ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-13378/09 от 18.02.2010 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-13378/2009

февраля 2010 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Вурнарский мясокомбинат»,

к Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания,

к обществу с ограниченной ответственностью «Красный бор»,

с участием третьих лиц – Кабинета Министров Чувашской Республики и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике,

о признании незаконным решения конкурсной комиссии, указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола № 3 от 23.10.2009 по проведению конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике о признании ООО «Красный бор» победителем конкурса и обязании Госохотрыбслужбу Чувашии провести новый конкурс на предоставление охотничьего участка в Вурнарском районе площадью 34,8 тыс. га для осуществления пользования в соответствии с действующим законодательством,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.11.2009,

от Госохотрыбслужбы Чувашии – ФИО2 по доверенности № 14             от 11.01.2010, ФИО3 по доверенности № 16 от 11.01.2010, 

от ООО «Красный бор» - ФИО4 по доверенности № 10/03                   от 01.03.2009,

от третьего лица - Кабинета Министров Чувашской Республики –  ФИО5 по доверенности от 07.12.2009,

от третьего лица - Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике – ФИО6 по доверенности № 25 от 14.05.2009 № 25, ФИО7 по доверенности      № 26 от 14.05.2009, 

установил:

открытое акционерное общество «Вурнарский мясокомбинат» (далее – ОАО «Вурнарский мясокомбинат», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания (далее - Госохотрыбслужба Чувашии), к обществу с ограниченной ответственностью «Красный бор» (далее – ООО «Красный бор») о признании незаконным решения конкурсной комиссии, указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола № 3 от 23.10.2009 по проведению конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике о признании ООО «Красный бор» победителем конкурса и обязании Госохотрыбслужбу Чувашии провести новый конкурс на предоставление охотничьего участка в Вурнарском районе площадью 34,8 тыс. га для осуществления пользования в соответствии с действующим законодательством.

В  обоснование заявления указано, что согласно протоколу рассмотрения заявок и определения дат проведения конкурса от 11.09.2009 № 1 по проведению конкурса Госохотрыбслужбы Чувашии к участию в конкурсе на предоставление территории Вурнарского района чувашской республики, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, были допущены ООО «Красный бор» и ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Решением конкурсной комиссии, утвержденной приказом Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.09.2009 № 72, ОАО «Вурнарский мясокомбинат» отказано в предоставлении объектов животного мира для осуществления пользования на территории Вурнарского района Чувашской Республики. Согласно пунктам 3, 4 протокола решения конкурсной комиссии от 23.10.2009 № 3 победителем конкурса был признан ООО «Красный бор», который набрал 848 баллов, против 643 баллов ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Заявитель считает данное решение конкурсной комиссии в части признания победителем конкурса ООО «Красный бор» незаконным по следующим основаниям.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Чувашской Республике.

Согласно данному постановлению, основными критериями оценки заявок претендентов являются: объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, биотехнических мероприятий; объем затрат на обустройство территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира; опыт работы в сфере пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства; количество квалифицированных, имеющих специальное образование и стаж работы в сфере охотничьего хозяйства, специалистов; уровень материально-технического обеспечения (наличие у претендента необходимых материальных и технических ресурсов для осуществления пользования животным миром на заявленной территории или акватории, в том числе наличие помещений, сооружений для охраны и проведения биотехнических мероприятий); учет интересов местного населения.

При этом решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании. Выигравшим конкурс признается претендент, получивший простое большинство голосов.

Приказом Госохотрыбслужбы Чувашии от 22.09.2009 № 72 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса.

Согласно приложению № 1 к приказу заявки претендентов оцениваются комиссией по следующим критериям: объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, биотехнических мероприятий. Значение этого критерия оценки устанавливается в величине 15 баллов (п.2.7.1); объем затрат на обустройство территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира. Значение этого критерия оценки устанавливается в величине 10 баллов (п.2.7.2); опыт работы в сфере пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства. Значение этого критерия оценки устанавливается в величине 20 баллов (п.2.7.3); количество квалифицированных, имеющих специальное образование и стаж работы в сфере охотничьего хозяйства, специалистов. Значение этого критерия оценки устанавливается в величине 25 баллов (п.2.7.4); уровень материально-технического обеспечения (наличие у претендента необходимых материальных и технических ресурсов для осуществления пользования животным миром на заявленной территории или акватории, в том числе наличие помещений, сооружений для охраны и проведения биотехнических мероприятий). Значение этого критерия оценки устанавливается в величине 10 баллов (п.2.7.5); учет интересов местного населения. Значение этого критерия оценки устанавливается в величине 20 баллов (п.2.7.6).

Оценка и сопоставление критериев осуществляется бальным методом в следующем порядке: каждой конкурсной заявке по каждому из критериев каждым членом конкурсной комиссии присваивается балл от 0 до максимального значения величины критерия, который проставляется в бюллетень. Для каждой заявки величины, рассчитанные по всем критериям оценки, суммируются. Победителем конкурса признается претендент, набравший максимальное количество баллов и предложивший наилучшие условия по охране, воспроизводству и рациональному использованию объектов животного мира и среды их обитания.

Из сопоставления конкурсных предложений обоих претендентов (ООО «Красный бор» и ОАО «Вурнарский мясокомбинат») на участие в конкурсе по предоставлению в пользование охотничьего участка в Вурнарском районе площадью 34,8 тыс. га следует:

По первому разделу критерий оценок (объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, биотехнических мероприятий) предложение ООО «Красный бор» составляет 8290 тыс.руб., а у ОАО «Вурнарский мясокомбинат» - 10489 тыс.руб.

По второму разделу критерий оценок (объем затрат на обустройство территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира) предложение ООО «Красный бор» составляет 3800 тыс. руб., а у ОАО «Вурнарский мясокомбинат» - 3676 тыс. руб.

По вышеуказанным разделам общий объем затрат по ОАО «Вурнарский мясокомбинат» превосходит данные ООО «Красный бор». Несмотря на это, согласно письменному мнению члена комиссии ФИО8, баллы по ООО «Красный бор», поставленные отдельными членами комиссии по указанным критериям, намного превышают баллы ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

По третьему разделу критерий оценок (опыт работы в сфере пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства) ОАО «Вурнарский мясокомбинат» представлены финансовые документы (договора, товарные накладные), подтверждающие факт поставки субпродуктов для диких животных охотхозяйствам. Также, к конкурсному предложению ОАО «Вурнарский мясокомбинат» приложено письмо администрации Вурнарского района, подтверждающее наличие у ОАО «Вурнарского мясокомбината» опыта работы в сфере пользования животным миром и возможности развития охотничьего хозяйства. Несмотря на это балл ОАО «Вурнарский мясокомбинат» по данному критерию оценки составляет 0 баллов. Восемь членов комиссии поставили баллы в пользу ООО «Красный бор», зарегистрированного 26.05.2005, которое не имеет опыта в отличие от опыта ОАО «Вурнарский мясокомбинат» работы в данной сфере, в том числе в виду отсутствия у ООО «Красный бор» производственной деятельности, землепользования.

По четвертому разделу критерий оценок (количество квалифицированных, имеющих специальное образование и стаж работы в сфере охотничьего хозяйства, специалистов) ОАО «Вурнарский мясокомбинат» представлен список специалистов ОАО «Вурнарский мясокомбинат» с приложением многочисленных документов, подтверждающих квалификацию специалистов и их трудовой стаж работы в отрасли. Однако отдельные члены комиссии поставили баллы в пользу ООО «Красный бор», которое не имеет в штате работников соответствующих квалификаций.

По пятому разделу критерий оценок - уровень материально-технического обеспечения (наличие у претендента необходимых материальных и технических ресурсов для осуществления пользования животным миром на заявленной территории или акватории, в том числе наличие помещений, сооружений для охраны и проведения биотехнических мероприятий). Согласно письменному мнению члена комиссии ФИО8, конкурсные предложения обоих претендентов по данному критерию в целом находятся на одном уровне. При этом ОАО «Вурнарский мясокомбинат» получает более низкие баллы, чем ООО «Красный бор». Заявителю непонятно, почему комиссия посчитала материально-техническое обеспечение ООО «Красный бор» более высоким, чем у ОАО «Вурнарский мясокомбинат». ОАО «Вурнарский мясокомбинат», является одним из крупнейших и значимых для экономики агрохолдингов и градообразующим предприятием Вурнарского района. ООО «Красный бор» имеет два транспортных средства, уставной капитал ООО «Красный бор» - 10 000 рублей. Бухгалтерский баланс ООО «Красный бор» не составляется, так как данная организация относится к субъектам малого предпринимательства и находиться на упрощенной системе налогообложения. Оборот ООО «Красный бор» не сопоставим с оборотом ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

ОАО Вурнарский мясокомбинат» в отличие от ООО «Красный бор» располагает материально-технической базой: действует собственная ветеринарная лаборатория; два животноводческих комплекса, со своей кормовой базой; четыре крупных зерносклада; специализированный цех по утилизации, уничтожению объектов заражения. В целях проведения мероприятий по локализации очагов и по борьбе с эпидемиями диких животных; энергосберегающая техника многофункционального характера для использования в создании кормовых полей и кормовой базы для диких животных и другая техника; список транспортных средств, тракторов и прочей спецтехники прилагался в виде копий паспортов к конкурсному предложению. Все вышеперечисленное, в отличие от данных ООО «Красный бор», является собственностью ОАО «Вурнарский мясокомбинат» и числится на балансе организации.

По шестому разделу критерий оценок (учет мнения местного населения) членами комиссии отдано предпочтение в пользу ООО «Красный бор» при том, что 44 представителя охотколлективов Вурнарского района выразили отказ в райгазете (Путь победы (перевод с чувашского)) № 88            от 29.10.2008 в ответ на опрос общественного мнения по поводу закрепления за ООО «Красный бор» охотоугодий. В то же время за закрепление охотоугодий за ОАО «Вурнарский мясокомбинат» с письменным ходатайством вышли глава администрации Вурнарского района, главы сельских поселений Вурнарского района, Собрание депутатов Вурнарского района, собрание охотников Вурнарского района, ГУ «Вурнарское лесничество». Несмотря на это предложение ОАО «Вурнарский мясокомбинат» комиссией оценено ниже по сравнению с предложением ООО «Красный бор».

Приведенная оценка конкурсного материала свидетельствует о необъективности балловой системы оценки критериев и необоснованности принятого комиссией решения о признании победителем конкурса ООО «Красный бор» как организации, предложившей наилучшие условия по охране, воспроизводству и рациональному использованию объектов животного мира и среды их обитания.

К конкурсному предложению ООО «Красный бор» приложены документы, содержащие не соответствующую действительности информацию. Конкурсное предложение ООО «Красный бор» по шестому разделу критерия оценки содержит копию письма жителей Вурнарского района, без даты, составленное на имя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО9 Данное письмо не содержит даты приемки и входящего номера корреспонденции Кабинета Министров Чувашской Республики. Из содержания данного письма следует, что жители Вурнарского района ЧР выразили мнение о том, что заявленные угодья можно передать, для ведения охотничьего хозяйства ООО «Красный бор». Письмо подписано и скреплено печатью директором ООО «Красный бор».

В результате опроса отдельных жителей Вурнарского района ЧР, подписавших данное письмо, заявителю стало известно, что данное письмо жители не подписывали, организация ООО «Красный бор» им не известна.

Узнав о наличии письма с их подписями, отдельные жители обратились в Вурнарское РОВД с заявлением по факту подделки их подписей и проведении в отношении данного обстоятельства проверки (расследования).

Таким образом, решение конкурсной комиссии о признании ООО «Красный бор» победителем конкурса основано на оценке сфальсифицированных документов, что влечет признание данного решения незаконным.

Представитель ОАО «Вурнарский мясокомбинат» в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по ранее изложенным доводам, пояснив, что конкурс на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике проведен 23.10.2009 в нарушение требований действующего законодательства, поскольку голосование членами комиссии осуществлялось путем проставления баллов в бюллетенях для голосования. Перед членами комиссии не был поставлен вопрос о голосовании за ОАО «Вурнарский мясокомбинат» либо за ООО «Красный бор».

Приказ Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009, которым утверждена конкурсная документация, в последующем отменён Госохотрыбслужбой  Чувашии, в связи с чем конкурсная комиссия не вправе была оценивать представленную претендентами конкурсную документацию.

В нарушение пункта 6 Положения о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283 в состав комиссии не были включены представители Управления ФАС по Чувашской Республике и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.

Заявитель считает необоснованную ссылку Госохотрыбслужбы Чувашии на письмо Управления ФАС по Чувашской Республике согласно которому антимонопольная служба сообщает об отсутствии в законодательстве требования об участии Управления ФАС по Чувашской Республике в конкурсе, в связи с тем, что дата письма Управления ФАС по Чувашской Республике является 12.05.2009, то есть до утверждения Кабинетом Министров Чувашской Республики Положения о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике.

Представитель Госохотрыбслужбы Чувашии в судебном заседании заявленные требования не признал по ранее изложенным доводам, указав, что конкурс проведен в соответствии с требованиями Положения  о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283.

Представитель ООО «Красный бор» в судебном заседании заявленные требования не признала по ранее изложенным доводам, пояснив, что представление прокуратуры Чувашской Республики от 11.11.2009 № 71-12-2009 следует учитывать осторожно, поскольку конкурс, проведенный Госохотрыбслужбой Чувашии, носит специальный характер. Специальный порядок проведения конкурса определен законодателем. Еще до утверждения конкурсной документации круг лиц предварительно был определен. Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 № 569, предусмотрен порядок предоставления заявок и всех документов исключительно в Кабинет Министров Чувашской Республики. Указанное Положение предусматривает не исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к конкурсной заявке, а на усмотрение организатора конкурса. В данном случае отсутствует признак коррупционности. Приказ Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.09.2009 № 72 в период проведения конкурса подлежал применению, являлся законным. Процесс выдачи лицензий начинается с организации конкурса при наличии более одного претендента.

Представитель третьего лица - Кабинета Министров Чувашской Республики в судебном заседании заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по ранее изложенным доводам.

Представители третьего лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике в судебном заседании пояснили, что заявленные требования являются законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзыве                         от 11.02.2010, пояснив, что согласно пункту 6 Положения  о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира,         в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283 Госохотрыбслужба Чувашии обязана издать правовой акт нормативного характера – приказ, утверждающий конкурсную документацию, требования (нормы) которой распространяют своё действие на неопределенный круг лиц – заявителей и рассчитаны на неоднократное применение. Неоднократность применения норм приказа подтверждается, в частности, то, что на его основании было проведено три конкурса – 20.10.2009, 23.10.2009 и 29.10.2009.             

Пункт 1 приказа Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009 и приложение № 1 к нему содержат новые обязывающие правовые нормы, направленные на реализацию гражданских и экономических прав граждан – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, изъявивших желание принять участие в конкурсе.  Так, например, требование о предоставлении для рассмотрения конкурсной комиссией конкурсного предложения и иные нормы права, изложенные в пунктах 2.4-2.6 приложения № 1 относятся с учетом Указа Президента Чувашской Республики от 28.07.2003 № 77 к новым правовым нормам, не содержащимся в иных правовых актах большей юридической силы. Таковыми актами являются Федеральный закон «О животном мире», Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 № 569,   Положение  о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283.

Следовательно, комиссия, созданная на основании не вступившего в силу приказа рассматривала конкурсную документацию, которая была сформирована и представлена на конкурс на основании не вступившего в силу нормативного положения того же приказа.

С учетом изложенного, представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике считают, что деятельность такой комиссии не основана на нормах права.

В нарушение пункта 6 Положения  о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283 Госохотрыбслужба Чувашии по собственному усмотрению включила в состав комиссии должностных органов государственной власти, не указанных в перечне, предусмотренном                     в пункте 6 вышеназванного Положения (Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и РГУ «Чувашское охоторыбуправление»), а также трех должностных лиц Госохотрыбслужбы Чувашии.       

Приказ Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009 и приложение № 2 к нему содержат нормы, обязывающие конкретных должностных лиц МВД ЧР, Минстроя ЧР, РГУ «Чувашское охоторыбуправление», Минприроды ЧР и Минсельхоза ЧР во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283принимать участие в деятельности комиссии, организованной Госохотрыбслужбой Чувашии.

Несмотря на вышеизложенное,  Госохотрыбслужбой Чувашии не были предприняты установленные Указами Президента Чувашской Республики             от 28.07.2003 № 77 и от 21.11.2001 № 110 действия по государственной регистрации приказа № 72 от 11.09.2009 и его официального опубликования.

С учетом данных обстоятельств,   Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике указывает, что приказ  Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009 не влечет правовых последствий как не вступивший в силу нормативный правовой акт и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.                                    

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв                     с 11 часов 00 минут 11.02.2010 до 15 часов 00 минут 16.02.2010.

Представитель ОАО «Вурнарский мясокомбинат» в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по ранее изложенным доводам, пояснив, что заявитель оспаривает процедуру принятия конкурсной комиссией Госохотрыбслужбы Чувашии решения от 23.10.2009. Положение  о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283 не предусматривает балльного голосования, но, несмотря на это конкурсной комиссией Госохотрыбслужбы Чувашии была применена балльная система голосования. 

В нарушение пункта 6 Положения  о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283 Госохотрыбслужба Чувашии включила в состав комиссии должностных лиц Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и РГУ «Чувашское охоторыбуправление».

ООО «Красный бор» для участия в конкурсе были представлены документы не соответствующие действительности, а именно обращение местных жителей Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение № 9 (л.д. 114- 115 Том 4), что подтверждают объяснения местных жителей (л.д. 93 – 97 Том 5).                          

Госохотрыбслужба Чувашии не представила доказательства опубликования протокола заседания конкурсной комиссии до получения письменного мнения члена комиссии ФИО8 от 29.10.2009.

Представитель Госохотрыбслужбы Чувашии в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве               от 16.02.2010, пояснив, что действие приказа Госохотрыбслужбы Чувашии  № 72 от 11.09.2009 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса», обладая признаками нормативного правового акта, не является таковым, поскольку его действие распространяется на неопределенный круг участников конкурса, а распространяется только на заранее определенных претендентов, отобранных в два этапа, специально приглашенных для участия в конкурсе.

Вышеназванный приказ рассчитан на однократное применение, то есть на проведение одного конкурса по предоставлению в пользование объектов животного мира.

 Госохотрыбслужба Чувашии фактически проведен один конкурс на предоставление в пользование объектов животного мира в три этапа – начало конкурса 20.10.2009 и его продолжение 23.10.2009 и 29.10.2009.

Извещение о результатах конкурса опубликовано в газете «Советская Чувашия» № 216 от 13.11.2009, в котором конкурс употребляется в единственном числе, что подтверждает проведение одного конкурса в три этапа. Наличие в составе конкурсной комиссии представителей различных ведомств не придает вышеуказанному приказу Госохотрыбслужба Чувашии межведомственный характер.

Поскольку приказ Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009 не распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитан на проведение одного конкурса, не носит межведомственный характер, следовательно, не является нормативным правовым актом и на него не подлежат распространению требования к регистрации нормативных правовых актов, предусмотренные Указом Президента Чувашской Республики № 77 от 26.07.2003.                                   

Госохотрыбслужба Чувашии считает, что применение наряду с голосованием бального метода оценки предложений претендентов не повлияло на результаты конкурса, а способствовало объективности оценки каждым членом комиссии предложений претендентов.

До установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» порядка проведения конкурсов на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.06.2005 № 115–ФЗ «О концессионных соглашениях» (Часть 3 статьи 52 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В статьях 21 – 35 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусмотрена процедура проведения конкурса, при этом в статьях 24 и 32 указанного Закона предусмотрена возможность применения бального метода оценки критериев конкурса, в статье 24 возможность применения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса в диапазоне от нуля до единицы.

С учетом изложенного, Госохотрыбслужба Чувашии считает, что конкурсная документация, утвержденная пунктом 1 приказа № 72 полностью соответствует законодательным актам, имеющим большую юридическую силу, то есть постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики  от 31.08.2009 № 283 и Федеральному закону «О концессионных соглашениях».

Последующая отмена приказа Госохотрыбслужба Чувашии № 72 приказами № 100, № 107  и № 9 только в части утверждения конкурсной документации не повлияла на результаты проведенного конкурса, поскольку он фактически повторял критерии оценки представленных участниками конкурса документов и порядок определения победителя конкурса, предусмотренные Положением о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики   от 31.08.2009 № 283, Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 № 569, Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Все кандидаты в состав конкурной комиссии Госохотрыбслужбой  Чувашии были согласованы в установленном порядке.

Включение в состав конкурсной комиссии представителя Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики связано тем, что в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.03.2009 министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, являясь заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики координирует работы органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере проведения государственной политики в сфере природопользования, экологии и охраны окружающей среды, координирует работу Госохотрыбслужбы  Чувашии и Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Представитель ООО «Красный бор» в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что конкурс был проведен в соответствии с действующим законодательством. ОАО «Вурнарский мясокомбинат» не указало, какие его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены. ОАО «Вурнарский мясокомбинат» не доказало, что занимается предпринимательской деятельностью в области охотничьего хозяйства. Заявитель злоупотребляет своим правом на обращение в суд. Требование о проведении нового конкурса необоснованно, так как ОАО «Вурнарский мясокомбинат» уже участвовало в конкурсе, то есть реализовало свое право. Оценка конкурсной документации относится к компетенции конкурсной комиссии. Полномочия конкурсной комиссии не могут быть делегированы суду, что подтверждается судебной практикой. Конкурс проводился Госохотрыбслужбой Чувашии, в том числе путем установления критериев оценки путем балльной системы. Состав конкурсной комиссии был легитимным.

Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике поддержали заявление ОАО «Вурнарский мясокомбинат» в части требований о признании незаконным решения конкурсной комиссии, указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола № 3 от 23.10.2009 по проведению конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике о признании ООО «Красный бор» победителем конкурса, пояснив, что никакими нормативно-правовыми актами не предусмотрено участие в составе конкурсной комиссии представителя Минстроя Чувашии. Госохотрыбслужба Чувашии не предприняла достаточных мер, чтобы согласовать кандидатуры Управления ФАС по Чувашской Республике и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике. Приказ Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009 издан во исполнение Положения о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 № 283, при этом содержит новые нормы, нормы обязывающие другие органы, следовательно, указанный приказ должен быть зарегистрирован. Согласно Указу Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 № 110, если акт не прошел государственную регистрацию, не был опубликован, он является недействующим. Приказ Госохотрыбслужбы Чувашии № 72 от 11.09.2009 является нормативно-правовым актом. У ОАО «Вурнарский мясокомбинат» было нарушено право пользования объектами животного мира, которое он бы получил.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв                     с 16 часов 00 минут 16.02.2010 до 15 часов 00 минут 18.02.2010.

Представитель ОАО «Вурнарский мясокомбинат» в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил суд признать недействительным решение конкурсной комиссии, указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола № 3 от 23.10.2009 по проведению конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике о признании претендента ООО «Красный бор» победителем конкурса и обязать Госохотрыбслужбу Чувашии провести новые торги – конкурс или аукцион в соответствии с действующим законодательством на  предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики площадью 34, 8 тыс. га.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнения к заявленным требованиям.

Представитель ОАО «Вурнарский мясокомбинат» в судебном заседании просил суд признать недействительным решение конкурсной комиссии, указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола № 3              от 23.10.2009 по проведению конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике о признании претендента ООО «Красный бор» победителем конкурса и обязать Госохотрыбслужбу Чувашии провести новые торги – конкурс или аукцион в соответствии с действующим законодательством на  предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики площадью 34, 8 тыс. га. по ранее изложенным доводам.     

Представитель Госохотрыбслужбы Чувашии в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве               от 18.02.2010, пояснив, что организатор конкурса - Госохотрыбслужба Чувашии провел конкурс в полном соответствии с действующим законодательством, как республиканским, так и федеральным, и при этом не допустила никаких нарушений правил проведения такого конкурса                   (на предоставление в пользование объектов животного мира), установленных законом.

Заявителем не указано, какие правила, утвержденные какими законами, нарушены организатором конкурса - Госохотрыбслужбой Чувашии при проведении конкурса, результаты которого оспариваются.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики                       в судебном заседании указал о незаконности и необоснованности заявленных требований по ранее изложенным доводам, представив проект распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики о предоставлении                       ООО «Красный бор» охотничьего участка, площадью 34,8 тыс.га Вурнарского района Чувашской Республики.        

Представители третьего лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике в судебном заседании указали на законность и обоснованность заявленных требований, пояснив, что Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий является нормативным правовым актом, распространяющим своё действие на неопределенный круг лиц, изъявивших желание получить долгосрочную лицензию. Нет ни одной нормы права, запрещающей лицам, даже подавшим заявки с теми или иными недостатками, принять участие в конкурсе. Напротив, Федеральный закон «О животном мире» прямо запрещает ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром (статья 39).

На момент издания приказа никакого «отбора» в «определенный круг лиц» произведено не было и его действие распространялось на неопределенный круг лиц, изъявивших желание и подавших в Кабинет Министров Чувашской Республики заявки на получение охотничьих животных в пользование установленной формы с приложениями.

Представитель третьего лица - ООО «Красный бор» в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по ранее изложенным доводам.

В связи с заменой  в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчика - ООО «Красный бор» на третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по делу № А79-13378/2009 и истребованием дополнительных доказательств, суд считает необходимым отложить судебное разбирательство по настоящему делу в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 158, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отложить рассмотрение дела на 17 марта 2010 года на 15 час. 00 мин.

Третьему лицу - Кабинету Министров Чувашской Республики – представить ответ на письмо ОАО «Вурнарский мясокомбинат» № 245               от 11.11.2009, мотивированные письменные пояснения о дате подготовке проекта распоряжения о предоставлении ООО «Красный бор» в пользование   охотничьего участка в Вурнарском районе Чувашской Республики  площадью 34,8 тыс. га, на основании проведенного конкурса Госохотрыбслужбы Чувашии 23.10.2009.      

Судья                                                                                 А.А. Афанасьев