ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-11161/09 от 24.11.2009 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-11161/2009

ноября 2009 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Лазаревой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лазаревой Т.Ю.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

открытого акционерного общества "Чувашавтодор", 428000, <...> а

к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

о признании недействительным решения налогового органа № 13-10/261 от 30.06.2009 г.

при участии:

от заявителя -  заместителя главного бухгалтера ФИО1 по доверенности  № 99 от 10.07.2009 г., начальника юридического отдела ФИО2 по доверенности № 1 от 01.01.2009 г.,

от налогового органа – заместителя начальника юридического отдела ФИО3 по доверенности от 11.12.2008 г. № 05-22/337, главного государственного налогового инспектора ФИО4 по доверенности от 07.10.2009 г. № 05-22/398, начальника отдела выездных проверок ФИО5  по доверенности от 07.10.2009 г. № 05-22/399, начальника  правового отдела УФНС России по ЧР ФИО6 по доверенности от 21.01.2009 г. № 05-22/019

установил:

Открытое акционерное общество "Чувашавтодор" обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании недействительным решения налогового органа № 13-10/261 от 30.06.2009 г.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, по следующим основаниям.

Неправомерен довод Инспекции о занижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на 4 045 780 руб. 40 коп.  в результате завышения внереализационных расходов за 2007 год на сумму дебиторской задолженности, необоснованно включенной в резерв по сомнительным долгам по состоянию на 31.12.2007 г.

Налоговый кодекс предусматривает формирование резерва по каждому договору в отдельности и не ставит в зависимость  от наличия любой кредиторской задолженности, имеющейся у налогоплательщика по другому подразделению, по другим договорам, условиям и срокам исполнения обязательств.

Общество было вправе включить дебиторскую задолженность ОАО «Мостоотряд -41» ЧТФ филиал ОАО Мостотрест» в размере 184 536 руб. 90 коп. в резерв по сомнительным долгам, так как соблюдены все условия статьи 266 Налогового кодекса РФ, регламентирующей порядок его формирования. Других условий Кодекс не содержит.

Так же правомерно создание резерва по сомнительным долгам в части дебиторской задолженности по ОАО «Авиалинии Чувашии» в полной сумме.

Пунктом 3.1 договора № 18-р от 29.08.2007 года, установлен порядок оплаты работ, так согласно указанному пункту Заказчик оплачивает выполненные объемы работы по настоящему договору в течение 5 дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ по установленной форме КС-2 и справки формы КС-3, а также на основании счета-фактуры.

Таким образом, обязанность оплаты работ возникает у Заказчика через пять дней после подписания КС-2 и КС-3, а не с момента выставления счета фактуры.

Обязательства по перечислению денежных средств у Заказчика возникают фактически с момента приемки выполненных работ - подписания акта выполненных работ (КС-2) в данном случае договором предусмотрено через пять дней.

Для проведения оплаты Исполнитель представляет счет-фактуру, который является всего лишь документом для принятия сумм налога к вычету в порядке установленным НК РФ и не является основанием подтверждения выполнения объема работ и, соответственно, возникновения обязанности у Заказчика по их оплате.

Поскольку счет фактуры выставляются в течение пяти дней с момента подписания КС-2 и КС-3, то дата возникновения обязательств по оплате является 22 сентября 2007 года.

Следовательно, срок оплаты истекает не 02.10.2007 года, а ранее, что составляет более 90 дней. Кроме того, данная дебиторская задолженность, ОАО «Авиалинии Чувашии» до сих пор не погашена.

Так же полагают необоснованным довод налогового органа  о завышении обществом внереализационных расходов за 2006 год в сумме 4 631 руб. и за 2007 год в сумме 236 005 руб.

В 3 квартале 2006 года в ОАО АКБ «Чувашкредитпромбанк» по договорам № 0166-2006/1 от 14.07.06г., № 0116-2006/2 от 10.08.06г. и № 0166-2006/3 от 07.09.06г. были открыты овердрафтные кредиты каждый в сумме 10 000 000 (Десять миллионов) рублей на 28 календарных дней под 13% годовых, предельный уровень процентов составляет 15,60% ((13%+13%+13%)/3*1,2).

В 4 квартале 2007 года в ОАО «Сбербанк России» были открыты кредитные линии по кредитным договорам <***> от 16.10.07г. в сумме      70 000 000 (Семьдесят миллионов) рублей, № 4991 от 14.11.07г. в сумме      35 000 000 (Тридцать пять миллионов) рублей, № 5045 от 28.11.07г. в сумме 50 000 000 (Пятьдесят миллионов) рублей на пополнение оборотных средств для своевременной реализации Республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике». Процентная ставка по данным кредитам составляла 12% годовых, предельный уровень процентов составляет 14,40% ((12%+12%+12%)/3*1,2.

Считают, что указанные кредитные договоры являлись сопоставимыми. Следовательно, все начисленные проценты по данным договорам следует учитывать в расходах при расчете налога на прибыль.

Полагают неправомерным довод налогового органа о том, что отсутствие в приказах об учетной политике для целей налогообложения критерий, какие именно долговые обязательства следует считать сопоставимыми является основанием для неприменения обществом условий сопоставимости.

Так же считают неправомерным довод налогового органа  о необоснованном отнесении в состав налоговых вычетов суммы НДС в части наценки, предъявленной организациям-посредникам щебня: ООО «Фоксим», ООО «Центр  юридических услуг «Статус», ООО «Волганеруд», ООО «Альта-Мост», ООО «Легат»,  ООО «Каро». Считают, что соблюдены все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс не предусматривает частичное принятие или непринятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании счета-фактуры, предъявленной контрагентом в части наценки, ни в процентном отношении ко всей стоимости товара, работ и услуг, ни в каком-либо другом отношении.

Считают, что общество правомерно включило в состав налоговых вычетов суммы НДС в мае 2007 года, по счетам-фактурам ООО «Волганеруд», оформленным в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ. В ходе выездной налоговой проверки обществом  были предъявлены налоговому органу счета-фактуры с ошибочно внесенными в них исправлениями, при этом у общества имелись, первоначальные верно оформленные счета-фактуры.  В настоящий момент верно оформленные счета-фактуры изъяты и не могут быть представлены обществом на обозрение суда.

Полагают неправомерным вывод налогового органа  о необоснованном заявлении к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 2 639 452 руб. 16 коп. на основании счетов-фактур, выставленных ООО «Регион-ПромСтройСнаб», оформленных с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, содержащих недостоверные сведения об адресе поставщика и подписанных неуполномоченным лицом.

В ходе судебного разбирательства дела представители заявителя представили оригиналы исправленных счетов-фактур ООО «Регион-ПромСтройСнаб», в которых указан верный юридический адрес поставщика. Суду пояснили, что в ходе судебного разбирательства дела обществом был направлен запрос в ООО Регион-ПромСтройСнаб» с просьбой предоставить исправленные счета-фактуры в ответ на который им были направленные исправленные счета-фактуры.

Доводы налогового органа в части подписания счет-фактур неуполномоченным лицом, а именно ФИО7 считают необоснованными, поскольку допрошенная в ходе выездной налоговой проверки в качестве свидетеля  ФИО8 пояснила, что ФИО7 имел право подписи и подписывал документы на основании приказа.

Представители налогового органа заявленные требования не признали, по существу суду пояснили, что организация вправе создать резерв по сомнительным долгам при соблюдении ряда условий, одним из которых является признание задолженности сомнительной и если эта задолженность не погашена в сроки установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам предусмотрен учетной политикой, утвержденной Приказами генерального директора организации «Об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета» от 30.12.2005 № 02/5 21.12.2006 № 14/499.

Согласно регистра учета расходов в целях налогового учета по Управлению материально-технического снабжения филиала ГУП ЧР «Чувашавтодор» за 4 квартал 2007 года сумма резерва по сомнительным долгам, учтенная в целях налогообложения составляет 836 533 руб. В указанный резерв включена дебиторская задолженность ОАО «Мостоотряд-41» ЧТФ филиал ОАО «Мостотрест» в размере 184 536 руб. 90 коп.

Согласно акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на 01.01.2008 у УМТС филиала ГУП ЧР «Чувашавтодор» по ОАО «Мостоотряд-41» ЧТФ филиал ОАО «Мостотрест»,   числилась   дебиторская   задолженность   по   счету   62.1   «Расчеты с покупателями и заказчиками» в размере 246049,2 руб. и кредиторская задолженность счету 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в размере 475752,17 руб. Кроме того, по головному предприятию ГУП ЧР «Чувашавтодор» также числится кредиторская задолженность ОАО «Мостоотряд-41» ЧТФ филиал ОАО «Мостотрест» по счету 60.1 за выполненные субподрядные работы по состоянию на 01.01.2007 в сумме 12885913,73 руб., по состоянию на 01.01.2008 в размере 5385913,73 руб.

Согласно статье 410 Гражданского кодекса РФ обязательство (кредиторская задолженность) может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования (дебиторской задолженностью) в любой момент на основании заявления одной стороны при условии, что срок исполнения требования наступил. В связи с изложенным считают, что дебиторская задолженность контрагента, являющегося одновременно и кредитором, не включается в резерв сомнительных долгов. Расходы по созданию резерва в данном случае не является экономически обоснованным и не соответствуют условиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Считают, что общество  неправомерно включило в сумму резерва по сомнительным долгам дебиторскую задолженность ОАО «Авиалинии Чувашии» в размере 1 502 131 руб. со сроком возникновения  свыше 90 дней.

Согласно пункта 3.1 договора № 18-р от 29.08.2007 года  заключенного заявителем  с ОАО «Авиалинии Чувашии»,  Заказчик оплачивает выполненные объемы работы по настоящему договору течение 5 дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ по установленной форме КС-2 и справки формы КС-3, а также на основании счета-фактуры. ГУП   ЧР  «Чувашавтодор»  подписан  с  ОАО  «Чебоксарское  авиапредприятие»  акт выполненных работ по установленной форме КС-2 и справка формы КС-3 без номера и даты. Также выставлена счет-фактура от 27.09.2007 № 827. Тем самым, для исчисления срока оплаты по договору №  18-р от 29.08.2007 дата указана только в счете-фактуре, следовательно, срок для оплаты исчисляется с этой даты. В связи с чем он неправомерно включен в резерв по сомнительным долгам.

Полагают, что общество необоснованно отнесло в состав внереализационных расходов  проценты по кредитам за 2006 год в сумме 7 749 982 руб., за 2007 год в сумме 10 333 188 руб. По данным проверки сумма процентов, рассчитанная в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 269 Кодекса исходя из предельной величины процентов, признаваемых расходом, принятой равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза составляет за 2006 год – 7 745 351 руб., за 2007 год - 10 097 183  руб. Таким образом, налогоплательщиком завышены внереализационные расходы за 2006 год в сумме 4 631 руб. (7749982-7745351), за 2007 год в сумме 236 005 руб.( 10333188-10097183).

Представленные в ходе выездной налоговой проверки счета-фактуры ООО «Волганеруд» содержали недостоверные данные о грузоотправителе.  Счетов-фактур, содержащих достоверные данные в ходе проверки обществом не представлялось.

Полагают, что общество необоснованно заявило вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 639 452 руб. 16 коп. на основании счетов-фактур, выставленных ООО «Регион-ПромСтройСнаб», оформленных с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. В ходе выездной налоговой проверки исправленные счета-фактуры ООО «Регион-ПромСтройСнаб» налоговому органу не представлялись. Считают, что представленные в ходе судебного разбирательства дела счета-фактуры  не могут быть приняты судом, поскольку не были представлены в ходе выездной налоговой проверки, а так же являются не исправленными счет-фактурами, а новыми выписанными счетами-фактурами. Полагают, что действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений в счет-фактуры, путем составления новых счет-фактур.

Так же суду пояснили, что счет-фактуры, выставленные ООО «Регион-ПромСтройСнаб» подписаны неуполномоченным лицом, а именно ФИО7, не являющимся согласно выписке из ЕГРИП лицом, уполномоченным действовать от имени общества без доверенности. Документы, подтверждающие полномочия ФИО7 на подписание счетов-фактур заявителем в налоговый орган представлены не были.

Исследовав материалы дела, суд считает необходимым отложить рассмотрение дела в целях полного, всестороннего выяснения обстоятельств по данному делу.

Руководствуясь статьей 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отложить рассмотрение дела на час. мин. декабря 2009 года .

Налоговому органу представить документы, свидетельствующие о проведение обществом расчетов за щебень с дилерами путем предоплаты.

Сторонам письменные пояснения для приобщения к протоколу судебного заседания.

Судья                                                                                 Т.Ю. Лазарева