АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-11370/2006 | |
февраля 2007 года |
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Союз», <...>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску, <...>
о признании незаконным решения № 11-06/626 от 24.10.2006,
при участии:
от Общества – ФИО1 по доверенности от 25.01.2007 (паспорт серии <...>, выдан Новочебоксарским ГОВД ЧР, 09.03.2002), ФИО2 по доверенности от 25.01.2007,
от Инспекции – специалиста-эксперта юридического отдела ФИО3 по доверенности № 1 от 09.01.2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Союз» (далее – ООО «Союз», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску (далее - Инспекция или налоговый орган) о признании незаконным решения № 11-06/626 от 24.10.2006 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности и уплате налога на игорный бизнес в общей сумме 2 145 936 руб. 00 коп. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 250 руб. 71 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Союз» зарегистрировано Инспекцией МНС РФ по г. Новочебоксарску ЧР 27.11.2003, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1032124006133.
С момента государственной регистрации Обществом осуществляется предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно представленных в Инспекцию налоговых деклараций за период с декабря 2005 года по август 2006 года, Обществом налог на игорный бизнес исчислен из расчета ставки налога 1875 рублей за один игровой автомат.
Проведя камеральную налоговую проверку указанных деклараций, Инспекция вынесла решение № 11-06/626 от 24.10.2006 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, доначислив налог на игорный бизнес в сумме 2 145 936 руб. 00 коп., исходя из того, что размер ставки налога на игорный бизнес установлен статьей 24 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» и составляет 7500 рублей за один игровой автомат». По мнению Инспекции, Обществом неверно применена ставка налога, следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, занижена на 2 145 936 руб. 00 коп.
Порядок налогообложения в сфере игорного бизнеса определяется главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся и игровые автоматы. Статьей 369 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать ставки налога на игорный бизнес в пределах от 1500 до 7500 рублей.
Статьей 24 Закона Чувашской Республики № 38 от 23.07.2001 (с изменениями к нему на дату возникновения у Общества обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес) «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» ставка налога на игорный бизнес была установлена в размере 1875 рублей за один игровой автомат.
Законом Чувашской Республики № 36 от 10.10.2005 в статью 24 названного выше Закона внесены изменения в части увеличения ставки налога, в том числе и по игровым автоматам. Ставка налога по данному объекту налогообложения была установлена в размере 7500 рублей.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 11-П от 19.06.2003 разъяснил, что указанная выше норма закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности ООО «Союз», которые истекают только 09.03.2008, ухудшает положение Общества и создает для него менее благоприятные условия.
Следовательно, доначисление Обществу налога на игорный бизнес за декабрь 2005 года и январь-август 2006 года, исходя из ставки налога 7500 рублей, является неправомерным.
Представители Общества в судебном заседании от 25.01.2007 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, представив расчетные ведомости по средствам ФСС РФ за 2005 год, за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 года, подтверждающие за отчетные периоды с декабря 2005 года по август 2006 года среднесписочную численность работников ООО «Союз», которая не превышает предельные уровни, указанных в пункте 3 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Представитель Инспекции в заседании суда от 25.01.2007 заявленные требования не признала, пояснив, что Инспекцией 03.10.2005 проведена камеральная налоговая проверка ООО «Союз» по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на игорный бизнес за декабрь 2005 года, январь - май, июль, август 2006 года по уточненным налоговым декларациям, представленным 02.10.2006. В результате проверки доначислен неуплаченный (не полностью уплаченный) налог на игорный бизнес в сумме 2 145 936 руб. 00 коп. по уточненным налоговым декларациям по налогу на игорный бизнес, в том числе: за декабрь 2005 года - 593 437 руб. 00 коп., за январь 2006 года - 537 187 руб. 00 коп., за февраль 2006 года - 371 250 руб. 00 коп., за март 2006 года - 135 000 руб. 00 коп., за апрель 2006 года - 140 625 руб. 00 коп., за май 2006 года - 73 125 руб. 00 коп., за июль 2006 года - 53 437 руб. 00 коп., за август 2006 года - 241 875 руб. 00 коп.
Первоначальные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за декабрь 2005 года, январь - май, июль, август 2006 года ООО «Союз» представлены в Инспекцию с применением налоговой ставки за 1 единицу (игровой автомат) - 7500 рублей.
Согласно представленным в Инспекцию уточненным налоговым декларациям по налогу на игорный бизнес за декабрь 2005 года, январь - май, июль, август 2006 года, ООО «Союз» уменьшило налоговую ставку за 1 единицу (игровой автомат) до 1875 рублей.
В результате, сумма к уменьшению по уточненным декларациям ООО «Союз» составила 2 145 936 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Размер ставки налога на игорный бизнес установлен статьей 24 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» и составляет 7500 рублей за один игровой автомат.
Изменение ставки налога носит инфляционно-корректирующий характер и направлено на соблюдение баланса публичного и частного интересов, не ухудшая положения налогоплательщика
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
Статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратила силу с 01.01.2005.
ООО «Союз» зарегистрировано в ИФНС России по г. Новочебоксарску Чувашской Республики с 27.11.2003. Согласно карточки расчетов с бюджетом ООО «Союз» налог на игорный бизнес уплачивает с мая 2004 года. С момента государственной регистрации в качестве юридического лица, т.е. с 27.11.2003 ООО «Союз» не являлось плательщиком налога на игорный бизнес. Следовательно, нормы, статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а именно порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов распространялось на тот вид предпринимательской деятельности, которым ООО «Союз» начинало заниматься с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.
Законодатель, принимая Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ исходил из нецелесообразности применения норм статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», отказывая тем самым в праве использовать более благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности по сравнению с действовавшими на сегодняшний день условиями, учитывая при этом ситуацию, сложившуюся в стране в сфере такого вида предпринимательской деятельности, как игорный бизнес. Средства массовой информации ежедневно освещают указанную проблему, выражая негативное отношение к ней Правительства Российской Федерации и всего общества в целом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в оптовой торговле - 50 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
ООО «Союз», согласно учредительным документов организации, а именно Устава ООО «Союз» от 10.11.2005 № 10 (последняя редакция) в уставном капитале не содержит доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. Учредителями ООО «Союз», согласно статье 2 главы 1 Устава, являются физические лица - граждане Российской Федерации.
Заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № Р14001 от 08.04.2005 содержит сведения о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ ООО «Союз». Согласно сведений, ООО «Союз» осуществляет деятельность по оптовой торговле и по организации азартных игр, т.е. осуществление иных видов деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ООО «Союз» за 2005 год средняя численность работников Общества за декабрь 2005 года составила 81 человек. По расчетам по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1, 2, 3 кварталы 2006 года организации видно, что за январь-май, июль и август 2006 года в ООО «Союз» числилось 59 человек.
В пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Следовательно, по правовой характеристике и определению, предусмотренными статьей 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» ООО «Союз» не подпадает под понятие субъекта малого предпринимательства и, соответственно, нормы статьи 9 указанного Закона на Общество не распространяются, ООО «Союз» не вправе использовать более благоприятные условия в течение первых четырех лет своей деятельности по сравнению с действовавшими на сегодняшний день условиями в сфере игорного бизнеса.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 15 час. 30 мин. 25.01.2007 до 16 час. 00 мин. 01.02.2007.
В судебном заседании от 01.02.2007 представители Общества поддержали ранее изложенные доводы в полном объеме, представив бухгалтерскую справку по расчету средней численности работников ООО «Союз» за период с 01.12.2005 по 31.08.2006 и табелей учета рабочего времени сотрудников ООО «Союз» за период с 01.12.2005 по 31.08.2006 по структурным подразделениям.
Представитель Инспекции в заседании суда от 01.02.2007 поддержала ранее изложенные доводы в полном объеме, пояснив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в оптовой торговле - 50 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В пункте 3 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что в случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации количество работников - это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
В российских источниках правового регулирования малого предпринимательства отсутствует общее полное определение субъекта малого предпринимательства. Перечень критериев отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в статье 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», нельзя признать исчерпывающим.
По мнению Инспекции, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации - малые предприятия, соответствующие одновременно критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, т.е. в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней (малые предприятия).
Правила расчета средней численности предусмотрены в Порядке заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», утвержденном Постановлением Росстата от 18.10.2004 N 49, а также в Порядке заполнения формы N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утвержденном Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50.
В соответствии с этими документами средняя численность работников организации включает в себя:
среднесписочную численность работников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Устанавливать соответствие критериям Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ следует на основании справки с указанием количества работающих, штатного расписания. Также доказательствами могут служить договор о создании, справка по бухгалтерскому балансу о среднесписочной численности работающих, сведения о численности, заработной плате и движении работников за 12 месяцев.
Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ООО «Союз» за 2005 год, которая включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, средняя численность работников Общества за декабрь 2005 года составила 81 человек. По расчетам по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1,2,3 кварталы 2006 года организации видно, что за январь-май, июль и август 2006 года в ООО «Союз» числилось 59 человек.
Следовательно, по правовой характеристике и определению, предусмотренной статьей 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не подпадает под понятие субъекта малого предпринимательства.
Представитель Инспекции в судебном заседании от 01.02.2007 заявила ходатайство об отложении судебного разбирательства и продлении срока рассмотрения дела на один месяц для представления дополнительных пояснений по расчету средней численности работников Общества за период с 01.12.2005 по 31.08.2006.
Представители Общества не возражали против заявленного ходатайства представителя Инспекции.
С учетом заявленного ходатайства представителя Инспекции, суд считает возможным отложить судебное разбирательство по делу и в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации продлить срок на его рассмотрение для полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 158, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Удовлетворить ходатайство Инспекции об отложении судебного разбирательства по настоящему делу. Продлить на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок рассмотрения дела не более чем на один месяц.
Отложить рассмотрение дела на 16 февраля 2007 года на 10 час. 30 мин.
Обществу представить сведения о численности, заработной плате и движении работников с декабря 2005 года, с января - август 2006 года формы № П-4 и справку по бухгалтерскому балансу о средней численности работников Общества за указанный период, при их наличии.
Инспекции представить мотивированные письменные пояснения по бухгалтерской справке по расчету средней численности работников ООО «Союз» за период с 01.12.2005 по 31.08.2006.
Явка сторон в судебное заседание обязательна.
Судья А.А. Афанасьев