изготовлен 27 декабря 2018 года. 

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии  в составе: судьи Андреевой С.В., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновой Н.П.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

конкурсного управляющего ФИО1, г. Чебоксары  Чувашской Республики, 

к бывшему руководителю закрытого акционерного общества «Межхозяйственная  строительная организация «Моргаушская» ФИО2 

об обязании передать бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы,  материальные и иные ценности должника 

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования  относительно предмета спора - ФИО3 

по делу по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Автомобильный Торговый Центр»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 428020, <...> 

к закрытому акционерному обществу «Межхозяйственная строительная  организация «Моргаушская» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 429551,  <...> 

о признании несостоятельным (банкротом),
при участии:

от ЗАО "МСО "Моргаушская" – ФИО4 по доверенности от 15.05.2018, 

ФИО2 лично и его представителя ФИО5 по доверенности от  30.03.2018, 

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно  предмета спора - ФИО3 

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Автомобильный Торговый  Центр" обратилось в суд с заявлением о признании закрытого акционерного 


общества "Межхозяйственная строительная организация "Моргаушская"  несостоятельным (банкротом). 

Определением суда от 26.12.2017 в отношении закрытого акционерного  общества "Межхозяйственная строительная организация "Моргаушская" введена  процедура банкротства наблюдение; временным управляющим утвержден ФИО6. 

Решением от 15.05.2018 суд признал закрытое акционерное общество  "Межхозяйственная строительная организация "Моргаушская" несостоятельным  (банкротом) и открыл конкурсное производство в отношении закрытого  акционерного общества "Межхозяйственная строительная организация  "Моргаушская"; конкурсным управляющим закрытого акционерного общества  "Межхозяйственная строительная организация "Моргаушская" утвердил  ФИО1. 

 - передать бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы,  материальные и иные ценности должника 

- копию базы данных 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин.
- главную книгу за 2013-2018 г.г.

- кассовые книги и отчеты кассира с приложением приходно-кассовых и  расходно-кассовых ордеров за 2013-2018 г.г. 

- первичные документы по расчетным счетам: выписки с приложением  платежных поручений, за 2013-2018 г.г. 

- Оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч.62  «Покупатели, заказчики» с приложением: договоров, товарно-транспортных  накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур за 2013-2018 г.г. 

- Оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.60 «Поставщики, подрядчики» с приложением: договоров, товарно- транспортных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур за 2013-2018  г.г. 

- Оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.71 «Подотчетные лица с приложением авансовых отчетов и первичных  документов к ним за 2013-2018 г.г. 

- Оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч.  66, 67 (Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам» с приложением  договоров займа, поручительства, залога и т.д. за 2013-2018 г.г. 

- Оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики по сч. 01, 02  (Основные средства и амортизация) с приложение инвентарных Карточек, ведомости  начисления амортизации за 2013-2018 г.г. 

- Инвентаризационные описи по товарно-материальным остаткам в разрезе  материально-ответственных лиц. Ведомости остатка ТМЦ в количественном и  суммовом учете за 2013-2018 г.г. 

- Ведомости начисления заработной платы.
- Бухгалтерские справки.


- Учредительные документы. 

- Уставы ЗАО "Межхозяйственная строительная организация 

"Моргаушская".
- Свидетельство о гос. регистрации в качестве юр. лица.
- Свидетельство о присвоении ИНН.
- Информационное письмо органа гос. статистики о присвоении кодов;

- Свидетельства о гос. регистрации права собственности на объекты 

недвижимости.

- Протоколы общих собраний акционеров с приложениями (журналы 

регистрации участников собраний акционеров, бюллетени для голосования, 

протоколы счетной комиссии).

В ходе рассмотрения спора ЗАО "МСО "Моргаушская" уточнило заявление:  1. Обязать бывшего руководителя ЗАО «МСО «Моргаушская» ФИО2 

Евгения Николаевича обеспечить передачу штампов, материальных и иных 

ценностей ЗАО "Межхозяйственная строительная организация "Моргаушская", в 

том числе, но не ограничиваясь:

a. ГАЗ-33021, 1997 г.в., гoc.peг.номер А991АК21, VIN <***>;  b. МОДЕЛЬ 3274-0000010-03, 2003 г.в., гос.peг.номер АЕ36321, VIN 

<***>;

c. КС-55713-1, 2003 г.в., гос.peг.номер А761ВК21, VIN <***>;  d. МАЗ 555102-2120, 2003 г.в., гос.peг.номер А198РА21, VIN 

<***>;

e. ПАЗ-320500, 1997 г.в., гос.peг.номер А554РА21, VIN 

<***>;

f. ГАЗ-332132, 2003 г.в., гос.peг.номер Е041МУ21, VIN 

<***>;

g. кран автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. 

 № 11306;

h. кран автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. 

 № 11431;
i. Вагон-дом;
j. Штукатурная станция;
k. Объект незавершенного строительства.

Евгения Николаевича обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации 

должника ЗАО "Межхозяйственная строительная организация "Моргаушская", в том 

числе, но не ограничиваясь:
- копию базы данных 1С.Бухгалтерия и 1 С.Камин;
- главную книгу за 2013-2018 г.г.;

- кассовые книги за 2013, 2016-2018 гг. и отчеты кассира с приложением 

приходно-кассовых и расходно-кассовых ордеров за 2013, с 01.01.2014 по 

кассира 09.01.04-31.03.2016, кассовая книга 2014-2015, кассовая книга по магазину 

- первичные документы по расчетным счетам: выписки с приложением 

платежных поручений за 2016-2018 г.г. (передано конкурсному управляющему 

выписки по расч. счету ПАО СБ РФ -2014-2015; АО РСХБ за 2014-2015 г.г.);


- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.62 «Покупатели и заказчики: договоры, товарно-транспортных накладных, актов  выполненных работ, счетов-фактур за 2013, 2016 по 2018 г. (передано конкурсному  управляющему товарно-транспортные, накладные, акты выполненных работ за  2014-2015, справки о стоимости выполненных работ 2011): 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.60 «Поставщики, подрядчики» с договорами, товарно-транспортные накладные,  акты выполненных работ, счетов-фактур за 2017-2018 г. г. (передано конкурсному  управляющему товарно-транспортные накладные и счета -фактуры 2014-2016  г.г., справки о стоимости выполненных работ 2012 - 2013 г.г.); 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.71 «Подотчетные лица с приложением авансовых отчетов и первичных  документов к ним за 2013 г., 2017-2018 г.г. (передано конкурсному управляющему  авансовые отчеты за 2014 г., 2015 г., 2016 г.); 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч. 66, 67 (Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам) с приложением  договоров займа, поручительства, залога и т.д. за 2013-2018 г.г.; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики по сч. 01, 02(Основные 

средства и амортизация) с приложением инвентарных карточек, ведомости  начисления амортизации за 2013-2018 г.г. (передано конкурсному управляющему  Инвентаризационная опись ОС 2014 г -без подписей); 

- инвентаризационные описи по товарно-материальным остаткам в разрезе  материально-ответственных лиц. Ведомости остатка ТМЦ в количественном и  суммовом учете за 2013-2018 г.г.; 

- ведомости начисления заработной платы начислений по всем структурным  подразделениям за 1999-2018 г.г., кроме ОГМ, АУП за 2000 г. (передано  конкурсному управляющему Ведомости начисления заработной платы по ОГМ.  АУП за 2000 г.); 

- бухгалтерские справки за 2013 - 2018 г.г.;

- протоколы общих собраний акционеров с приложениями (журналы  регистрации участников собраний акционеров, бюллетени для голосования,  протоколы счетной комиссии) за 2017-2018 г.г.; 

- протоколы собраний совета директоров с приложениями (журналы  регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной  комиссии) за 2011-2018 г.г.; 

- акты сверок взаимных расчетов за 2016 г. -2018 г. (передано конкурсному  управляющему акты сверок за 2013 -2015 гг.); 

- табеля и наряды за 2013 г., за 2016-2018 г.г. (передано конкурсному  управляющему табеля и наряды 2014-2015 г.г.); 

- материальные отчеты 2013, 2017-2018 г.г. (передано конкурсному  управляющему материальные отчеты 2014-2016 г.г.); 

- справки о стоимости выполненных работ - субподряда за 2013 - 2018 г.г.  (передано конкурсному управляющему справки о стоимости выполненных работ  субподряда июль 2007-октябрь 2012 г.); 

- бухгалтерские отчеты за 2013-2018 г. (передано конкурсному управляющему  бухгалтерские отчеты 2003-2007, 2009, 2011-2012 г.г.); 

- книга доходов и расходов за 2013-2017 гг. (передано конкурсному  управляющему книга доходов и расходов 2011 г.); 


- листки временной нетрудоспособности за 2017-2018 г.г. (передано  конкурсному управляющему листки временной нетрудоспособности 2012-2016 г.  г.); 

 - договоры подряда 2013, 2015-2018 г.г. (передано конкурсному  управляющему договоры подряда 2014 г.); 

- налоговая декларация по НДФЛ 2017 г. (передано конкурсному  управляющему налоговая декларация по НДФЛ 2014, 2015, 2016 гг.); 

- личные карточки уволенных работников 2017 г. (передано конкурсному  управляющему личные карточки уволенных 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 г. г.); 

- приказы по личному составу за 2017-2018 г. г. (передано конкурсному  управляющему приказы по личному составу 1999-2016 г.г.); 

- приказы на отпуска 2017-2018 гг. (передано конкурсному управляющему  приказы на отпуска 2008-2016 г.г.); 

- индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке и начисленных  страховых взносах застрахованных лиц 2013-2018 г.г. (передано конкурсному  управляющему индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке и  начисленных страховых взносах застрахованных лиц 2000-2004, 2006, 2010 г.г.). 

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации уточнение заявления судом принято. 

Определением суда от 08.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,  привлечен ФИО3. 

В судебном заседании представитель ЗАО "МСО "Моргаушская" поддержал  заявление с учетом уточнения в полном объеме 

ФИО2 и его представитель просили отказать в удовлетворении  заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснили, что  все имевшиеся у ФИО2 печати и штампы, материальные и иные ценности  должника, вся бухгалтерская и иная документация должника были переданы  конкурсному управляющему по акту приема-передачи основных средств от  27.08.218 и по акту приема-передачи бухгалтерской и иной документации от  27.08.2018. Указали на то, что имущество c. КС-55713-1, 2003 г.в., гос.peг.номер  А761ВК21, VIN <***>; d. МАЗ 555102-2120, 2003 г.в., гос.peг.номер  А198РА21, VIN <***>; g. кран автомобильный КС-3575А, 1989  г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. № 11306; h. кран автомобильный КС-3575А, 1989  г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. № 11431, бывшим генеральным директором  ФИО3 ему не передавалось. 

ФИО3 пояснил, что он занимал должность генерального директора  ЗАО "МСО "Моргаушская" за период с 18.12.2007 по 14.12.2016; при сложении  своих полномочий 14.12.2016 им были переданы новому генеральному директору  ЗАО "МСО "Моргаушская" ФИО2 все активы Общества, товарно- материальные ценности, документация (учредительные документы, печати и  штампы, кассовые книги, бухгалтерская отчетность, договоры, документы по  кадрам и др.), что подтверждается актом приема-передачи основных средств при  смене генерального директора от 14.12.2016, актом о приеме-сдаче дел от  14.12.2016, после чего был оформлен обходной лист. На предприятии были  установлены базы данных 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин без которых ведение  бухгалтерского учета не представляется возможным, акт приема-передачи  указанных баз не составлялся, так как они находились в компьютере бухгалтера, 


работавшего в момент увольнения и материально переданы быть не могли. Также  указал на то, что после смены генерального директора ЗАО "МСО "Моргаушская"  сдавало годовую бухгалтерскую отчетность за 2016 год, что без базы данных  1С.Бухгалтерия и 1С.Камин сделать невозможно, равно как и осуществлять какую- либо финансово-хозяйственную деятельность. 

Иные лица, явку полномочных представителей в суд не обеспечили.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.12.2018 по 19.12.2018, с  19.12.2018 по 20.12.2018. 

Выслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание,  изучив материалы дела, суд установил следующее. 

Согласно статье 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности  (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам,  предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными  федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности  (банкротстве). 

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве  руководитель должника в течение трёх дней с даты утверждения конкурсного  управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации  должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному  управляющему. Тем самым обязанность по передаче указанных документов и  имущества лежит на руководителе должника. 

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 47 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35  «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о  банкротстве», в случае отказа или уклонения бывшего руководителя должника от  передачи бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов,  материальных и иных ценностей арбитражному управляющему он вправе  обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их  истребовании по правилам части 4 и 6 - 12 статьи 66 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (при этом для конкурсного  управляющего истребуются оригиналы документов и сами ценности). В  определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы  арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего  судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на  нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). В случае необходимости суд  вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у  других лиц, у которых имеются соответствующие документы. 

Таким образом, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке  статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  следовательно, должен быть установлен конкретный перечень истребуемых  документов и представлены доказательства нахождения указанных документов у  лица, требования к которому о возложении обязанности передать документы  предъявлены. 

Кроме того, необходимо исследовать вопрос фактического нахождения всех  истребуемых документов у бывшего руководителя должника, так как судебный  акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать 


признаками исполнимости (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 08.02.1998   № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14- ФЗ) члены совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной  ответственностью, единоличный исполнительный орган такого общества, члены  коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий при  осуществлении им прав и исполнении обязанностей должны действовать в  интересах общества добросовестно и разумно. 

Добросовестность и разумность при исполнении возложенных на  единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью  обязанностей заключается не только в принятии им всех необходимых и  достаточных мер для достижения максимального положительного результата от  предпринимательской и иной экономической деятельности общества, но и  надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него  действующим законодательством. 

Согласно пункту 1 статьи 50 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с  ограниченной ответственностью" общество обязано хранить следующие  документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения  общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества и т.д. 

В силу пункта 2 статьи 50 Закона № 14-ФЗ общество хранит указанные  документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в  ином месте, известном и доступном участникам общества. 

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ  "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского  учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней  подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не  менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты  экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и  ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие 

воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности  электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее  пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской  (финансовой) отчетности в последний раз. 

Пунктом 3 статьи 29 Закона № 402-ФЗ регламентировано, что  экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения  документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Согласно статье 7  Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов  бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. 

По пункту 4 статьи 29 данного Закона при смене руководителя организации  должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации.  Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией  самостоятельно. 

Таким образом, руководитель должника обязан не только обеспечить  ведение бухгалтерского учета и сохранность первичных учетных документов  должника, а в случае необходимости их восстановление, но и впоследствии в 


кратчайшие сроки передать их конкурсному управляющему независимо от  предъявления последним какого-либо требования. 

Поскольку в силу положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве  передача конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации  является обязанностью руководителя должника, или иного лица, исполнявшего  обязанности на момент утверждения конкурсного управляющего, то и доказывать  надлежащее исполнение данной обязанности в соответствии со статьей 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен бывший  руководитель должника или иное лицо, исполнявшее соответствующие  обязанности. 

Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у  руководителя должника предполагается и является обязательным требованием  закона, законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность по  восстановлению утраченных документов и руководитель должника обязан  доказывать наличие уважительных причин непредставления документации, при  этом невыполнение требования о предоставлении первичных бухгалтерских  документов или отчетности приравнивается к их отсутствию. 

Законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена и обязанность  руководителя по восстановлению утраченных документов. 

Из материалов дела следует, что руководителем ЗАО "МСО "Моргаушская"  на дату признания должника банкротом являлся ФИО2. 

Письмом от 18.05.2018 № 2 в адрес ФИО2 направлен запрос о  передаче в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего  бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных  и иных ценностей ЗАО "МСО "Моргаушская" в том числе, но не ограничиваясь,  копии базы данных 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин. 

Далее, письмом от 18.07.2018 № 56 в адрес ФИО2 направлен запрос  о предоставлении документов, печатей и штампов, материальных и иных  ценностей, в том числе, но не ограничиваясь, копии базы данных 1С.Бухгалтерия и  1С.Камин. Однако, до настоящего времени руководитель должника ЗАО "МСО  "Моргаушская" ФИО2 не передал все документы и  имущество конкурсному управляющему ФИО1, что  является нарушением со стороны ФИО2 пункта 2 статьи 126 ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)», и препятствует осуществлению конкурсным  управляющим ФИО1 обязанностей, предусмотренных ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)». 

Судом установлено, что ФИО2 передал конкурсному управляющему  часть документации и имущества должника, что подтверждается представленными  в материалы обособленного спора актами приема-передачи от 27.08.2018 (л.д. 35- 40, 52-57). 

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской  Федерации налогоплательщик обязан хранить данные бухгалтерского и налогового  учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том  числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а  также уплату (удержание) налогов. Таким образом, действующее законодательство  содержит исчерпывающий перечень бухгалтерских документов, которые подлежат  хранению. 


Как отмечено выше, Николаев Евгений Николаевич являлся директором  должника до введения конкурсного производства. 

Изложенное означает, что ФИО2, как директор  общества, должен был выполнить мероприятия по обеспечению безопасных и  надлежащих условий хранения документов бухгалтерского учета и надлежащего  ведения бухгалтерского учета. 

Суд исходит из презумпции, что истребуемые документы должны быть у  руководителя, поскольку он обязан обеспечить их надлежащее хранение. 

При этом, поскольку конкурсный управляющий является действующим  руководителем должника, ему необходимы подлинники документов, относящихся  к деятельности общества. 

Согласно части 5 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете формы регистров  бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных,  содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта,  должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта. 

В силу части 6 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете регистр  бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде  электронного документа, подписанного электронной подписью. 

Об использовании того или иного способа ведения регистров бухгалтерского  учета должно быть указано в приказе об учетной политике субъекта хозяйственной  деятельности. 

Исходя из части 5 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные,  содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и  накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает  руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского  учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4  статьи 10 Закон о бухгалтерском учете. 

Как следует из пояснений ФИО3, бывшего  генеральным директором должника в период с 18.12.2007 по 14.12.2016, при  ведении бухгалтерского учета должника использовался программный продукт  1С.Бухгалтерия и 1С.Камин. 

В материалы дела представлены карточки счета бухгалтерского учета  должника, датой проведения операций по которым, в том числе значится –  19.12.2016, то есть после назначения на должность генерального директора  должником ФИО2 

Кроме того, составление карточек счета невозможно без использования  программного продукта. 

Следовательно, компьютерная база 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин является  одной из форм ведения бухгалтерского учета. 

Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у  руководителя должника предполагается и является обязательным требованием  закона. 

В силу перечисленных выше норм права истребуемые документы должны  храниться у ФИО2 и быть своевременно переданы конкурсному  управляющему. 

Из содержания пункта 2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о  банкротстве следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной  документации, печатей, штампов, имущества, материальных ценностей является 


двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего  документа. 

Суд не принимает довод ФИО2 о том, что имущество ГАЗ-33021,  1997 г.в., гoc.peг.номер А991АК21, VIN <***>; ПАЗ-320500, 1997  г.в., гос.peг.номер А554РА21, VIN <***>; ГАЗ-332132, 2003 г.в.,  гос.peг.номер Е041МУ21, VIN <***> бывшим генеральным  директором ФИО3 ему не передавалось. 

В материалы дела представлен акт приема передачи имущества от 14.12.2016  в котором отражены указанные транспортные средства, подписанный ФИО3 и ФИО2 (л.д. 81). 

В ходе судебного заседания ФИО3 пояснил, что данные  транспортные средства были переданы новому директору общества и сообщено о  том, что находятся на территории ООО «Агроснаб». 

Следовательно ФИО2 подписывая акт приема-передачи имущества  от 14.12.2016 взял на себя ответственность за указанное имущество. 

Суд также не принимает довод ФИО2 о том, что имущество КС- 55713-1, 2003 г.в., гос.peг.номер А761ВК21, VIN <***>; МАЗ  555102-2120, 2003 г.в., гос.peг.номер А198РА21, VIN <***>; кран  автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. № 11306; кран  автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг.   № 11431, бывшим генеральным директором ФИО3 ему не передавалось,  в силу следующего. 

Согласно письму Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору Приволжское управление от 24.05.2018   № 17511/16 в государственном реестре опасных производственных объектов за  ЗАО "МСО "Моргаушская" числится опасный производственный объект "Участок  механизации", зарегистрированный 29.10.2001 за № А44-02399-0001, в состав  которого входят два автомобильных крана: кран автомобильный КС-3575А, 1989  г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. № 11306; кран автомобильный КС-3575А, 1989  г.в., грузоподъемностью 25 т, peг. № 11431. 

Кроме того, согласно сведениям о зарегистрированных транспортных  средствах по состоянию на 26.05.2018, представленных письмом МРЭО ГИБДД  МВД по Чувашской Республике от 29.05.20178, за ЗАО "МСО "Моргаушская"  числятся, в том числе: КС-55713-1, 2003 г.в., гос.peг.номер А761ВК21, VIN  <***>, и МАЗ 555102-2120, 2003 г.в., гос.peг.номер А198РА21, VIN  <***>. 

Судом при принятии судебного акта по вопросу истребования бухгалтерских  документов и имущества должника, должны учитываться обстоятельства,  связанные с принятием руководителем общества всех мер для исполнения его  обязанностей; проявлением при принятии данных мер требуемых степеней  заботливости и осмотрительности, например при обеспечении сохранности  документации; принятием лицом мер для восстановления документации в случае  ее гибели, если таковая имела место по не зависящим от него основаниям;  выяснением, явилась ли гибель документации следствием ненадлежащего ее  хранения либо совершением лицом иных действий без должной заботы и  осмотрительности. 

ФИО2 не представлены доказательства невозможности передачи  конкурсному управляющему должника бухгалтерской и иной документации 


должника (по перечню, представленному в дело), равно как и не представлены  доказательства по розыску имущества, принадлежащего должнику. 

В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в  предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами  порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает  наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения  лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для  правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются  письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле,  заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио -  и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2 указанной статьи). 

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает  относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности,  а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 

В материалы дела представлены договоры купли-продажи оборудования от  19.12.2016, заключенные между закрытым акционерным обществом  «Межхозяйственная строительная организация «Моргаушская» в лице  генерального директора ФИО2 (продавец) и ФИО3 (покупатель), по условиям которых продавец продает, а покупатель  покупает поддержанное оборудование – Штукатурная станция и Вагон-дом (л.д.  143 - 148). 

Судом установлено, что при проведении и составлении инвентаризационной  описи от 01.08.2018 № 1 конкурсным управляющим был установлен объект  незавершенного строительства, площадь застройки 850,1 кв.м, расположенный по  адресу Чувашская Республика, Моргаушский район, Москакасинское сельское  поселение, <...>, который отражен в указанной  инвентаризационной описи. 

Кроме того, по сведениям, содержащимся в ЕФРСБ, конкурсным  управляющим установлено право аренды земельного участка (площадь 3137+/- 98  кв.м, кадастровый номер 21:17:092701:1006, адрес: Чувашская Республика,  Моргаушский район, Москакасинское сельское поселение, д. Сидуккасы). 

Оценив представленные в материалы дела документы, суд приходит к  выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявления  конкурсного управляющего закрытого акционерного общества «Межхозяйственная  строительная организация «Моргаушская», а именно: 

Обязать бывшего руководителя закрытого акционерного общества  «Межхозяйственная строительная организация «Моргаушская» ФИО2 обеспечить передачу следующего имущества и документов  согласно перечня: 

- ГАЗ-33021, 1997 г.в., гoc.peг.номер А991АК21, VIN <***>;


- МОДЕЛЬ 3274-0000010-03, 2003 г.в., гос.peг.номер АЕ36321, VIN  X8932740C30BF3120; 

- КС-55713-1, 2003 г.в., гос.peг.номер А761ВК21, VIN <***>; 

- МАЗ 555102-2120, 2003 г.в., гос.peг.номер А198РА21, VIN  <***>; 

- ПАЗ-320500, 1997 г.в., гос.peг.номер А554РА21, VIN  <***>; 

- ГАЗ-332132, 2003 г.в., гос.peг.номер Е041МУ21, VIN <***>; 

- кран автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг.   № 11306; 

- кран автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг.   № 11431; 

- копию базы данных 1С.Бухгалтерия;
- главную книгу за 2013, 2014 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018;

- кассовые книги за 2013, 2016, 2017 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018 и отчеты  кассира с приложением приходно-кассовых и расходно-кассовых ордеров за 2013, с  01.01.2014 по 08.01.2014, с 01.04.2016 по 10.05.2018 г; 

- первичные документы по расчетным счетам: выписки с приложением  платежных поручений за 2016, 2017 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.62 «Покупатели и заказчики: договоры, товарно-транспортных накладных, актов  выполненных работ, счетов-фактур за 2013, 2016, 2017 года, с 01.01.2018 по  10.05.2018: 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.60 «Поставщики, подрядчики» с договорами, товарно-транспортные накладные,  акты выполненных работ, счетов-фактур за 2017 год, с 01.01.2018 по 10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.71 «Подотчетные лица с приложением авансовых отчетов и первичных  документов к ним за 2013, 2017 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч. 66, 67 (Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам) с приложением  договоров займа, поручительства, залога и т.д. за период с 01.01.2013 по  10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики по сч. 01, 02(Основные 

средства и амортизация) с приложением инвентарных карточек, ведомости  начисления амортизации за период с 01.01.2013 по 10.05.2018; 

- инвентаризационные описи по товарно-материальным остаткам в разрезе  материально-ответственных лиц. Ведомости остатка ТМЦ в количественном и  суммовом учете за период с 01.01.2013 по 10.05.2018; 

- ведомости начисления заработной платы начислений по всем структурным  подразделениям за период с 01.01.1999 по 10.05.2018, кроме ОГМ, АУП за 2000 г.; 

- протоколы общих собраний акционеров с приложениями (журналы  регистрации участников собраний акционеров, бюллетени для голосования,  протоколы счетной комиссии) за 2017-2018 г.г.; 

- протоколы собраний совета директоров с приложениями (журналы  регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной  комиссии) за период с 01.01.2011 по 10.05.2018; 


- справки о стоимости выполненных работ - субподряда за период с 

- бухгалтерские отчеты за период с 01.01.2013 по 10.05.2018;  - книга доходов и расходов за период с 01.01.2013 по 10.05.2018; 

- личные карточки уволенных работников за 2017 г.;
- приказы по личному составу за период с 01.01.2017 по 10.05.2018;
- приказы на отпуска за период с 01.01.2017 по 10.05.2018;

- индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке и начисленных 

страховых взносах застрахованных лиц за период с 01.01.2013 по 10.05.2018.

Действующим законодательством не предусмотрена уплата арбитражным 

управляющим государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом 

заявлений поданных им в соответствии с положениями статьи 60 Закона о 

банкротстве.

Руководствуясь статьями 60, 126 Федерального закона «О несостоятельности 

(банкротстве)». статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса 

Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

 Обязать бывшего руководителя закрытого акционерного общества  «Межхозяйственная строительная организация «Моргаушская» ФИО2 обеспечить передачу следующего имущества и документов  согласно перечня: 

- ГАЗ-33021, 1997 г.в., гoc.peг.номер А991АК21, VIN <***>; 

- МОДЕЛЬ 3274-0000010-03, 2003 г.в., гос.peг.номер АЕ36321, VIN  <***>; 

- КС-55713-1, 2003 г.в., гос.peг.номер А761ВК21, VIN <***>; 

- МАЗ 555102-2120, 2003 г.в., гос.peг.номер А198РА21, VIN  <***>; 

- ПАЗ-320500, 1997 г.в., гос.peг.номер А554РА21, VIN  <***>; 

- ГАЗ-332132, 2003 г.в., гос.peг.номер Е041МУ21, VIN <***>; 

- кран автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг.   № 11306; 

- кран автомобильный КС-3575А, 1989 г.в., грузоподъемностью 25 т, peг.   № 11431; 

- копию базы данных 1С.Бухгалтерия;
- главную книгу за 2013, 2014 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018;

- кассовые книги за 2013, 2016, 2017 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018 и отчеты  кассира с приложением приходно-кассовых и расходно-кассовых ордеров за 2013, с  01.01.2014 по 08.01.2014, с 01.04.2016 по 10.05.2018 г; 

- первичные документы по расчетным счетам: выписки с приложением  платежных поручений за 2016, 2017 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.62 «Покупатели и заказчики: договоры, товарно-транспортных накладных, актов  выполненных работ, счетов-фактур за 2013, 2016, 2017 года, с 01.01.2018 по  10.05.2018: 


- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.60 «Поставщики, подрядчики» с договорами, товарно-транспортные накладные,  акты выполненных работ, счетов-фактур за 2017 год, с 01.01.2018 по 10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч.71 «Подотчетные лица с приложением авансовых отчетов и первичных  документов к ним за 2013, 2017 года, с 01.01.2018 по 10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по  сч. 66, 67 (Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам) с приложением  договоров займа, поручительства, залога и т.д. за период с 01.01.2013 по  10.05.2018; 

- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики по сч. 01, 02(Основные 

средства и амортизация) с приложением инвентарных карточек, ведомости 

начисления амортизации за период с 01.01.2013 по 10.05.2018;

- инвентаризационные описи по товарно-материальным остаткам в разрезе 

материально-ответственных лиц. Ведомости остатка ТМЦ в количественном и 

суммовом учете за период с 01.01.2013 по 10.05.2018;

- ведомости начисления заработной платы начислений по всем структурным 

подразделениям за период с 01.01.1999 по 10.05.2018, кроме ОГМ, АУП за 2000 г.;

- протоколы общих собраний акционеров с приложениями (журналы 

регистрации участников собраний акционеров, бюллетени для голосования, 

протоколы счетной комиссии) за 2017-2018 г.г.;

- протоколы собраний совета директоров с приложениями (журналы 

регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной 

комиссии) за период с 01.01.2011 по 10.05.2018;

- справки о стоимости выполненных работ - субподряда за период с 

- приказы на отпуска за период с 01.01.2017 по 10.05.2018; 

- индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке и начисленных 

страховых взносах застрахованных лиц за период с 01.01.2013 по 10.05.2018.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать. 

Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный 

апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии. 

Судья С.В. Андреева