ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-10999/05 от 25.11.2005 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-10999/2005

ноября 2005 года

Арбитражный суд в составе: судьи Дроздова Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дроздовым Н.В.,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

открытого акционерного общества "Чувашэнерго", Чувашская Республика, г. Чебоксары

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары

о признании незаконным отказ налогового органа в возврате денежных средств

при участии:

от истца – Виноградов М. Ю. (доверенность от 28.09.05 № 11-04-69),

от ответчика – Павлов С. Л. (доверенность от 05.01.05 № 03-21/25173),

установил:

ОАО "Чувашэнерго" г. Чебоксары обратилось в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возвратить ошибочно перечисленные истцом денежные средства.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал, по существу пояснил, что письмом от 12.08.2005 г. № 11-03/1145 истец обратился к ответчику с заявлением о возврате денежных средств, ошибочно перечисленных в пользу бюджета, как проценты на сумму дополнительных платежей. Ответчик в своем письме от 25.08.2005 № 09-23/21463 отказал в возврате соответствующих денежных средств "в связи с отсутствием переплаты по виду платежа проценты на сумму дополнительных платежей в федеральный, республиканский и местный бюджеты".

Между тем, истец не согласен с данной позицией ответчика по следующим основаниям.

11.10.2001 г. ИМНС России по Ленинскому району г. Чебоксары в отношении ОАО "Чувашэнерго" было вынесено решение за № 40-01 о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам. Также были подписаны соответствующие графики погашения задолженности по налогам и сборам, и отдельно по пеням и штрафам.

При этом в графике по пеням и штрафам была включена сумма в размере 17 млн. 223 тыс. 792 руб. - дополнительные платежи по налогу на прибыль.

В соответствии с положениями п. 2. ст. 8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», дополнительными платежами признаются проценты, начисленные на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в истекшем квартале, и подлежащей внесению в бюджет.

Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.

Сумма в размере 17 млн. 223 тыс. 792 руб. составной частью налога на прибыль не является, а сложилась из сумм процентов рассчитанных в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (налоговый, отчетный). (Определение Конституционного Суда от 13.10.2001 г. № 225-О)

Из анализа указанных норм права следует, что законодатель предусмотрел обязанность по ежеквартальной уплате процентов исключительно на суммы задолженности по налогам и сборам, а не на проценты на них, что также подтверждается судебной практикой. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2005 г. № 6920/04-сЗ-ФО2-373/05-С1, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2004 г.№А29-1370/2004А).

ОАО "Чувашэнерго" за период с 2002 г. по настоящее время ошибочно перечислило в пользу соответствующих бюджетов 2 753 046 рублей., несмотря на то, п.п. 4 п.1 ст. 32

НК РФ и п. 35 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5, предусмотрено, что налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В этой связи, исходя из выше изложенного, считаем, что ответчик неправомерно отказал в возврате вышеуказанных денежных средств на расчетный счет общества.

Ответчик иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного иска исходя из следующего.

ОАО "Чувашэнерго" обращалось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением от 26.07.2004 №05/1-12-760 о признании бездействия Инспекции незаконным и понуждении к проведению зачёта по ошибочно уплаченной сумме в принудительном порядке. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.09.2004 по делу №А79-5883/04-СК1-5539 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Чувашской Республики указанное выше решение арбитражного суда оставлено без изменения. При рассмотрении кассационной жалобы ОАО «Чувашэнерго» в Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа ОАО «Чувашэнерго» отказалось от исковых требований.

По своему содержанию зачет уплаченных сумм налога является формой возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005№5735/05).

В соответствии со ст. 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу, повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Таким образом, производство по настоящему делу согласно п.п.2 п.1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению.

Кроме того, требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред., действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют суму указанного налога. Исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончанию первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учётом ранее начисленных авансовых платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежат уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.

Соответствие данного порядка уплаты налога на прибыль Конституции России подтверждено Определениями Конституционного суда РФ от 13.11.2001 № 225-0, от 10.01.2002 №5-О. Согласно названным определениям не препятствует реализации гражданами и их объединениями своих конституционных прав и не ставит по сомнение соответствие Конституции России п.2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий", поскольку служит обеспечению баланса конституционно-значимых интересов государства и налогоплательщиков. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определённый период.

Это означает, что "дополнительные платежи" непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и не относятся ни к пеням, ни к штрафам, а являются фактической доплатой налога на прибыль, образовавшейся в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.

Таким образом, сумма в размере 17.223.792 руб. является частью налога на прибыль, которая должна была быть уплачена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Ошибочное отнесение указанных платежей налоговым органом при реструктуризации налоговых платежей, пеней и штрафов, вместо категории налоги и сборы, в категорию пени и штрафы не изменяет их правовой природы.

Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а так же задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации) утвержден постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 №1002.

В соответствии с п.4 Порядка реструктуризации с сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами. Так как «дополнительные платежи» по налогу на прибыль включены в состав налоговых платежей, с указанных сумм должны быть уплачены проценты за пользование бюджетными средствами.

Реструктуризация - это льготный порядок погашения ранее возникшей задолженности перед бюджетом, т.е. тех сумм, которые причитались к уплате в бюджет, но не были уплачены в срок, установленный Законом, при этом данный порядок не регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а относится (решение Верховного суда РФ от 14.01.2002 №ГКПИ 2001- 1751) к бюджетному законодательству.

Таким образом, ст. 78 ПК РФ к рассматриваемым отношениям не применима.

Законодательством не предусмотрен зачёт процентов по реструктуризируемой задолженности по налогам и сборам, в счет уплаты текущих платежей по налогам и сборам.

Таким образом, требования ОАО "Чувашэнерго" необоснованны, заявлены повторно, что недопустимо.

Ввиду вышеизложенного, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 150, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Дело № А79-10999/2005 производством прекратить.

Судья                                                                                 Н.В. Дроздов