АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-12181/2009 | |
ноября 2009 года |
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Степановой В.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Автовокзалы и Автостанции» г. Чебоксары
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановления № 24-130к о назначении административного наказания от 02.10.2009
при участии:
от заявителя- ФИО1- заместитель генерального директора по финансам и аудиту (копии доверенностей в деле)
от ответчика- ФИО2 (доверенность в деле), ФИО3- юрист (копия доверенности в деле)
установил:
Открытое акционерное общество «Автовокзалы и Автостанции» г. Чебоксары (далее – заявитель, общество, ОАО «АвтоВАС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 24-130к о назначении административного наказания от 02.10.2009 (далее – оспариваемое постановление), которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что оспариваемым постановлением он привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, за нарушение пунктов 3, 12, 13, 21, 22, 24 и 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок), выразившегося в неоприходовании в кассу денежной наличности.
С оспариваемым постановлением общество не согласно, мотивировав это следующим:
Инспекцией сделан вывод о неоприходовании кассовой выручки, поступившей 03.08.2009, 04.08.2009 в районные кассы структурных подразделений – автовокзалов и автостанций общества, расположенных по всей территории Чувашской Республики (Янтиковской автостанции, Моргаушской автостанции, Марпосадской автостанции и т.д. по 16 автовокзалам и автостанциям). Однако, ни Порядком, ни иным нормативным правовым актом, порядок оприходования денежных средств, поступивших в обособленные, территориально отдаленные структурные подразделения организации не регулируется. На основании пункта 12 Порядка оформление кассовых операций производится типовыми межведомственными формами.
В районные кассы автовокзалов и автостанций денежная выручка поступает только от пассажиров в виде платы за проезд и провоз багажа. В связи с чем, выполнение требования пункта 13 Порядка о приеме наличных денег кассами по приходным кассовым ордерам не выполнимо. При этом продажа проездных билетов и багажных квитанций производится с применением ККТ и отражается в журналах кассиров - операционистов. По окончании смены вся поступившая в районные кассы, называемые в соответствии с учетной политикой общества - операционными кассами, в полном объеме оприходуется по ведомостям учета поступлений (форма № 174, типовая форма №35), отражается в отчете кассира по выручке с реализации билетов и выручке билетно-кассовой машины, в ежедневном сводном отчете по кассе приемо-выручки кассиром. Поступившая кассовая выручка ежедневно инкассируется в банк на расчетный счет общества. Выдача наличных денежных средств на хозяйственные расходы, на выплату зарплаты из операционных касс обособленных подразделений не производится.
Кассовая выручка, поступающая в кассы автовокзалов и автостанций (кассовых пунктов), отражается в учете общества на счете 50 «Касса», субсчет 02 «Районные кассы». Кассовая выручка, поступающая в кассу централизованной бухгалтерии, отражается на счете 50 «Касса», субсчет 01. При передаче денежных средств с обособленных подразделений в головное предприятие применяется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». В кассовой книге головной организации операции по движению наличных денежных средств территориально удаленных обособленных подразделений (операционных касс) отражается единовременно на основании итоговых сумм по счету 50.02 «Районные кассы», отчетов кассиров, ведомостей учета поступлений выручки в кассу обособленных подразделений, в последний день отчетного месяца.
Данный порядок отражен в локальном акте общества - учетной политике ОАО «АвтоВАС» на 2009 год, утвержденной приказом от 31.12.2008 № 82, принятой в связи с наличием территориально удаленных обособленных подразделений (автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов по всей территории Чувашской Республики), не совпадением режима работы обособленных подразделений и бухгалтерии головной организации, а также в виду отраслевой специфики и особенностей ведения кассовых операций в обособленных подразделениях.
Указанные в оспариваемом постановлении денежные средства были оприходованы по ведомостям учета поступлений, отражены в кассовой книге общества, в его бухгалтерском и налоговом учете, в том числе при исчислении и уплате налогов.
Считает, что факт неоприходования денежных средств налоговым органом не доказан. Так, согласно оспариваемому постановлению сумма неоприходованной по всем указанным автовокзалам и автостанциям кассовой выручки 03.08.2009 составила 781 956 руб. 50 коп., 04.08.2009 - 705 186 руб. 00 коп. Однако из анализа счета 50, видно, что сумма поступившей (оприходованной выручки) за указанные дни составила соответственно 949 137 руб. 50 коп. и 956 279 руб. 30 коп. (отражено по «Д» - 50, «К» - 90 «Операционная выручка»). При этом в отношении Комсомольской автостанции указаны кассовые аппараты, не зарегистрированные в данном структурном подразделении (за исключением ККМ «Штрих-Комбо ФР-К» зав. № 19745).
В связи с чем полагает, что вывод инспекции о совершении заявителем административного правонарушения, выразившегося в неоприходовании денежных средств, необоснован.
Кроме того, по мнению заявителя, инспекцией не доказана его вина во вмененном правонарушении. Так, привлекая общество к ответственности за неоприходование денежных средств, поступивших в районные кассы территориально удаленных обособленных подразделений (автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов, расположенных по всей Чувашской Республики), не ведущих самостоятельного учета, со специфическим режимом работы (с 05 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.), отличном от режима работы головной организации, инспекция не учла, что общество не имело, и не имеет возможности, исполнить требования, предъявляемые Порядком к организациям, не имеющим подразделений с отдаленным доступом.
Фактически общество действовало со всей степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется, во избежание совершения административного правонарушения и предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований ведения учета и оприходования поступившей денежной наличности.
Так как отсутствие вины в совершаемых действиях означает отсутствие состава вменяемого правонарушения, то это в соответствие со статьей 24.5 КоАП РФ является основанием освобождения общества от административной ответственности.
Далее указывает, что инспекцией при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены процессуальные нормы, а именно:
- определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества было вынесено 31.08.09. Однако с актом проверки № 004114, датированным 05.08.09, на основании которого было возбуждено административное производство, представитель общества был ознакомлен только 03.09.09. Этот Акт в присутствии представителя общества – зам.генерального директора по финансам и аудиту ФИО1 не составлялся, о чем имеется отметка в самом Акте, в то время проверка производилась в ее присутствии.
-в нарушении пункта 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено ответчиком без участия законного представителя общества. При этом о рассмотрении дела общество надлежащим образом уведомлено не было. Протокол об административном правонарушении, в котором содержались сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела, обществом получено в 15 час. 20 мин 02.10.2009, то есть по истечении назначенного времени. Следовательно, было нарушено право общества на защиту своих прав и законных интересов.
По изложенным основаниям, руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и со ссылкой на пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 10 от 02.06.04, общество просит признать оспариваемое постановление незаконным и отменить его.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представители инспекции требования не признали по изложенным в письменном пояснении основаниям.
По делу объявлен перерыв с 13 по 16 ноября 2009 года.
После перерыва суд считает необходимым дело слушанием отложить для более тщательного изучения материалов дела.
Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложить рассмотрение дела на час. мин. декабря 2009 года .
Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики: www.chuvashia.arbitr.ru
Судья В.М. Степанова