ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-13249/09 от 24.12.2009 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-13249/2009

декабря 2009 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению   

товарищества собственников жилья «Защита»,

к Администрации Президента Чувашской Республики,

о признании незаконным бездействия по не рассмотрению письменного заявления ТСЖ «Защита» от 11.08.2009, направленного в Администрацию Президента Чувашской Республики Управлением Президента Российской Федерации,

при участии:

от заявителя – председателя ФИО1 (протокол № 3 от 18.06.2009),

от Администрации Президента Чувашской Республики – ФИО2 по доверенности № 03/07-8553 от 26.11.2009, ФИО3 по доверенности № 03/07-8552 от 26.11.2009,  

установил:

товарищество собственников жилья «Защита» (далее – ТСЖ «Защита» или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Администрации Президента Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по не рассмотрению письменного заявления ТСЖ «Защита» от 11.08.2009, направленного в Администрацию Президента Чувашской Республики Управлением Президента Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что 14 августа 2009 года из Управления Президента Российской Федерации в адрес Администрации Президента Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поступило на рассмотрение письменное обращение заявителя от 11.08.2009.

Данное письменное обращение с приложенными документами Администрацией Президента Чувашской Республики до настоящего времени не рассмотрено, в адрес заявителя какого-либо ответа не поступало.

По мнению заявителя, бездействие Администрации Президента Чувашской Республики по не рассмотрению заявления от 11.08.2009 на неправомерные действия органов местного самоуправления - Администрации Мариинско-Посадского городского поселения является незаконным.

Представитель ТСЖ «Защита» в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении от 09.11.2009, пояснив, что данный спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Чувашской Республики на основании Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Товарищество собственников жилья является объединением граждан для содержания жилых помещений и общего имущества. В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья имеет право обратиться в суд в интересах членов товарищества собственников жилья. Дело подлежит рассмотрению в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как ТСЖ «Защита» является юридическим лицом. Определением Мариинско-Посадского районного суда от 11.07.2008 был возвращен иск ТСЖ «Защита» в связи с неподсудностью.

По мнению заявителя, бездействие Администрации Президента Чувашской Республики состоит в том, что своевременно не был дан ответ на обращение, в связи с чем ТСЖ «Защита» повторно обратилось                             в Администрацию Президента Российской Федерации. Письмо Администрации Президента Чувашской Республики № 04/18-Ш1609/2 о направлении обращения в прокуратуру Чувашской Республики заявитель считает необоснованным, так как данное обращение было адресовано именно в Администрацию Президента Чувашской Республики. Письмо Администрации Президента Чувашской Республики № Ш-1609/2                           от 17.08.2009 ФИО1 не получал.

Представители Администрации Президента Чувашской Республики в судебном заседании заявленные требования не признали и просили суд прекратить производство по делу № А79-13249/2009 по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в отзыве № 12/07-1324 от 26.11.2009, пояснив, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Поскольку письменное обращение содержало вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, Администрация Президента Чувашской Республики 17.08.2009 направила указанное письменное обращение в прокуратуру Чувашской Республики и в тот же день направила уведомление об этом ФИО1 по почте. Законодательство не содержит требование о направлении уведомления заказным письмом.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ              «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.

ТСЖ «Защита» обратилось с жалобой от 11.08.2009 на имя Президента Российской Федерации на действия администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, принявшей постановление № 773                       от 03.12.2003 «О принятии в муниципальную собственность, имущество жилые помещения членов ТСЖ в доме № 13/30 по ул. Бондарева, гор. Мариинский-Посад» и «включения в реестр муниципальной собственности жилого дома № 13/30 по ул. Бондарева, города Мариинский Посад, Чувашской Республики».

Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан обращение ТСЖ «Защита» и его членов направило на рассмотрение по компетенции в Администрацию Президента и Кабинета Министров Чувашской Республики, о чем сообщено ФИО1 письмом от 14.08.2009 № А26-08-303406 (л.д. 7).

17 августа 2009 года Администрация Президента Чувашской Республики на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направила указанное письменное обращение в Прокуратуру Чувашской Республики.

Указанное письменное обращение было получено прокуратурой Чувашской Республики 19.08.2009 согласно журналу выдачи документов работниками министерств и ведомств.

Письмом от 17.08.2009 № Ш-1609/2 Администрация Президента Чувашской Республики уведомила ФИО1 о том, что его заявление направлено на рассмотрение в прокуратуру Чувашской Республики.

Указывая на неполучение какого-либо ответа от Администрации Президента Чувашской Республики, ТСЖ «Защита» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ТСЖ «Защита» предоставлено право на обращение в арбитражный суд для защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела  об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, настоящий спор не является экономическим и не связан с осуществлением ТСЖ «Защита» предпринимательской и иной экономической деятельности. Обжалуемые действия (бездействие) государственного органа не затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, данный спор неподведомственен арбитражному суду.

Арбитражный суд отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие),                              в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявителем в ходе судебного разбирательства не представлен судебный акт суда общей юрисдикции о возвращении или в отказе в принятии вышеназванного заявления в связи с неподсудностью.      

Следовательно, ТСЖ «Защита» вправе обратиться с данной жалобой на бездействие Администрации Президента Чувашской Республики по                   не рассмотрению письменного заявления ТСЖ «Защита» от 11.08.2009, направленного в Администрацию Президента Чувашской Республики Управлением Президента Российской Федерации, в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд общей юрисдикции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению, поскольку данный спор неподведомственен арбитражному суду.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу № А79-13249/2009 по заявлению товарищества собственников жилья «Защита», к Администрации Президента Чувашской Республики, о признании незаконным бездействия по                       не рассмотрению письменного заявления товарищества собственников жилья «Защита» от 11.08.2009, направленного в Администрацию Президента Чувашской Республики Управлением Президента Российской Федерации.   

Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                 А.А. Афанасьев